Не впадая в панику

О налогах, грантах и уличной торговле в Барнауле

00:00, 13 сентября 2013г, Общество 2010


Не впадая в панику Фото №1

В прошлом году малый и средний бизнес в столице края демонстрировал положительную динамику: инвестиции в основной капитал выросли на четверть, выручка увеличилась на 43%, налогов перечислено на 5,6% больше. В этом году настроение у предпринимателей, по их словам, хуже. С января они больше платят в Пенсионный фонд, энергетикам, коммунальщикам, на фоне стагнации в экономике страны уменьшилась деловая активность, поползли вверх неплатежи.
Как городские власти помогают решать проблемы местного бизнеса? На этот вопрос отвечает председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула Александр Пугач.

В поисках консенсуса

- Действительно, рост страховых тарифов в Пенсионный фонд побудил некоторых предпринимателей закрыть дело, кто-то ушел в тень. Статистические данные говорят о том, что количество микропредприятий, индивидуальных предпринимателей уменьшилось, особенно с ноября по февраль. Но я бы не стал по этому поводу впадать в панику. Из 44 тысяч закрылись примерно 1300 субъектов малого бизнеса. Это те, кто действительно работал и показывал какое-то положительное движение по декларации о доходах. Остальные - так называемые нулевики. Часть предпринимателей перерегистрировалась из ИП в общества с ограниченной ответственностью (микропредприятия).

Темпы прироста несколько ниже, тем не менее за первый квартал зафиксирован рост абсолютных показателей. (За полугодие, к сожалению, статистика не готова.) Например, оборот предприятий малого бизнеса вырос на 200 миллионов рублей, прирост инвестиций в производство составил 185 миллионов рублей. Зарплата выросла с 11 600 рублей до 13 300, возросло число наемных работников.

Предприниматели не опустили рук. Это видно хотя бы по конкурсам на соискание грантов, которые ежегодно проводит администрация города. Если в 2011 году было 15 претендентов на один грант, в прошлом – 25, нынче уже 35. Значит, интерес к развитию растет.

- На августовской сессии Барнаульской городской думы сняли с рассмотрения вопрос о повышении ставки единого налога на вмененный доход. Его перенесли на сентябрь или октябрь. Ваше отношение к этой теме?

- Вопрос надо рассматривать двояко. С одной стороны, городской бюджет дотационный и нужно искать источники его пополнения. И, наверное, как вариант городской комитет по финансам, налоговой и кредитной политике, прорабатывая этот вопрос с Координационным советом предпринимателей, предложил увеличить налоговую нагрузку более чем в 1,5 раза. С другой стороны, только что на федеральном уровне решили отменить повышение размеров пенсионных отчислений. Только схлынула волна недовольства предпринимателей, и вторая волна не совсем уместна. Поэтому решили отложить и поискать консенсус так, чтобы это было не в тягость бизнесу, но и бюджет пополнялся. Думаю, на последующих заседаниях БГД решение будет принято.

- Ударил ли по владельцам торговых павильонов запрет торговать алкоголем?

- Не все можно мерить деньгами. Статистика говорит, что в основном продавали пиво и водку несовершеннолетним в ларьках. После запрета многие перепрофилировались. Кто-то занялся бытовыми услугами, кто-то – общественным питанием. Никто не умер.

Эффективность поддержки

- Недавно читал, что ваш комитет разрабатывает рейтинговую систему оценки, характеризующую эффективность поддержки малого бизнеса в целом и по каждому получателю без анализа финансовых документов. Как сейчас в городе оценивают эффективность поддержки и как она будет оцениваться после введения системы?

- Сегодня эффективность поддержки достаточно сложно оценить. Во-первых, она разная по видам. Во-вторых, бизнес-планы, которые предприниматели предоставляют на инвестиционную комиссию, имеют разную степень проработанности, какие-то более реальные, какие-то менее. Для нас же важен социальный эффект от реализации проекта. Нам интересен прирост рабочих мест с зарплатой не ниже среднеотраслевой в крае, объем инвестиций в развитие предприятия. Важно, чтобы росла выручка, мы уж не говорим о чистой прибыли. И, оценив в совокупности эти показатели, можно понять, эффективно потрачены предпринимателем бюджетные деньги или нет.

