Приезжайте ещё!

Таким напутствием сопровождалась каждая встреча артистов с сельскими зрителями

00:00, 25 октября 2013г, Общество 1832


Приезжайте ещё! Фото №1

Группа музыкантов под руководством заслуженного работника культуры РФ Александра Россинского вернулась с просветительных гастролей по нескольким районам края. В концертах в рамках проекта «Шедевры русской музыки» участвовали Наталья Логвинова, Мария Костерина, Елена Чиглинова, Илья Успенский и Станислав Гасаев – музыканты, что называется, с именем. Все они, за исключением Ильи Успенского, ездили по городам и весям с неугомонным Россинским и несколько лет назад, когда он выиграл грант губернатора. Правда, тогда все было масштабнее – и по географии (были охвачены, например, Новичиха, Курья…), и по числу участников (в состав творческого коллектива входили инструментальные ансамбли), и по продолжительности.

Открытие шедевров

Александр Россинский, памятуя предыдущий успех проекта, подал заявку на грант, рассчитывая на поддержку экспертного совета, но заявку отклонили в управлении образования. Спустя какое-то время оплошность исправили, но неприятный осадок остался. Впрочем, это никак не отразилось на качестве выступлений артистов в Шелаболихе, Павловске, Косихе, Новых Зорях, Контошино.

Проект – просветительный, подчеркивает Александр Россинский, поэтому каждое выступление – это не просто концерт, но и погружение аудитории в эпоху создания того музыкального произведения, которое звучало со сцены. А в программу были включены музыкальные шедевры, адресованные разновозрастным слушателям – от пьес Чайковского из детского альбома до романсов Чайковского, Глинки и вокальных и инструментальных обработок народных песен. Программа знакомила не только непосредственно с произведением, но и с возможностями инструмента, на котором оно исполнялось, будь то голос, гитара, фортепиано (увы, его очень часто приходилось заменять синтезатором) или балалайка. И зрителей ожидало немало сюрпризов.

К примеру, благодаря виртуозному владению Станиславом Гасаевым балалайкой многие заново открыли для себя этот инструмент, с изумлением узнав, какое многообразие возможностей таят в себе три его струны. Соло Натальи Логвиновой вдохновило некоторых девчонок на занятия пением, любители гитары, затаив дыхание, наслаждались выступлением Ильи Успенского. А Елена Чиглинова исполнением русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» выбивала слезу даже у искушенных знатоков музыки – педагогов школы искусств. Не остались незамеченными и деликатность и гармоничность фортепианного аккомпанемента Марии Костериной, и интеллигентное просветительство Александра Россинского, который не просто объявлял номера и имена исполнителей, но и делал экскурсы в историю, напоминая о том, когда и как создавалось произведение, интересные случаи из жизни композиторов.

Живой отклик зрителей на происходящее на сцене, как потом признавались артисты, очень сильно поддерживал их, вдохновлял и воодушевлял.

В одну и ту же реку…

Шелаболиха – одно из сёл, куда участники проекта уже приезжали. Первая поездка запомнилась очень теплым приемом и большим интересом со стороны зрителей. Тогда выступали в школе искусств – уютной, опрятной и гостеприимной. В этот раз артистов принимали в общеобразовательной школе № 1, единственном в райцентре здании, имеющем актовый зал. На мой взгляд, крохотный для такого крупного села, как Шелаболиха, особенно если учесть, что ни клуба, ни Дома культуры в райцентре нет. На концерте присутствовали в основном учащиеся школы. Многих привели на концерт вместо классного часа. Школьники потом говорили: им повезло, что так вышло.

«Даже если в зале будет всего один зритель, мы не имеем права халтурить, должны выступать точно так же, как будто аншлаг» – эту позицию разделяют все участники проекта. Да и само его название – «Шедевры русской музыки», как говорится, обязывает. И хотя условия, в которых приходилось выступать, оставляли желать лучшего, на качестве исполнения это не отражалось: праздник музыки получался всегда, о чем свидетельствовали отзывы зрителей, оставленные на афише концерта и устные.

– Мы с дочкой в восторге от концерта прямо до слез, – говорит Лариса, она пришла с дочерью Лилей, которая учится в музыкальной школе в третьем классе. – Были на прошлом концерте и с нетерпением ждали этого выступления. Замечательно! Хочется, чтобы с такими программами приезжали почаще.

– А тебе что понравилось? – спрашиваю у девочки.

– Вокалистки, обе, так поют!

Большое впечатление произвели они и на семиклассниц Татьяну и Ольгу, а одиннадцатиклассницы Дарья и Зоя в восторге от гитары. Семиклассник Роман признался: «Никогда бы не подумал, что на балалайке можно творить такое – настоящие чудеса»! Такого же мнения и шестиклассница Лиза. Школьники рассказали, что впервые на подобном концерте, им очень понравилось и если артисты еще приедут, то обязательно пойдут послушать их вновь.

Юных зрителей дополняет директор Шелаболихинской школы искусств Елена Чишкова:

– Мы хорошо знаем Александра Георгиевича, многие мои коллеги учились у него, и когда он сообщил, что едет к нам с концертом, очень обрадовались. Хочется, чтобы такие выступления мастеров сцены были почаще, потому что они дают возможность приобщиться к большому искусству, а мы не всегда можем вывезти ребят в краевой центр.

В концертном зале Павловской школы искусств тоже яблоку негде упасть – зрители разного возраста готовы были даже в проходе стоять. После каждого номера артистам дарили цветы. Под мелодию гитары «Ах ты, душечка!» подпевали едва слышно, но чувствовалось, что аудитория в резонансе с исполнителем. Как и с балалаечником, «Коробейники» которого то и дело сопровождались единодушными аплодисментами зала. Аудитория не скупилась на проявление своих чувств, бурно выражая их восторженными «Браво!» и «Спасибо!».

