Сенсация ради сенсации?

Вопрос: «Где располагалась Белоярская крепость?» – стал предметом спора местных историков и краеведов

00:00, 25 октября 2013г, Общество 3995


Сенсация ради сенсации? Фото №1

Белоярская крепость, построенная отрядом Ивана Максюкова летом 1717 года на высоком белом яру над Обью, просуществовала до 1763 года. С её появлением начались активное заселение и промышленное освоение территории Верхнего Приобья переселенцами из центральных областей России и Урала. Меньше чем через четыре года исполнится триста лет, как была построена Белоярская крепость. Но где именно она находилась и какой была фактически – до сих пор точных данных нет.

Основание – предположения

История строительства и сравнительно недолгого существования Белоярской крепости очень интересна. Но из-за давности лет исторические документы, геодезические карты, донесения служилых людей этого форпоста оказались в различных архивах и музеях России – от Сибири до Москвы. Да и сохранились они далеко не все. Например, чертёж (план) Белоярской крепости, прилагавшийся к донесению в канцелярию Кузнецкого острога Ивана Максюкова от 15 июля 1717 года о завершении строительства «городового строения» над Обью на высоком белом яру, таинственно исчез 50 лет назад из фондов Центрального государственного архива в Москве. По этой причине мы не знаем не только о точном месте постройки этого форпоста, но и какими были стены крепости, её оборонительные заграждения и так далее. Следовательно, необходима дальнейшая кропотливая работа в различных архивах, чтобы обнаружить неоспоримые доказательства, подтверждающие отдельные предположения.

Сейчас ведутся поиски в архивах и раскопки, по которым делаются выводы, частично основанные не на подлинных исторических фактах и документах, а на предположениях. И это не может не тревожить. Ведь даже учёные-историки Алтайского государственного университета Александр Шамшин и Алексей Тишкин настойчиво утверждают, что Белоярская крепость была построена… на острове посередине русла Оби. С северной стороны острова – основное русло Оби тех лет, с южной – протока Караблик шириной более 200 метров (см. карту 1775 года «Чертёж деревень Белоярской слободы…». ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 21. Д. 447).

Свои утверждения они основывают на том, что за полями СПК «Велижановское» рядом с водоёмом Мочиха якобы имеются остатки оборонительных валов и ямы на месте угловых башен крепости. Так, А.Б. Шамшин в своей справке от 30 ноября 2003 года сообщил, что «в 1989 году во время полевого выезда на Велижановку (с группой учащихся – членов археолого-краеведческой школы при краевом Дворце пионеров и школьников) были найдены… искусственные всхолмления. В ходе… небольших разведочных работ был выявлен русский слой. Дальнейшие исследования не проводились. Тем не менее нами был сделан однозначный вывод об обнаружении места Белоярской крепости».

Свой вывод по результатам «разведочных работ» делает и Ярослав Фролов из НПЦ «Наследие»: «Археологическое обследование западной оконечности Велижановского Елбана выявило наличие в этой зоне земляных сооружений, которые можно связать (?) с функционированием Белоярской крепости. К сожалению, отсутствие датирующих находок не позволяет более уверенно говорить о результатах этих работ. Это место подверглось значительным разрушениям в ходе ветровой эрозии. Здесь имеются высокие песчаные надувы (?), поэтому остатки крепости могут залегать на значительной глубине».

Как видим, учёные АлтГУ имеют «строго научные доказательства» о расположении Белоярской крепости на Велижановском Елбане. Ну да куда уж более убедительные доказательства! Группа школьников, по имеющейся информации, в 1989 году нашла здесь… глиняный черепок и немного углей от сгоревшей древесины (вот вам и «русский слой»). Ещё оригинальнее звучит утверждение, что на этом месте – «высокие песчаные надувы, и остатки крепости могут залегать на значительной глубине». Сенсация, не так ли? То есть снизу от болотистой низины по траве на 30-метровую высоту откуда-то нанесло песок слоем несколько метров? Неужели на Велижановке – пустыня Сахара с мощными песчаными барханами, перемещающимися от ветра? Сенсационное открытие, не так ли?!

Но достаточно самому побывать на указанном месте – и становится понятно: крепости на Велижановском Елбане никогда не было! А есть идея сотворить сенсацию об открытии. Не более. Ну а «остатки крепостных валов» – это… анекдот, да и только. Дело в том, что в 1970 годах, после того как огонь, пришедший с лугов на Велижановский Елбан, спалил здесь значительную часть соснового леса, по южной стороне острова мощными плугами была сделана многорядная противопожарная опашка. Валы от неё высотой более полуметра и канавы такой же глубины красуются здесь по сей день. Вот только лежат они под многолетним слоем старой травы и новой по грудь высотой. И к истории Белоярской крепости противопожарная опашка никакого отношения не имеет!