А пока смотрим, чтобы были выдержаны условия предоставления гранта: главное – это целевое использование бюджетных средств, создание новых рабочих мест, реализация проекта в соответствии с представленным бизнес-планом. Грантополучатель ежеквартально отчитывается в соответствии с подписанным договором.

Предприятие работает, а насколько эффективно – не ясно. А нам важно это понять, потому что желающих получить муниципальную поддержку много, а бюджетные средства ограничены.

- Сколько в этом году бизнес-проектов поддержано?

- Уже 27. В октябре и ноябре будут проведены дополнительные конкурсные отборы по предоставлению поддержки предпринимательству за счет средств софинансирования из краевого и федерального бюджетов.

Комитет в своей деятельности выстроил взаимодействие с управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры таким образом, что оказываемая поддержка практически не дублируется (за исключением грантов начинающим предпринимателям).

Мы уделяем внимание социально ориентированному предпринимательству, развитию групп дневного времяпрепровождения детей, внедрению инновационных разработок в городское хозяйство.

Например, недавно социальное предприятие «Фабрика обуви» получила 900 тыс. рублей. На эти средства приобретен автомобиль, оборудованный всем необходимым для пошива и ремонта обуви. В настоящее время предприятием оказываются услуги в пригородной зоне города.

У барнаульских предпринимателей пользуется популярностью компенсация части банковских процентов. Хотя эта поддержка очень хлопотная. И самому предпринимателю ежемесячно требуется представлять финансовый отчет, и нам проводить эти документы специальным распоряжением. Поэтому хотим изменить данный вид поддержки.

Кстати, используемый на краевом уровне механизм компенсации затрат на приобретенное оборудование не всегда работает из-за отсутствия первоначального капитала. Данная поддержка предполагает, что предприниматель приобретает оборудование, устанавливает, запускает, отчитывается и только после этого может получить субсидию. Но не каждый в состоянии найти залог, чтобы под него банк дал кредит на приобретение дорогостоящего оборудования.

Мы решили идти другим путем. Планируем сначала выделить грант, а потом требовать отчета. Это позволит малому бизнесу реализовывать свои бизнес-идеи, не влезая в долги.

- Будете ли вы развивать инфраструктуру поддержки малого бизнеса?

- В Барнауле достаточно обширная инфраструктура. Все краевые учреждения, работающие на малый бизнес, расположены здесь. Их около двух десятков. Барнаул в этом выигрывает по сравнению с другими территориями края. Кроме того, есть и сугубо городские структуры. Сегодня правильнее говорить не о расширении инфраструктуры, которая, на наш взгляд, представлена в городе в полном объеме, а об улучшении качества работы уже существующих организаций.

Одним из ярких элементов инфраструктуры поддержки в городе является Координационный совет предпринимателей при администрации города, на заседаниях которого ежеквартально обсуждаются проблемы бизнеса. Например, одно из последних было посвящено нехватке на предприятиях рабочих рук.

Вы знаете, в городе практически нет безработицы: всего 1800 человек зарегистрировано на бирже труда, или 0,4% от экономически активного населения. А количество вакансий в отдельные месяцы доходит до 12 тысяч. Практически во всех отраслях дефицит кадров, в том числе в торговле – 500 человек, общепите – 300 человек.

Рынки, торговые центры, киоски

- В этом году администрации города с трудом удалось продать два из трех муниципальных рынков – «Крытый» и «Юбилейный». Зачем их продают и почему долго не могли найти покупателей?

- Муниципалитет продает, потому что сданная в аренду муниципальная собственность используется неэффективно. Арендаторы меняются друг за другом, а имущество ветшает. Рынки доведены до плачевного состояния. Их продажа в частные руки позволяет надеяться, что они будут приведены в нормальное состояние. А с другой стороны, это пополнение муниципального бюджета.

- А почему Старый базар не удается реализовать?

- У этого рынка самое сложное техническое состояние и с землей не всё просто. Там есть участки, которые в свое время выкупил один предприниматель. Поэтому сформировать для продажи единую площадку очень сложно. Думаю, в конечном итоге эта задача будет решена.

