Таким мы и видим Алтай

00:00, 06 сентября 2013г, Культура 2717


Таким мы и видим Алтай Фото №1

В Художественном музее последние недели проходит выставка работ одного из первых алтайских профессиональных авторов – Андрея Никулина. Экспозиция «Алтаю дар, с любовью возвращенный» посвящена 135-летию мастера и представляет в числе прочего работы, никогда ранее не показывавшиеся в Барнауле. Среди них – недавно отреставрированный пейзаж «Река Катунь. Устье реки Ануя» и яркая декоративная работа «Бай-Джера». Кроме того, решено было показать единственный имеющийся в ГХМАК портрет, написанный Андреем Осиповичем, правда, о его модели совсем ничего не известно…

Предыдущая большая выставка его работ, проходившая пять лет назад, называлась «Первый сибирский импрессионист». А сейчас посетителям решили напомнить, что абсолютное большинство из 148 имеющихся в фондах живописных и графических произведений Андрея Осиповича были переданы в дар учениками, коллегами и потомками и только 22 работы были музеем приобретены.

Коллекция стала складываться в начале 1960 годов, вскоре после основания Художественного музея, и первое серьезное поступление было из фондов «Мосфильма», где мастер работал декоратором и разрабатывал художественные эффекты, а также из личного собрания его близкого друга и ученика Бориса Чеботарева. В 1930 годы Борис Маркович по протекции Никулина устроился на киностудию, а в 1959 году работал на Алтае на съемках фильма. Узнав, что в недавно открывшемся в Барнауле музее есть лишь один пейзаж его учителя («Катунь»), он поспособствовал передаче Алтаю большого количества его произведений.

Последнее значительное поступление никулинских работ в фонды ГХМАК произошло уже в 2002 году. Тогда на выставке «Золотая карта России» в Третьяковской галерее живописные произведения Андрея Осиповича музей представлял в числе самых ценных своих экспонатов. Там их и увидела московская родственница художника, решившая подарить музею еще несколько картин, хранившихся у нее дома (их оказалось более двадцати!).

Главная сложность для исследователей его творчества состоит в том, что у художника не было привычки подписывать и датировать свои работы, так что проследить этапность творчества, говорит куратор выставки Евгений Пешков, можно лишь в самых общих чертах, ориентируясь на биографические сведения. Например, небольшие этюды, на которых запечатлены очаровательные виды европейских городов («Этюд с гребцами», «Палермо. Закат», «Вид к острову Лидо» и др.), очевидно, были созданы в 1903-1906 годах во время пенсионерской поездки по Италии и Швейцарии. Молодой художник удостоился этой чести как выпускник-отличник Центрального училища технического рисования барона Штиглица. А натурный этюд «Митрофановская церковь в Петрограде» не мог быть написан позже конца 20-х, когда эта церковь была разрушена. С датировкой алтайских, кавказских и саратовских работ еще сложнее: получив место учителя рисования в Саратове, Никулин уехал в 1907 году, но каждое лето непременно возвращался на Алтай.

Что касается самых знаковых произведений мастера, то первое среди них – легендарное эпическое полотно «Голубой Алтай» («Алтайские белки»), написанное в 1908-1910 годах, – настоящая визитная карточка края. Есть легенда, что именно эту картину упомянул известный критик в своем отзыве на участие русских художников в Мюнхенской международной выставке 1913 года. «На выставке «Свободного творчества» интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая», – написал Сергей Глаголь. Тем и ценно наследие этого мастера, говорит Евгений Пешков, что наряду с Григорием Гуркиным он впервые дал своим землякам художественный образ Алтая и с тех пор мы видим его именно таким.

Однако не меньшего зрительского интереса заслуживают камерные, замкнутые по композиции, теплые и лирические работы художника, такие как «Река Кумир. Бучило», «Кедровый валежник», «Арасанский водопад» или «Камни на реке Белокурихе». Как объясняет куратор выставки, по специальности Никулин был театральным декоратором и это накладывало отпечаток на его живописное видение и манеру письма. Поэтому лучшими его произведениями считаются все-таки не панорамные виды (где мастеру не всегда удавалось проработать планы), а такие вот декоративные вещи, в которых блестяще схвачен особый свет и сконцентрировано настроение момента. Впрочем, эти тонкости запросто можно оставить искусствоведам и наслаждаться бескрайним простором пейзажей «Саратов. Лед тронулся» или «Гора Белуха с юга».

 

Справка «АП»
Андрей Никулин родился в Тобольской губернии в 1878 году. Когда он был ребенком, семья переехала в Барнаул. Став старше, он поступил в услужение к аптекарю, который, увидев однажды его рисунок, показал его местной интеллигенции. Хвалебные отзывы о работе мальчика, нигде специально не учившегося, сыграли решающую роль в его судьбе – родителей уговорили отдать юношу в Барнаульское окружное горное училище, где как раз велось преподавание рисования. На старших курсах Андрей Никулин участвовал в оформлении любительских спектаклей и благотворительных концертов, проходивших в Народном доме. И тут общественность снова приняла участие в судьбе таланта: Общество попечения о начальном образовании дало спектакль, средства от которого позволили ему учиться в Петербурге в Центральном училище технического рисования барона Штиглица на театрально-декорационном отделении.
Летом 1908 года в Барнауле состоялась первая персональная выставка художника, имевшая настолько большой успех, что Никулину предложили показать экспозицию и в Томске. В 1909 году персональная выставка художника открывается и в Саратове, где он в то время преподает. Он также работает над декорациями и костюмами для местного театра. Помимо российских выставок Никулин участвует в эти годы и в зарубежных.
После революции художник возвращается в Барнаул и становится членом Алтайского художественного общества и вместе с Еленой Коровай и Михаилом Курзиным участвует в выставках и руководит художественной студией. С 1924 года Андрей Никулин живет в Москве и работает на фабрике «Совкино» («Мосфильм») художником-фоновиком. Так или иначе он участвовал в оформлении всех картин, выпускаемых «Мосфильмом»: «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940). В 1944 году он участвовал в съемках сказки Александра Роу «Кащей Бессмертный» – считается, что именно он предложил снимать фильм на Алтае, в окрестностях села Озерки Тальменского района. Кроме прочего, Андрей Никулин был известен как изобретатель и экспериментатор, придумавший ряд новых приемов в сфере монтажа и художественных эффектов (например, в комбинированной съемке).
Ушел из жизни художник в сентябре 1945 года.

Фоторепортаж