Особенный год

29 августа состоялась пресс-конференция начальника Главного управления образования и молодежной политики края Юрия Денисова

00:00, 31 августа 2013г, Общество 1822


Особенный год Фото №1

на ней главным образом обсуждалось, как скажется на отрасли вступление в силу нового федерального закона.
Кроме того, глава управления сообщил, что на очередной сессии АКЗС только что был принят краевой закон и теперь можно предметно говорить о том, что предстоит сделать в ближайшее время. Грядущий учебный год будет во многих отношениях особым: краю предстоит заниматься реализацией указов президента, касающихся всей образовательной сферы, а также краевых модернизационных программ. При этом новый краевой закон, как подчеркнул Юрий Денисов, сохраняет все нормы ранее действовавшего, которые прошли практическую проверку. А вот большинство вопросов к нему было связано с возможным увеличением родительской платы за детский сад, и на них пока существует только самый общий ответ – объявить конкретные цифры обещают к середине следующей недели.

Итак, по новому законодательству определяется статус педагогов. Уровень их заработной платы должен быть не ниже средней по региону. Меняется и статус дошкольного образования, который становится уровнем общего образования, что изменит в том числе механизмы его финансирования. С 2014 года образовательная часть деятельности детских дошкольных учреждений будет финансироваться из краевого бюджета. В области общего образования новый закон повышает требования к качеству, вводится понятие ее независимой оценки.

Кроме того, закрепляется сетевая форма обучения, в том числе электронная, дистанционная, что важно для края: из 1206 наших школ многие являются малокомплектными и без активного взаимодействия с базовыми общеобразовательными учреждениями создать в них приемлемый уровень
качества образования невозможно. Также закон улучшает условия обучения в коррекционных школах-интернатах (в частности, предписывает обеспечивать воспитанников одеждой) и работу с одаренными детьми.

Чтобы выполнить все эти требования, краю необходимо повышать кадровый потенциал и создать современную информационную сеть – краевой образовательный портал. Еще один важный момент касается взаимоотношений с родителями, которые зачастую не знают ни планов властей по реформированию отрасли, ни последовательности их выполнения.

Также, по словам Юрия Денисова, в создаваемых в крае новых школах не должно быть отстающих, и в этом плане работа пока не очень эффективна:

– Повышать показатели каждого образовательного учреждения мы должны не только за счет улучшения лучших показателей, а прежде всего работая с теми, кто имеет затруднения в освоении образовательной программы, с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной ситуации. А для этого нужны дополнительные знания. Так что в программах повышения квалификации педагогов и руководителей особое внимание будет уделяться психолого-педагогической компоненте.

Современные условия в школах предполагают внедрение передовых технологий, создание автоматизированных рабочих мест для учеников и учителей. Завершается программа по модернизации школьного питания, которую Юрий Денисов назвал грандиозным проектом: в этом году осталось оснастить оборудованием около 350 малокомплектных школ. В оставшихся 108 школах будут обустроены теплые туалеты, и не охвачены этими преобразованиями останутся единицы учебных заведений, расположенные в населенных пунктах без водопровода. Но и в этих школах, по заверению главы управления, эта проблема будет каким-то образом решаться. Что касается школьных автобусов, то край сегодня покупает не только новые, но и планово заменяет те, у которых истек срок эксплуатации.

Однако наибольшее внимание было уделено дошкольному образованию – тема родительской платы является наиболее социально чувствительной. В эти дни управление видит свою задачу в том, чтобы не только установить и согласовать с родителями ее уровень, но и сформировать свою политику на ближайшую перспективу. «С этой точки зрения мы изучаем опыт всех регионов России, и все они сегодня испытывают такие же трудности. Мы в постоянном контакте с министерством, Государственной думой и другими регионами».

Если коротко, то совершенствование системы дошкольного образования и создание комфортных условий для детей неизбежно потребует дополнительных ресурсов. Многое тут зависит от профессионального уровня воспитателя, которому полагается и соответствующее вознаграждение. Родительская плата и уровень зарплат воспитателей пусть не напрямую, но связаны: растет плата – увеличиваются возможности муниципалитетов, и «не видеть этого нельзя».

До принятия нового закона ключевой принцип формирования родительской платы состоял в том, что она не должна превышать двадцати процентов от реальных затрат – эти расчеты предоставляли муниципалитеты. Но эта цифра использовалась еще и для определения размера компенсации из краевого бюджета (на одного ребенка – 20 процентов, 50 – на второго и 70 – на третьего). В новом законе полномочия в определении платы за садик – у муниципалитетов, но с учетом того, что часть ее будет все так же компенсироваться из краевого бюджета, край продолжит регулировать эту норму, поэтому внезапных, несогласованных повышений обещают не допустить.

– Кроме того, размер родительской платы зависит от наполняемости садика. В крае особая образовательная сеть: мы первые по количеству малокомплектных школ, – сказал Юрий Денисов. – Но точно такая же ситуация и в дошкольном образовании: 65 процентов детских садов находится в сельской местности, из них 75 процентов – малокомплектные. И содержание там гораздо дороже, чем в полнокомплектном.

По словам начальника управления, краевые власти рассматривали несколько вариантов определения этой суммы: среднюю норму по региону, два вида платы для городских и сельских садиков, но сейчас решено, что для каждого муниципалитета будет установлен свой норматив. Причем за основу будут взяты показатели, сложившиеся на текущий момент. С учетом того, что в большинстве садиков плату нужно вносить в первой половине месяца, окончательные цифры обещаны родителям к 4 сентября.

Еще один важный момент – школьная форма, «новое обстоятельство с далеко идущими последствиями».

– Школьная форма в первую очередь для ученика, чтобы ему было удобно и психологически комфортно. Как нам оценить отношение школьников? Мы должны разработать опросники. Базовые школы мы оснастили современным швейным оборудованием, и классы смогут использовать эти возможности, чтобы сделать какие-то нашивки. Но главное, чтобы эта форма вызывала чувство гордости у учеников. Мы осознанно не стали ускорять реализацию этого вопроса, рекомендовав учителям и родителям начать с формирования делового стиля. И, по данным нашего мониторинга, 82 % школ выбрали именно такой подход, а в 18 % дети придут в новой форме.

Через несколько месяцев, как обещает Юрий Денисов, отношение к нововведению проанализируют и появятся некие конкретные решения. Местные производители, как отмечают в Главном управлении, готовы на инвестиции, чтобы их изделия отвечали высоким требованиям.

Фоторепортаж