За пределами обыденности

Как воспитывать ответственность и показать детям мир

00:00, 09 августа 2013г, Общество 1098


За пределами обыденности Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Последние два года для руководителя ансамбля народной музыки «Жалейка» барнаульского ДК «Южный» выдались богатыми на всевозможные почести и награды: в 2012-м Сергей Десятов получил звание заслуженного работника культуры, а другие участники коллектива – муниципальные награды. Кроме того, дети весьма успешно участвовали в музыкальных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом. Впрочем, удивляться нечему: все 33 года своего существования «Жалейка» постоянно менялась, постепенно превратившись из чисто инструментального детского коллектива в универсальный ансамбль народной музыки. Трудно поверить, но эта история, ставшая для Сергея Емельяновича делом жизни, когда-то начиналась как студенческая подработка.

Предъявить свидетельства последних конкурсных успехов непросто, Сергей Десятов просматривает одну за другой несколько толстенных папок с дипломами всевозможных фестивалей: «Сначала подсчитывал, а потом бросил».

Итак, в прошлом году коллектив отличился на Международном фестивале «Под небом Парижа», который был призван познакомить французов с традиционной русской культурой. Как говорит руководитель, для самих ребят это была возможность составить представление о том, что там, за пределами обыденности. В декабре 2012 года сразу три возрастные группы «Жалейки» участвовали в фестивале «Золотая нота» (причем две стали лауреатами, а самая младшая – дипломантом I степени). Затем была поездка в Санкт-Петербург на фестиваль-конкурс «Русская сказка», где лауреатами стали дети 11-12 лет из младшей подростковой группы.

– Мы тогда взяли казачью песню времен Великой Отечественной войны «По дороге пыль клубится», – рассказывает Сергей Емельянович. – Если помните, в советское время сначала шел процесс расказачивания, но во время войны были сформированы целые казачьи конные дивизии. Песня – свидетельство этой истории, чем и интересна. Мы вообще стараемся брать разные жанры, чтобы у детей оседало в памяти, что откуда взялось. А то бывает, спрашиваешь: казаки – русские? Нет, отвечают, не русские! (Смеется.)

– И вы пытаетесь восполнять такие пробелы?

– Это само собой происходит во время освоения нового репертуара – встречаются диалектные обороты, незнакомые слова и ситуации. Что значит, например: «Эй, свекор, невестку побуживай!»? Объясняешь детям, что раньше невестка жила с родителями мужа, а главным человеком в доме был свекор, которому все должны были подчиняться.

Поездка в Петербург принесла «Жалейке» диплом лауреата I степени (Гран-при ансамбль получил еще на предыдущем конкурсе). Ну а в марте коллектив съездил в Пекин на Второй международный фестиваль детского и юношеского творчества «Хрустальный лотос». Десять человек только добирались до китайской столицы пять дней, хотя все дорожные коллизии, по словам Десятова, тоже входят в содержание самого фестиваля. Но главное преимущество таких поездок – знакомство с совершенно другой культурой. Собственно, «Хрустальный лотос» и был задуман для такого сопоставления, в нем участвовали китайские коллективы, работающие в разных музыкальных направлениях, и ансамбли практически со всей России. Результат «Жалейки» – диплом лауреата I степени в номинации «Народный вокал» и море впечатлений, полученных участниками. Их родители потом еще несколько недель слушали истории про Великую Китайскую стену, шелковую и камнерезную фабрики и про то, как трудно есть палочками.

У ансамбля уже столько всевозможных побед, что сейчас из пачки приглашений на фестивали руководитель выбирает такие, где возможность обеспечить безопасность детей сочетается с познавательной программой.

Эффект многодетной семьи и другие методики

Ансамбль «Жалейка» интересен прежде всего тем, что все его педагоги и участники владеют несколькими музыкальными инструментами, вокальной спецификой и соприкасаются с хореографией.

– Эта универсальность заложена в самой природе русской народной музыки, – объясняет Сергей Десятов, баянист по первому музыкальному образованию. – В советское время народную культуру пытались искусственно поделить на жанры и развести пение и танец по разным углам, а это ведь цельное явление. Узкая специализация, конечно, повысила исполнительский уровень, но привела к утрате этого синкретизма, неразделимости народной культуры. А так как у нас получают путевку в жизнь люди, которые потом продолжают профессиональное
обучение, то эта универсальность позволяет им впоследствии неплохо зарабатывать. Кстати, все наши выпускники последних десяти лет, уехавшие учиться, остались в Москве. Это показатель их востребованности, но, с другой стороны, мне хотелось бы вырастить преемника, которому можно передать руководство ансамблем. Задумываюсь, может, начать учить хуже? (Смеется.)

