Пешеход на переходе

00:00, 17 декабря 2013г, Общество 1588


Пешеход на переходе Фото №1

Создаётся впечатление, что в последнее время на дорогах края резко увеличились случаи дорожно-транспортных происшествий. В печатных, а особенно в электронных СМИ чуть ли не ежедневно появляется информация об очередных ДТП с автомобилями и гражданах, сбитых на пешеходных переходах или вне их.

Число наездов растёт

Начальник краевого управления ГИБДД полковник полиции Петр Богомолов на встрече с журналистами подтвердил, что рост аварийности в регионе наблюдается, но небольшой – на 7,6 процента (с 3267 случаев за год до 3515). А впечатление об огромном количестве таких происшествий складывается из-за того, что сотрудники полиции стали больше об этом говорить в средствах массовой информации.

– Госавтоинспекция – одна из самых открытых служб в системе органов внутренних дел, – сказал Богомолов. – Наши сотрудники всегда на виду. Большинство участников дорожного движения так или иначе с ними контактируют. Для стабилизации обстановки мы предпринимаем различные меры: от традиционных рейдов по линии дорожно-патрульной службы, профилактических мероприятий совместно с другими службами, проведения акций, в том числе с общественными организациями, размещения социальной рекламы до использования так называемого административного ресурса в виде предписаний должностным и юридическим лицам по линии дорожного надзора и так далее. Стараемся не упустить ни одного направления.

Как подчеркнул главный автоинспектор края, в настоящее время на первом месте стоят две очень важные проблемы. Это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и предупреждение такого вида ДТП, как наезды на пешеходов, являющегося самым травмоопасным. Если водитель находится в автомобиле, то пешеход ничем не защищен. В итоге наезды на граждан составляют 31,5 процента от общего количества ДТП. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 10 процентов. При этом количество погибших уменьшилось (109 человек), а раненых граждан увеличилось до 1066.

Приведя статистику таких происшествий, Пётр Богомолов отметил, что одной из сопутствующих причин совершения ДТП, связанных с наездами на пешеходов, является несоответствие нормативным требованиям эксплуатационных качеств пешеходных переходов. Хотя нынче по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 4 процента, в 144 случаях при совершении ДТП зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия. По этим фактам возбуждено 182 административных дела, из них 83 – в отношении юридических лиц. Наложено административных штрафов на сумму 1 миллион 258,5 тысячи рублей. В результате надзорной деятельности 7 пешеходных переходов в этом году были обустроены светофорным регулированием, на 10 установлены дорожные ограждения, на 20 – наружное освещение и на 1725 восстановлена горизонтальная дорожная разметка.

Как засветиться в темноте?

– Сотрудники Госавтоинспекции ежедневно проводят целенаправленную работу по выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами. Наверное, многие обратили внимание на то, что первые стали более дисциплинированными, а вот пешеходы по-прежнему игнорируют ПДД. Многие пересекают проезжую часть в неустановленном месте, даже если рядом есть оборудованный переход, выходят на дорогу из-за препятствия, перед близко идущим транспортом, создавая реальную угрозу своей жизни и жизни других людей. Ведь не редкость, когда водитель, пытаясь предотвратить наезд на пешехода, допускает столкновения с другими автомобилями, наезд на препятствие и так далее, – продолжил Пётр Богомолов.

Поэтому на «круглом столе» в основном речь шла о безопасности пешеходов. Сотрудники ГИБДД не только несут службу на линии, но и занимаются организацией дорожного движения, которая включает в себя и обустройство пешеходных переходов (дорожные знаки и разметка, светофорные объекты, надземные и подземные пешеходные переходы). В последнее время этому направлению уделяется большое значение, организовано финансирование, в том числе в рамках реализации краевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2013 годы». Это должно помочь исправить сложившуюся ситуацию, когда под колёсами гибнет всё больше людей.

Кстати, с 1 сентября увеличены штрафы за нарушения ПДД обеими сторонами. Если водитель не уступил дорогу пешеходам, административный штраф 1500 рублей (был 800-1000). Если остановился на пешеходном переходе либо нарушил правила остановки (стоянки) автомобиля на тротуаре, создав препятствие для движения пешеходов, придётся заплатить 1000 рублей вместо прежних 300. Точно такой же штраф выпишут пешеходу за создание помех в движении транспортного средства. Если нарушение им ПДД повлечёт за собой причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности, выложить нужно будет от 1000 до 1500 рублей, то есть в пять – десять раз больше, чем раньше. За переход улицы в неположенном месте или за другое нарушение правил дорожного движения гражданину выносится предупреждение или назначается штраф 500 рублей, что в 2,5 раза больше прежнего.

Сотрудники Госавтоинспекции, которые только за десять месяцев этого года оформили 28,6 тысячи нарушений ПДД водителями и 44,4 тысячи – пешеходами, призывают обе стороны быть предельно внимательными и взаимовежливыми, неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. А они для пешеходов довольно просты. В темное время суток желательно передвигаться только по освещенным участкам проезжей части. Человек более заметен, если на его верхней одежде имеются светоотражающие элементы. При отсутствии тротуаров положено двигаться только навстречу движению транспорта, а при пересечении проезжей части убедиться, что приближающийся автомобиль находится на достаточном для перехода расстоянии. Перед выходом на дорогу главное – знать, что водители вас видят и пропускают. Чтобы была возможность постоянного контроля ситуации на проезжей части, старайтесь не ограничивать обзор зонтами, капюшонами и прочими предметами.

