Синие камни Лазурки

«Алтайская правда» попала на место, где медь, свинец, золото, серебро можно собирать горстями…

00:00, 06 сентября 2013г, Общество 3985


Синие камни Лазурки Фото №1

Правильно ли будет сказать о селе Лазурка Змеиногорского района, что оно находится во глубине сибирских руд, если руды эти дают о себе знать, раскрашивая камни окрест села в синий и зеленый цвета? Руда здесь не прячется – она на виду, она красуется, она показывает себя всем.

Село, названное по имени месторождения (Лазурское), открытого здесь еще в XVIII веке демидовскими рудознатцами.

- Можно представить себя в роли тех промысловиков, которые более 200 лет назад пришли на Алтай. У кого-то были знания о рудах. Если есть зелень – это, скорее всего, малахит, а малахит – это медь. Медь – это пушки. Поэтому и заинтересовался Демидов этими местами, – говорит Сергей Бергер, создатель музея «Мир камня», автор уникальной книги «Славный Алтай-камень» и вообще энтузиаст геологии.

Впрочем, самые первые шахты появились здесь в незапамятные времена.

- Самые хорошие места были разведаны, еще когда эти места населяла чудь, – говорит Сергей Бергер. – Как они все это понимали? Каким чутьем?

От чуди остались шурфы, которые увидели демидовские рудознатцы и которые стали для них подтверждением перспективности разработок.

Внешне Лазурка – это невысокие то ли скалы, а то ли просто камни. Они красные, но то и дело видны на них чернильно-синие или светло-зеленые пятна. Краски эти завораживают.

Название «Лазурское» – от минерала азурит, одного из карбонатов меди, который и красит здешние камни в синий цвет. В отвалах азурит встречается вместе с малахитом.

- Когда камень синий – это проявление меди, и меди в нем больше, чем если камень зеленый. Медные руды очень красивы. Влага и время азурит превращают в малахит, – говорит Сергей Бергер, который готов рассказывать о камнях бесконечно. – Раньше художники делали краску синюю из азурита, а зеленую – из малахита. Поэтому картины эпохи Возрождения часто такие, будто художник был дальтоником, например, море зеленое! А художник рисовал море синим, просто азурит со временем перешел в малахит.

Из руды, добываемой на Лазурке, плавили медь, цинк и серебро.

- Тут есть и золото, но технологии демидовских времен не позволяли добыть его из руды, – говорит Сергей Бергер.

Разработки велись здесь до 1870 годов. Добыто было около 3 тысяч тонн меди, около 400 тонн свинца, около 1200 тонн серебра. Но с ликвидацией меднорудной промышленности на Алтае остановились работы и на Лазурке. Пишут, что довольно долго в надежде на возобновление работ одна из штолен поддерживалась в рабочем состоянии. Потом месторождение забросили окончательно.

- Но если вдруг обнаружится интерес и до Лазурки дойдут руки, при современных технологиях отсюда можно много чего извлечь, – считает Сергей Бергер. – Сюда могут прийти, да и придут…

Пока Лазурка снова не стала промышленным объектом, она – одна из достопримечательностей туристического маршрута «По следам «Царицы ваз».

Посмотреть есть на что: шахты и штольни, в которых когда-то кирками рубили руду безвестные горные рабочие, представляют собой живописные таинственные руины. Входы в них полузасыпаны, на месте одной из шахт даже образовалось озеро нешуточной глубины (60 метров) и необычного зеленого цвета (еще одно такое же зеленое озеро есть в Третьяковском районе, возле деревни Семеновки, где тоже добывали медь).

Туристы при виде красных камней с синими и зелеными пятнами, провалов шахт и малахитового цвета озера ахают, глаза у них начинают светиться от жажды приключений. Всем хочется внутрь шахты. Однако нельзя, опасно. От глупостей предостерегает и памятник на берегу малахитового озера – несколько лет назад решил человек помыть машину, въехал в озеро и ухнул на 60-метровую глубину.

 

Кстати
По данным геологов, в недрах Лазурского месторождения до сих пор имеется 43,4 тысячи тонн свинца, 175,6 тысячи тонн цинка, 45,1 тысячи тонн меди, 114,6 тонны серебра, 2637 килограммов золота, а также, 726,5 тонны кадмия, 406 тысяч тонн селена.

Фоторепортаж