– А почему так важно именно воспитать будущего руководителя ансамбля?

– Просто человек, не прошедший школу «Жалейки», не сможет ею руководить. Наша методика нарабатывалась по крупицам, ее нужно пропустить через себя. Нужно быть тем самым универсальным артистом и еще обладать педагогическими навыками, которые мы стараемся воспитывать посредством шефской работы. Дело в том, что каждая группа у нас является шефом для младших детей, например, четвероклассники за руку выводят на сцену детей детсадовского возраста. Они сами-то еще бестолковые, но именно с такого возраста и начинается воспитание ответственности за других и за общее дело. Это «эффект многодетной семьи», с которым мы, к сожалению, не сталкиваемся в обыденной жизни, он важен и в воспитательном, и в творческом процессе. Ведь на сцену мы выходим вместе и если кто-то не справляется, плохо подумают про всех.

– Как складывалась ваша авторская методика обучения?

– Очень долго. По первому образованию я инструменталист, с дипломом руководителя самодеятельного оркестра русских народных инструментов приступил к работе в 1980 году. Попал в ДК «Южный» по распределению еще на последнем курсе, решил организовать инструментальный коллектив – какой студент не подрабатывает? И вскоре столкнулся с проблемой: если вы когда-нибудь бывали на конкурсах оркестровых коллективов, то наверняка заметили, что, когда музыканты играют, заслушаешься, а выход на сцену и уход за кулисы выглядят не очень-то эстетично. Мы начали с азов сценического движения. Потом попались интересные партитуры, где нужно было петь, – так сложилась сначала женская вокальная группа, потом мужская, и весь оркестровый коллектив запел. Изменения проходили не безболезненно, я тогда потерял едва ли не полколлектива, потому что кто-то хотел только играть. Ну а следующий шаг – заняться хореографией, больше десяти лет мы ведем эту работу и уже получаем некоторые результаты на хореографических конкурсах. Так что сейчас мы успешно выступаем в трех жанрах.

Еще одно ноу-хау Десятова – внутренний конкурс в ансамбле. Ведь кроме коллективизма нужно воспитать в будущих музыкантах еще и здоровое честолюбие! Поэтому вместо отчетного концерта для родителей в каждой возрастной группе теперь проходит конкурс, к которому дети готовят индивидуальные программы. Оценивают выступления приглашенные педагоги из учреждений культуры.

Вообще, поиск новых путей развития тут никогда не останавливается, но с методикой у Сергея Десятова действительно все складывается последовательно и логично. А вот свое симпатичное название (жалейка – это небольшая дудочка с резонатором в виде рога) ансамбль получил в результате путаницы. Изначально это имя носил студенческий ансамбль под руководством молодого преподавателя института культуры Евгения Борисова – того самого, что позже основал Великорусский оркестр «Сибирь». Однажды Евгений Иванович принес на занятия народные инструменты и сказал студентам (в числе которых был и Сергей Десятов): «Я точно не знаю, где тут какой, но давайте попробуем поиграть».

Как вспоминает наш собеседник, в силу неосведомленности студенты не просто попробовали играть, а стали готовиться к всероссийскому конкурсу, который прошел в Ленинграде в 1979 году! Там выяснилось, что «Жалейкой» называется еще и экспериментальная группа знаменитого академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова. Молодые барнаульские музыканты тогда познакомились с опытными коллегами, получили образцы неизвестных им инструментов, а у Сергея Десятова возникла идея создать детский ансамбль. Но в первые годы его существования руководитель все никак не мог придумать ему название. И вот накануне десятилетия коллектива в одной газете вышло интервью с Сергеем Емельяновичем, в котором журналист по ошибке назвал «Жалейкой» именно детский ансамбль. К тому времени группа осиповского оркестра и студенческий ансамбль давно распались и название закрепилось за коллективом из ДК поселка Южного. «С тех пор стараемся соответствовать имени, – говорит Сергей Емельянович. – Как ни странно, даже в этом анекдотичном случае я вижу важный принцип преемственности».