Тому же самому родители должны учить своих детей, повторяя с ними ПДД, объясняя значение светофора, пешеходной зебры и необходимость соблюдения осторожности. Детям особенно важно иметь на одежде световозвращающие элементы – фликеры, чтобы в тёмное время суток засветиться на дороге. Фликеры сейчас выпускаются самых разных конфигураций и цветов: в виде наклеек на одежду, портфели, коляски, велосипеды, значков, повязок на рукав, брелков, кулонов. Это могут быть розовые сердечки, улыбающиеся жёлтые смайлики, синие, серебряные квадратики с изображением игрушек, силуэты автомобилей и прочее. Они рассчитаны на разные возрасты как на девочек, так и на мальчиков. Если в городе есть какое-то уличное освещение, то в большинстве сёл края оно отсутствует. Только светоотражающие элементы позволят водителю в темноте увидеть пешехода за 400 метров.

Учить безопасности

Почему важно носить всем фликеры, а детям в первую очередь? Участникам «круглого стола» пояснили: «Исследование, проведенное Госавтоинспекцией МВД России, показывает, что довольно часто водители поздно замечают на проезжей части препятствие или человека. В такой ситуации оказывались 64 процента опрошенных. 59 процентов хотя бы раз в жизни прибегали к экстренному торможению вблизи пешеходных переходов, а четверть делают это периодически. Поэтому обучение ПДД должно начинаться в детских садах и младших классах школы и продолжаться на протяжении всей жизни.

На каждой пресс-конферен-ции или заседании «круглого стола» начальник краевого управления ГИБДД Пётр Богомолов подчёркивает, что главное в их работе не наказание, а профилактика. Там, где её недостаточно, граждане чаще нарушают правила поведения на дорогах, а значит, подвергают себя дополнительной опасности. Постоянная разъяснительная работа с населением, занятия автоинспекторов с детьми дают свои плоды. Во время ежегодного конкурса «Безопасное колесо», проводимого сотрудниками управления ГИБДД, школьники демонстрируют отличные знания правил дорожного движения. Одновременно Богомолов признал, что в Барнауле недостаточно пешеходных переходов: наземных, подземных, перильных, оборудованных по всем правилам. Например, на территории краевого центра 844 пешеходных перехода, но не все содержатся в надлежащем состоянии. А из 120 светофорных объектов только 17 оборудованы звуковыми сигналами для незрячих людей.

В заседании «круглого стола» приняли участие и.о. начальника отдела ГИБДД по г. Барнаулу Игорь Тимофеев, руководитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации города Василий Попов, президент Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков и другие. Все они признали, что необходимы комплексные меры, чтобы создавать удобства для участников дорожного движения. У журналистов оказалось немало вопросов к Василию Попову, особенно в связи с наступившим гололёдом. Корреспондент «АП» поинтересовалась, где эти тонны песчано-соляной смеси, которые дорожные рабочие должны везде разбрасывать, чтобы бороться с гололёдом? Жители города жалуются на скользкие тротуары, пешеходные дорожки, подходы к домам, магазинам и организациям. При этом такая ситуация характерна не только для окраин, но нередко наблюдается и в центре Барнаула, например, на проспекте Красноармейском.

Городской чиновник ответил, что противогололедные материалы, в основном песчано-соляная смесь, заготовлены в краевой столице в полном объеме при потребности в 30 978 тонн. Ею посыпают дороги, частично – тротуары. «Территории возле магазинов, на крыльце и во дворах закреплены за частными лицами, организациями и управляющими компаниями. Это их зона ответственности, – заметил представитель администрации города. – Комитет контролирует их работу. Если на наледи падает человек, за неочистку территории составляется протокол об административном правонарушении. Виновные вызываются на административную комиссию и наказываются».

К сожалению, многие управляющие и торговые компании, организации, за которыми закреплены территории, так и не выполнили свои обязанности по посыпке противогололедными материалами тротуаров и пешеходных дорожек. Поэтому ежедневно в травмпункты города с жалобами после падений обращаются не менее 40 горожан. Но на вопрос «АП», наказали ли за это кого-то, Василий Попов не смог вспомнить ни одного случая, хотя это напрямую связано с обеспечением безопасности на дорогах Барнаула.

*   *   *

Обязанность и ответственность

Выдержка из Правил благоустройства г. Барнаула (по информации общественно-консультационного центра), актуальная в зимний период.

«Все лица, ответственные за содержание прилегающей территории, обязаны своевременно убирать снег и лед с вывозкой на городскую свалку, не допуская их накопления, а также обеспечить расчистку въездов, подъездов к зданиям, пешеходных проходов после работы снегоочистительной техники на улицах. Сбрасывать и перемещать снег на проезжую часть улиц не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с дорожно-эксплуатационным предприятием.

Уборка и вывоз снега с территорий парковок, парковочных карманов, автостоянок осуществляются их владельцами либо лицами, эксплуатирующими данные объекты. Владельцы административных зданий, а также ТСЖ, жилищные кооперативы и управляющие организации многоквартирных жилых домов обязаны очищать крыши от снега и сосулек в светлое время суток с немедленной вывозкой на специально отведенные администрацией города места либо на городскую свалку.

Уборка и вывозка снега и льда с улиц, мостов и площадей, посыпка противогололедными материалами должны начинаться немедленно с начала снегопада или появления гололеда. В первую очередь для обеспечения бесперебойного движения транспорта снег вывозится с улиц, где проходят маршруты общественного транспорта, посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы. На тротуарах разбрасывается сухой песок без хлоридов (соли).

Нарушение Правил благоустройства города влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 100 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 500 до 5000, на юридических лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 50 тысяч рублей».

Фоторепортаж