Только глиняный черепок…

«Бронзовик» Александр Шамшин и другие авторы «сенсации» нашли на южном склоне Велижановского Елбана лишь глиняный черепок и немного углей плюс «всхолмления, возможно, валы у крепости». Ну а как же с территорией самой крепости? Внутри она должна была иметь ровную поверхность (всего-то 42,5х42,5 м). Но такой ровной площади посередине валов противопожарной опашки нет! И самое главное – на месте крепости (грунт от которой дожди и вешние воды уносили бы ежегодно вниз, в пойму) не найдено ни единого артефакта XVIII века! Неужели за 46 лет существования крепости в землю не упало ни единого гвоздя, шарика картечи, мелких монет и пуговиц, старых подков, наконец? Да их в настоящем месте существования нашей крепости – сотни!

Убедительный пример – участок бывшей Бикатунской крепости в Бийске 1709-1710 годов: при небольших контрольных раскопках, по информации специалистов Бийского краеведческого музея, там найдены два боевых топора, конские удила, ядро от мортиры, шарики картечи и кое-что ещё. За один год существования этой крепости столько артефактов! А на Велижановке – ничего! Потому что (ещё раз) крепость там никогда не стояла. Соответственно, не было рядом с ней, внизу, у реки (протоки Караблик), домов Белоярской слободы и церкви, как сказано о том в «Описании Кузнецкого уезда… 1734 года» Герарда Миллера: «Однако вне её, внизу, возле реки, построено много частных домов вместе с церковью, посвященной святым апостолам Петру и Павлу… Жители – большей частью беломестные казаки, которые одновременно служат гарнизоном крепости». Нет и не было под Велижановским Елбаном домов казаков и церкви. Для них там просто нет места! Это же очевидно! И никаких остатков от домов и от Петропавловской церкви. Ни-каких!

А где же истина?

Как думаете, уважаемые читатели, для чего ставились в необжитых сибирских краях русские крепости? Чтобы в них прятались от джунгар казаки гарнизона? Ну если так, то идея постройки крепости на острове посередине Оби понятна.

На самом же деле и крепости, и деревни, где жили семьи казаков гарнизона, строились рядом, «дабы старики, дети, а такма бабы могли в случае опаски укрыться в оборонном месте» (из документов по строительству крепостей и острогов XVII–XVIII веков. Библиотека старообрядческих книг в Москве). То же самое было и у белого яра на Оби. Правда, где именно была построена Белоярская крепость – этот вопрос пока остаётся открытым. Но только не на острове посередине Оби! Ведь в одной только Белоярской слободе (ближайшие деревни – Юдина, Клюева, Копылова) у 194 казаков Белоярского гарнизона было никак не менее трёхсот членов их семей! Как они с малыми детьми на руках при нападении джунгар могли бы спастись в стенах крепости, если протока Караблик была триста лет назад шириной более 200 метров и глубиной не менее 3 метров?!

Далее: вышеназванными историками старый Белоярский мыс идентифицируется как Велижановский Елбан (крутая возвышенность). А с чего бы? Достаточно взять в руки фрагмент карты Белоярской волости, имеющейся в «Исторической справке о Белоярской крепости» у того же Александра Шамшина за 2003 год, и… там рукой известного алтайского историка Юрия Булыгина на правом коренном берегу старой Оби, примерно в районе бывшей шпалопропитки, чётко заштрихован участок с надписью «Белоярский мыс». То же самое утверждали 40 лет назад и старожилы этих мест при сборе данных для городского краеведческого музея. Как этот мыс мог оказаться не на коренном берегу, а на Велижановском острове – можно только догадываться.

При поддержке гранта президента

В июле 2008 года в Новоалтайском краеведческом музее имени Василия Марусина состоялась презентация сайта «Белоярская крепость – российский форпост на Алтае», созданного на средства президентского гранта, полученного годом ранее старшим научным сотрудником краевого НПЦ «Наследие» Ярославом Фроловым и его коллегами. Конечная цель этой большой работы – организация на Велижановке музейного комплекса под открытым небом «Белоярская крепость». Это будет не только новодел самой Белоярской крепости в натуральную величину, но и различные постройки и усадьбы крестьян XVIII века с расположенными в них музейными экспозициями по военной истории, археологии и этнографии Алтая. Кстати, идею о строительстве в Белоярске крепости-новодела активно поддерживают и алтайские казаки. Губернатор Алтайского края Александр Карлин дал поручение образовать рабочую группу, о чём сообщалось в газете «Алтайская правда»
24 июня 2011 года.

Авторы сайта разработали соответствующие проекты и привезли с собой немало интересных экспонатов. Всё это отражено в сети Интернет (сайт http://www.white-tortress.narod.ru) и на CD-дисках.

Сегодня в Новоалтайске создан и работает комитет по подготовке к 300-летию Белоярска. Объявлен конкурс на создание памятника основателю Белоярска Ивану Максюкову. Появятся новые книги о Белоярской крепости и о самом Белоярске. Но по-прежнему требуется добросовестно продолжать работу по поиску достоверных карт места расположения Белоярской крепости. Не имея фактических данных, никто не имеет права заявлять, что точно знает, где она располагалась. Не надо домысливать сенсационные «открытия» на основе черепка, «русского слоя» и противопожарных валов. Оставим решение этого вопроса нашим потомкам. Нужную нам карту они всё равно найдут.

Валерий Полянин

Фоторепортаж