Объединяющее начало

Для ансамбля народной музыки это действительно основополагающий принцип. А у кого перенимать традиции, как не у носителей? По одному из образований Сергей Десятов является специалистом по фольклору и много лет собирает материал по традиционной инструментальной культуре региона. Главная особенность сибирской культуры – в ее полиэтничности, объясняет он. Здесь можно встретить песни с русским запевом и асемантическим припевом, в котором используются тюркские обороты, – в европейской части России такое невозможно. Основным источником информации являются труды специалистов по фольклору Западной Сибири, но были времена, когда участники ансамбля устраивали почти настоящие этнографические экспедиции, совмещенные с турпоходами.

– Приезжали, допустим, в Чарышский район, знакомились с местными исполнителями – носителями традиционной культуры, – рассказывает Десятов. – Сам процесс общения с этими людьми интересен для детей, ведь они могут рассказывать такие вещи, которые в официальной прессе не публиковались. Ну а потом мы собирали рюкзаки и уходили на кордоны. Все это тоже воспитывает, потому-то на прошлогоднем конкурсе во Франции мне так приятно было услышать от детей: «В Париже, конечно, здорово, но дома лучше». Я считаю это очень важным итогом нашей работы.

– И все же народной музыке непросто конкурировать с более популярными у подростков направлениями. Почему же они ходят сюда годами, а потом приводят своих детей?

– Репетиции – это же не только достижение какого-то музыкального результата, но и диалог, которого нам так часто не хватает! Компьютерные болезни подростков зачастую идут от одиночества, а взаимодействие в разновозрастной группе от него избавляет. Каждый ощущает себя нужным, причастным к чему-то большему, вносит свою лепту и получает общественное признание. Я вам больше скажу, за три десятилетия у нас в ансамбле сложилось 18 семейных пар – этим я горжусь, пожалуй, больше, чем всеми дипломами.

Когда в ансамбль приходят пятилетние новички, их не учат – с ними играют, говорит Сергей Десятов. Занятия идут меньше часа, но за это время малыши успевают «объехать» всю планету, нарисовать песню или сочинить слова к музыке. Все это – идеи его супруги Веры Васильевны, куратора младшей группы и хормейстера ансамбля. С ее приходом и сложилась практика возрастного деления. Кроме супруги ансамблю помогает еще балетмейстер Валентин Бузин, а всем остальным занимаются участники старшей группы, которые пробуют себя в качестве концертмейстеров, разводных балетмейстеров, иногда хормейстеров. Это, кстати, тоже воспитательный момент: такая работа дает представление о специальности и позволяет молодым людям определиться, стоит ли им связывать свою жизнь с музыкой.

– Многие ли в итоге сделали народную музыку делом своей жизни? – спрашиваю Сергея Емельяновича.

– Примерно два десятка выпускников ансамбля. Среди них есть исполнители государственных коллективов и педагоги. Кто-то сейчас учится: Катя Жданова окончила Московский государственный университет культуры и искусств и планирует поступать в аспирантуру. В Российской академии музыки им. Гнесиных учится Вова Пудовкин, который недавно прослушивался в хор имени Пятницкого. В этом году уехал поступать в Гнесинку Миша Тагильцев – результатов пока не знаю, но место в Московском университете культуры ему уже гарантировано. На третьем курсе Алтайского государственного музыкального колледжа учится Максим Захаров. Бывали, конечно, случаи, что человек получал музыкальную специальность, но уходил в другую сферу, но вовремя признать ошибку тоже важно. Потому что в музыке ценится только талант, только то, что ты лучше всех.

Сыновья Сергея Емельяновича, разумеется, тоже прошли школу «Жалейки». Старший Даниил, поработав в Национальном академическом оркестре им. Н.П. Осипова, создал с друзьями свой ансамбль в Москве. Младший Дмитрий учится в МГУКИ.

– Мне приятно, что с течением времени у нас остаются общие темы для разговоров. Бывает, что спорим до хрипоты по поводу инструментовок, но музыка нас все-таки объединяет! – улыбается Сергей Емельянович.

– Когда вы только пришли в ДК «Южный», могли предположить, что ансамбль станет делом всей жизни?

– Конечно, нет! (Хохочет.) Думал, года три отработаю и больше меня тут не увидят. Но выяснилось, что вместе с детьми я тоже учусь, и эта учеба продолжается уже три десятилетия. Приходится соответствовать!

Фоторепортаж