Козьма Фролов порадовался бы…

00:00, 21 января 2014г, Культура 2415


Козьма Фролов порадовался бы… Фото №1

В конце декабря музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова в Змеиногорске пополнился новым экспонатом – действующей моделью пожарной машины Козьмы Фролова, чертёж которой в своё время был сделан им для местного рудника.

Правда, она даже отдалённо не напоминает современные пожарные автомобили. Это стационарное сооружение с водяным колесом, насосами и разветвленными трубами. Поскольку возгорания деревянных домов в городе и на самом руднике во второй половине XVIII века случались часто, тушили их вручную, доставляя бочки с водой на лошадях, запряжённых в телегу. Но для огромной рудообогатительной фабрики это был неэффективный способ. Невозможно потушить пожар на такой большой территории одной-двумя привозными ёмкостями. Вот и решил Козьма Фролов – выдающийся русский изобретатель в области горнозаводского дела, создатель гидросиловых машин, творивший на Алтае в то время, использовать для этого воду из местных водоёмов. Необходимо было только придумать, как её подавать на предприятие. Так появилась идея установки большого колеса с лопастями, на которое самотёком падает вода. Оно приходит в движение и вращает систему насосов. Последние подают воду на распределительный узел, откуда она по брандспойтам поступает на место тушения пожара.

Модель машины, изготовленной по собственным чертежам, Козьма Фролов представил горнозаводскому начальству в январе 1770 года. Но оно этот проект не утвердило, не удосужившись даже рассмотреть как следует. Через два дня он был отложен и забыт. Поэтому стационарная пожарная машина так и не была построена. До наших дней её чертежи дошли благодаря сохранившемуся архиву. Подробнее о замысле изобретателя рассказывает директор Змеиногорского музея Валентина Смирнова:

– Конструкция пожарной машины Фролова была очень проста: двухцилиндровый насос приводился в действие водоналивным колесом посредством соединительного ворота и кривошипного механизма. Они и являлись подвижными частями машины. Проведенные под землей трубы, по которым вода при необходимости могла быть подведена не только на фабрику, но к каждому дому и фонтанам, шли от общего распределителя. В случае ненадобности каждая труба перекрывалась краном. Кроме того, конструкция машины предусматривала подачу воды на чердаки заводских корпусов, где проложены продольные трубы для распыления воды по всей кровле, что делало бы тушение пожара автоматическим. По смете Фролова конечная эксплуатация пожарной машины вместе с её строительством для обслуживания одного производственного корпуса обошлась бы в 166 рублей 60 копеек. А если бы он построил свою установку на Барнаульском заводе, проведя к каждому зданию отдельную водопроводную линию, общие затраты на строительство и работу в течение года составили бы 1097 рублей 84 копейки. Кстати, эта машина могла быть использована в качестве водопроводной установки. Давно пора было материализовать этот инженерный замысел хотя бы в модели, – считает Валентина Христиановна.

Несмотря на то, что Змеиногорский музей в последнее время активно пополняется новыми экспонатами, о такой машине здесь мечтали давно. Однажды его директор побывала в Барнауле на занятиях в гимназии
№ 3, где учитель истории Михаил Аникин показал ей небольшую модель пожарной машины Фролова. Встреча эта была не случайной. Михаил Петрович в своё время окончил школу в Змеиногорске и, работая в краевой столице, продолжал интересоваться малой родиной, изучая историю рудника и поддерживая связи с земляками. Он рассказал Смирновой, что изготовил модель по чертежам Фролова с помощью руководителя объединения клуба юных кораблестроителей «Верфь» детско-юношеского центра технического творчества Железнодорожного района Сергея Таныгина. Кроме судов здесь делают и другие макеты.

Валентина Христиановна загорелась идеей обогатить фонды своего музея действующей моделью пожарной машины 18 века для наглядной демонстрации её школьникам и другим посетителям. С таким предложением она и обратилась к Сергею Таныгину. Тот охотно взялся за эту работу, говорит, самому было интересно изучать чертежи Козьмы Фролова и придумывать, как их воплотить в практической модели. На её изготовление ушло два месяца. Сергей Васильевич рассказывает:

– Самым сложным оказалось воспроизвести работу пожарной машины, показать её в действии, чтобы посетителям музея была понятна инженерная мысль Фролова: насосы должны качать, колесо вращаться, система пожаротушения работать. Дефицита запчастей сейчас нет, можно найти нужную деталь или самому сделать. Вся работа ручная.

Увидев внизу модели под водяным колесом два переключателя, поинтересовалась у мастера, для чего они. Оказалось, напор воды, залитый в лотки и подаваемый на колесо, недостаточен для его вращения. Поэтому пришлось модель электрофицировать, что только улучшило её работу. Козьма Фролов порадовался бы такому усовершенствованию. Принимая новый объёмный экспонат, директор радостно сообщила, что место для него в музее подготовили заранее и скоро начнут демонстрировать его действие всем желающим.

– В прошлом году мы получили два весомых подарка. Из Златоуста прислали макет Мурзинского рудника в разрезе, на котором можно наглядно увидеть, как раньше добывали руду, поднимали её наверх и отправляли обозами на места. Макет достаточно выразительный, но не действующий. Модель стационарной пожарной машины, которую мы привезли в музей накануне Нового года, готова к работе. Остаётся только залить в ёмкости водичку, – с удовольствием пояснила нам Смирнова.

Кстати, в Змеиногорском музее за последнее время прибавилось несколько экспонатов, связанных с освоением космоса. Их передал сюда генеральный директор Московской корпорации прецизионного приборостроения Юрий Рой, который регулярно бывает в районе, навещая в Саввушках подведомственный ему Алтайский оптико-лазерный центр слежения за космическими объектами имени Германа Титова.

Фоторепортаж