Наковали счастье

В Белокурихе прошёл первый фестиваль кузнечного мастерства

00:00, 20 сентября 2013г, Общество 1331


Наковали счастье Фото №1

14 сентября город-курорт проснулся от перестука десятков увесистых молотов и легоньких молоточков – в Белокуриху съехались именитые российские кузнецы-художники, мастера-оружейники, почетные члены Союза кузнецов России и кузнечной академии показать свое умение.  

24 кузнеца из Москвы и Новосибирска, Кемеровской области, Бийска, Рубцовска, Заринска и даже из алтайского села Целинного собрал, как заявили организаторы, I Всероссийский фестиваль кузнечного мастерства.

– Я бы добавил в официальное название еще одно слово – «алтайский», – сказал корреспонденту «АП» вице-президент Союза кузнецов России Леонид Архангельский. – Потому что только в Москве таких фестивалей было уже пять десятков.

Интернет обсуждал знаковое событие для Алтайского края да и всей Сибири несколько дней. Главный вопрос: почему в Белокурихе, там и кузни никогда не было?!

Но интернет-сообщество заблуждалось. Для современного молотобойца кузни в старинном значении этого слова уже не нужно. Достаточно газовой горелки, небольшого горна, набора молотов и молотков, ну и хотя бы одной наковальни. Съехавшиеся на фестиваль мастера разбили демонстрационный лагерь под открытым небом… на стадионе.

А чтобы чудный воздух города-курорта остался девственно чистым, барнаульская компания «Брикетные технологии» разработала специальный бездымный искусственный уголь из коксовой крошки.

– Куем, лудим, паяем! Гарантия три года! Меняем материнские платы! – легко перекрикивал производственный шум кузнец из Москвы Сергей Свиридов.

– Мой дедушка, – говорит он, – тот самый композитор Свиридов. Его замечательная музыка и навеяла идеи для металла.

Виноградная лоза, железные розы – это уже прошлый век, убедились многочисленные гости. Тут расположился целый лес из деревьев для железного опять же дровосека. Образцы каминных решеток, балконных и лестничных ограждений, других интерьерных вещей. Да хоть и мебели! Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

– Я сейчас кую жеребца в натуральную величину для «Конного двора» курорта Белокуриха, – поделилась первая женщина-кузнец на Алтае и во всей Сибири Анна Мельгизина, она же и главный организатор данного фестиваля.

Интересно, что девушки вслед за Анной потянулись в кузни. Уже несколько месяцев постигает тонкости огненного мастерства… парикмахер-стилист Елена Кузнецова.

– Для меня молотком постучать – все равно что для вас в тренажерный зал сходить, – смеется хрупкая, миниатюрная кузнечиха. – Нет, у меня не молот, а молоток 1,8 килограмма. Больше – ни к чему, а меньше – как будто голой рукой по наковальне…

– Моя жена Алена тоже стучит! – тут же вставил мужское слово бийчанин Алексей Устименко. – Надо было на железном дереве кору набить, так она с удовольствием… Я в это время горячую тяжелую заготовку щипцами держал.

Восьмилетний Никита Устименко также с удовольствием настучался молотком на этом фестивале, благо проводились мастер-классы по декоративной художественной ковке:

– Он, когда горячий, как пластилин!

– А что, профессия может прокормить семью? – спрашиваю папашу Устименко.

– Вполне! У меня жена, это мой железный принцип, не работает…

На мой непрофессиональный взгляд, конкурсные работы участников были просто отличные.

– Хороший уровень! – подтвердил дока в художественной ковке Леонид Архангельский. – Можно с Алтая организовать доставку высокопрофессиональных изделий в Москву. Следующий ваш фестиваль мы сделаем международным.

– Самая сильная школа в России – в Липецке, – весомо обронил Евгений Билецкий из Заринска. – После нее я умею все!

Некоторые из алтайских мастеров оборудовали кузни прямо в частном секторе. Молотят строго до 19 часов. Соседи не против. Сосед-кузнец – это как трубочист в Таллине. К счастью! Потому как профессия обладает ореолом таинственности.

– Кузнец ведь считался колдуном, знахарем и так далее. Не зря говорили, что он может сковать свадьбу, – улыбается Леонид Архангельский. – Поэтому каждый участник фестиваля привез домашнее задание – какую-то часть скамейки для белокурихинского городского загса. А еще мы здесь для повышения уровня развития, привлечения свежей крови и для осознания собственной значимости.

На мой взгляд, организаторы всех целей достигли. Никита Савельев, подросток в огромных рабочих рукавицах, измазанный сажей, гордо позировал перед родителями с молотом в руках.

– Этот снимок мы покажем деду Михаилу Степановичу. Мы из деревни Альменево Курганской области. Он с 1939 года и всю жизнь проработал кузнецом, ему будет приятно, – объяснил задумку Савельев-старший, который привез в нашу Белокуриху семейство на отдых.

Идею фестиваля без лишних слов поддержали администрация Алтайского края, город Белокуриха и его курорты вместе с несколькими банками, ведь кузнецы, они ведь счастье для всех куют! А на сцене, что была по соседству, мастеров работы с огненным металлом с 11 до 19 часов оттеняли казачьи и народные творческие коллективы. Запомнилось: «Они куют-поют, приговаривают…» 

Фоторепортаж