Женщина пенсионного возраста на просьбу поделиться впечатлениями с воодушевлением сообщила: концерт очень понравился, узнала о нем из газеты и не пожалела, что пришла. Да еще и подругу с собой пригласила. Обе остались довольны.

В Новых Зорях в большой зрительный зал Дома культуры на концерт пришли истинные ценители прекрасного.

– Это было божественно, – говорит Наталья Заболоцкая. – Просто душа! Столько всего всколыхнулось… И юность, и вся-вся жизнь пролетели. Я счастлива. Огромное спасибо музыкантам! Буду долго вспоминать этот концерт.

В унисон оказалось и мнение другой зрительницы – Надежды Михайловны:

– Приятно, что были использованы инструменты народной культуры – гитара, балалайка. Прекрасно подобран репертуар, замечательные инструментальные обработки, потрясающее исполнение. Ведущий говорил очень важные вещи. После таких встреч хочется стремиться к добру, к свету.

 

Расти, развиваясь

За время, прошедшее после предыдущей поездки творческой группы, возглавляемой музыкантом и педагогом Александром Россинским, в судьбе каждого из них произошли значительные перемены. Сам Александр Георгиевич защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Солистка краевой государственной филармонии лауреат международных конкурсов Наталья Логвинова за свою концертную деятельность и пропаганду искусства удостоена Демидовской премии, Станислав Гасаев назначен директором барнаульской музыкальной школы № 7, совмещает работу руководителя с концертной и преподавательской деятельностью. Мария Костерина защитила научную диссертацию и теперь кандидат искусствоведения, доцент кафедры исполнительского искусства Алтайского государственного университета, в Германии вышла ее монография по искусству модерна. Елена Чиглинова экстерном оканчивает музыкальный колледж, а также исторический факультет АлтГУ, готовится поступать в Новосибирскую консерваторию. В ее творческом списке - выступление в Московском международном Доме музыки в программе фестиваля «Звезды на утреннем небе» Владимира Спивакова. В дуэте с Ильей Успенским стала дважды лауреатом I степени на Международном фестивале-конкурсе «Солнечный дождь-2013». В конце ноября молодых музыкантов ждут в Останкино на концерт-фестиваль под патронатом Иосифа Кобзона. А 26 октября в краевой филармонии состоится концерт с участием молодого дуэта и Натальи Логвиновой.

 

Вот оно, воспитание

После поездки было чем поделиться. На Александра Россинского, например, неизгладимое впечатление произвела музыкальная школа в селе Контошино Косихинского района. Даже рискнул предположить, что будущее сельской России пойдет по этому пути развития.

– Там три местных предпринимателя объединились и построили музыкальную школу, да такую, что она не может не восхищать, там все доведено до совершенства. Мало того, нашли изумительного директора – Ольбга Шульц. Для нее в этой же школе сделали прекрасную квартиру, просторную, со всеми бытовыми удобствами. К сожалению, занятость не позволила самим меценатам прийти на концерт, но они через своего посланника поблагодарили за концерт и извинились за свое отсутствие.

Не меньшее потрясение, по словам Россинского, он получил там и от зрительской аудитории. «Всякого повидал в своей жизни, но чтобы в течение часа не просто слушали, а внимали каждому звуку – такое случается крайне редко. А здесь так и было. Вот это и есть воспитание».

Другого рода потрясением, полученным в этой поездке, руководитель проекта назвал метаморфозы с музыкальными инструментами. Рояль и село теперь несовместимы. Даже пианино становится редкостью. Эти некогда обязательные концертные инструменты заменяет электрический аналог. С одной стороны, понятно, что от нужды (нет настройщиков, сложно соблюдать температурный режим и пр.), а к электричеству в любой момент в любой аудитории можно подключить. Но звук уже неживой, да и энергетика совсем другая.

– На мой взгляд, неправильно перечеркивать то хорошее, что у нас было. Слова первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского о том, что и маленькие города и села имеют право на большую культуру, не теряют своей актуальности. За время поездки мы убедились, что алтайское село требует внимания не только социально-экономического, но и культурного. Сейчас мало кто помнит, в чем был секрет послевоенного японского чуда, когда после Второй мировой войны разгромленная страна в рекордные сроки возродилась из руин. Так вот в немалой степени это произошло потому, что в Японии тогда отовсюду звучала классическая музыка, которая поднимала дух человека.

Нынешняя поездка по краю ещё раз убедила нас в том, что сельская публика заинтересована в таких концертах.

Продолжение следует?

На вопрос о продолжении проекта Россинский отшучивается, мол, одна женщина после родов категорически заявляла, что никогда больше! А ещё напомнил миф об Одиссее, который рассердил Посейдона, и тот погубил все его корабли. Чтобы задобрить владыку морей и добыть его прощение, Одиссею посоветовали взять весла и идти с ними вглубь суши, пока кто-нибудь не спросит, что за странные палки он несет на плечах? «Вот там и поставь алтарь Посейдону, и он простит тебя».

– Надо видеть глаза тех ребят, кто впервые слушает вживую классическую музыку, которую мы привозим в глубинку. Как они завороженно внимают каждому звуку! У каждого человека, наверное, свой код счастья. Мой заключается в том, чтобы поступать так, как ты должен. Я знаю, что должен служить искусству, нести его людям, несмотря ни на что. На сельских зрителях не заработать денег, но это не значит, что из экономических соображений их надо лишать настоящего искусства. Я не знаю, за грехи или в награду мне и моим молодым коллегам и единомышленникам выпала в жизни такая миссия – служить искусству, нести его до самых до окраин. Но пока могу, буду ее исполнять. Уверен, что и моя команда меня поддержит.

Фоторепортаж