- В Барнауле обеспеченность торговыми площадями превышает нормативы. Между тем за последние два года в городе открылось десять крупных торгово-развлекательных центров. Вы не считаете, что это перебор?

- Смотря с чем сравнивать. В настоящее время обеспеченность торговыми площадями у нас составляет 794 квадратных метра на тысячу жителей. Если на будущий год введем в эксплуатацию строящиеся торговые центры и два рынка на улицах Взлетной и Сухэ-Батора, то получится 850 метров. Это неплохая цифра. В Москве приблизительно столько же, но в Краснодаре – 1250 метров, в Екатеринбурге – почти 1200 метров. Другие города постепенно переходят на оценку обеспеченности современными торговыми площадями. У нас же в статистике учитываются все магазины, включая самые маленькие. Поэтому я не вижу переизбытка торговых площадей. Пока они востребованы населением, пусть строятся и работают.

- В то же время городские власти выступают за снос ларьков...

- Однозначно. У нас два с половиной года работает программа развития потребительского рынка. За это время мы снесли 1150 киосков и лотков, в том числе в районе ул. Мало-Тобольской и Малаховского рынка. Они не украшают город, в них нет нормальных условий для торговли.

- Но это же удар по микробизнесу...

- Мы проводили анализ ситуации по Центральному рынку и выяснили, что многие предприниматели арендовали там по 4-5 торговых точек, одновременно имея текстильные, обувные отделы в магазинах. Для них большого удара нет. И после того как мы расчистили ул. Мало-Тобольскую от торговых рядов, еще 400 лотков на территории рынка осталось. И почему-то они не востребованы предпринимателями.

Думаю, это связано с тем, что популярность торговли в открытых павильонах падает. Покупатели предпочитают приобретать товары в магазинах, где можно в комфортных условиях примерить вещь да и цены практически сравнялись с теми, что предлагают лоточники.

- А что скажете про бабушек, которые торгуют возле магазинов?

- Бороться с пенсионерами очень сложно. Реализуя продукцию со своих огородов, они получают дополнительный доход к небольшим пенсиям. Поэтому стараемся по-хорошему убеждать их уйти на рынки, где предусмотрены для этих целей бесплатные места.

- А на площади Спартака что за скопление продавцов?

- И наш комитет, и профильный комитет администрации Центрального района ежедневно проводят рейды, требуя прекратить незаконную торговлю. Только ослабь контроль – через день там возникнет импровизированный рынок.

- Не пробовали штрафовать?

- Пробовали. Штрафуем. Кроме того, Барнаульская городская дума обратилась к краевым депутатам с законодательной инициативой о значительном увеличении штрафа за несанкционированную торговлю. Вопрос находится в стадии обсуждения.

- Что с крупным рилейлом? Кто из игроков федерального уровня планирует в ближайшее время освоить Барнаул?

- Прощупывала почву IKEA, но пока фирма обосновалась в Новосибирске и в более мелкие города не идет. А вот McDonald’s с большой долей вероятности появится в Барнауле, как только построит в Новосибирске логистический центр.

Не исключено, что к нам придет «Магнит». Эта краснодарская сеть, по формату близкая к «Марии-Ра», уже освоила европейские города и вошла в Сибирский федеральный округ.

- У вас есть механизмы противостояния экспансии «Магнита»?

- Сеть вправе купить готовые помещения и торговать. Никакого административного регулирования при этом не требуется. Всё должно определяться спросом-предложением.

Наша роль – поддержать социально незащищенные слои. Для этого администрация города развивает сеть социальных магазинов, в которых продают продовольственную группу товаров с 10-процентной скидкой по специальной карте. Их уже 75, из них 19 объединены в союз. Это своего рода торговая сеть, которая привлекательна для поставщиков отсутствием входных бонусов. В результате закупки идут по более низким ценам и, соответственно, это сказывается на конечной цене продукции.

Кроме того, комитет организует ярмарки выходного дня. На такие мероприятия приглашаются сельхозпроизводители, которые предлагают свой товар на 10-40% дешевле, чем в магазинах.

Фоторепортаж