Недопонимание

Новичихинские депутаты не отпустили сити-менеджера Алексея Штаба с должности

00:00, 20 февраля 2014г, Общество 3398


Недопонимание Фото №1

Напомним, Алексей Штаб, глава администрации Новичихинского района, оказался участником охоты 18 января 2014 года, которая кончилась убийством на территории заказника лосихи с лосенком. 27 января губернатор Александр Карлин сказал Алексею Штабу буквально следующее: «Я вас пригласил по неприятному для себя и для вас поводу. 18 января вы были задержаны на принадлежащем вам автомобиле на территории заказника в Егорьевском районе. Вы знаете, что в этот день была произведена незаконная охота: отстреляна лосиха вместе с лосёнком на территории заказника. По делу установлено, что отстрел животных произведен из принадлежащего вам нарезного огнестрельного автоматического оружия. Мне известны ваши объяснения, я получил ваше объяснение на мое имя. Я не могу брать на себя функции следствия, прокурора, суда – это ваши с ними взаимоотношения, с их стороны будет дана правовая оценка. Я вам должен сказать, что при тех обстоятельствах, которые мы сегодня имеем и которые вы признаете, я, как губернатор, как высшее должностное лицо региона, не могу доверять вам как главе администрации Новичихинского района».
Алексей Штаб в ответ сказал: «Я вас понял» – и заявление написал.
Однако получилось так, что Штаб, может, и правда понял губернатора, а вот депутаты, которые по сити-менеджерской системе являются для главы администрации работодателем, видимо, нет. 7 февраля на внеочередной сессии, решая вопрос, остается ли Штаб на своем посту, депутаты постановили: в удовлетворении заявления Штаба Алексея Алексеевича отказать.

Урок жестокости

Депутаты у нас – плоть от плоти народной. На сессию было представлено 300 подписей жителей района, собранных в поддержку Алексея Штаба. Неужто новичихинцы и впрямь ничего эдакого не видят в том, что глава администрации участвует в браконьерской охоте?

В России снизу доверху говорят о необходимости навести порядок. Однако получается, что всем хочется, чтобы порядок наводили другие и в других местах – а мы будем жить как жили. Нам ведь не только лосей не жаль, но еще и детей.

Про детей – это я не для красного словца. Убитые 18 января лосиха с лосенком были почти ручными, часто выходили к дороге, дети очень любили с ними фотографироваться, и 18 января в заказник тоже приехали школьники – кормить лосей. А если бы дети оказались на линии огня? Сколько из тех 300 человек, поставивших свои подписи за Алексея Штаба, подумали о том, что под выстрелы могли попасть их сыновья и дочери?

Егерь Александр Туев рассказал нам:

– В тот день мы с ребятами из двух школьных лесничеств – Третьяковского «Хранители леса» и Новичихинского «Вита» – были на участке Титовского лесничества, приехали для подкормки кабанов, следы посмотреть, кормушки. Услышали пальбу. Дети отлично поняли, что это браконьеры – а кто еще в заказнике будет стрелять? Ребятишки напугались. Мне звонили из Титовки, рабочие с лесозаготовок – пальба была такая, что вся округа слышала. Я сразу позвонил охотоведу и сам выехал на выстрелы. Сначала нашли мы следы двух лосей, кровь на снегу была – ясно, что подранки, и гильзы там валялись стреляные, пошли по следам и наткнулись на туши лосихи и лосенка. Лосиха была уже разделана, а лосенка только начали; видимо, я или охотовед, когда на снегоходе проезжали, спугнули браконьеров шумом. Стреляли пулями, до того места, где дети должны были кормить лосей, километра полтора – шальная пуля вполне могла и долететь…

Общение детишек из местных деревень с живой природой – это часть проекта «Экологическая тропа в заказник «Егорьевский», поддержанного, кстати, грантом губернатора. Планировался урок доброты – а получился урок жестокости. Теперь переходящий еще и в урок безнаказанности при удивительной поддержке депутатов и жителей района.

Именно об этом пыталась сказать коллегам депутат Новичихинского райсовета Светлана Гасай, учительница:

– Сегодня мы рассматриваем две стороны одного дела. Как управленец, как хозяйственник Штаб для района действительно сделал немало. Но сегодня речь идет еще и о моральных качествах главы. Дети нашего района были в это время в заказнике и стали свидетелями этого безобразия. О каком воспитании может идти речь, если высшее должностное лицо района может позволить себе такое? Если для него не существует законов?

Напомним, на добычу лосей лицензии у охотников не было. Да и имевшаяся у них лицензия на кабана в заказнике роли не играла, на территории заказника «Егорьевский» охота – промысловая, спортивная и любительская – запрещена. Так что тут правонарушение в квадрате.

О достижениях

Депутатов в Новичихинском районном собрании двадцать один. На собрание пришли двадцать, один депутат отсутствовал «по работе». Выступили двенадцать. Из них за отставку высказались четверо, против – пятеро, а еще двое – туда-сюда. Из тех, кто не поддержал идею отставки, одни говорили, что надо, мол, подождать, чем кончатся следствие и суд, а другие напоминали об успехах района под руководством Алексея Штаба. «Давайте не забывать, что сделано для района при его руководстве…» – сказал, например, депутат Владимир Романов.

В районе при Алексее Штабе и впрямь сделано немало. Но в основном за счет федеральных и краевых программ. Строительство водопровода в селе Поломошном и реконструкция водоснабжения в селе Долгово профинансированы из средств федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Также в районе действовала ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»). Часть достижений является выполнением государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, получивших на это право по закону.

Финансирование ремонта школ в Новичихе, Солоновке, капремонт ФАПа в селе Токарево и котельной в Новичихе, реконструкция квартальной котельной в Новичихе – за счет краевых программ.

Но даже если бы успехи и впрямь были достигнуты за счет собственных средств и в Новичихе уже был бы построен коммунизм – неужели депутаты всерьез считают, что успешному руководителю все позволено? Или – не все? Но тогда где границы и каковы рамки?

К вопросу о хозяйственных и организаторских способностях Алексея Штаба хотелось бы добавить вот что: осенью 2012 года в отношении Алексея Алексеевича было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 286 (превышение должностных полномочий). Обвинительное заключение насчитывает 100 листов и рассказывает о распоряжении лесом, который должен был по льготным ценам продаваться населению, а уходил предпринимателям. Факты относятся к 2009 году, когда Штаб был заместителем главы в Поспелихинском районе.

Про охоту

Но, может, Алексей Штаб и правда ни при чем? В своих объяснениях, в том числе и перед депутатами райсовета, Алексей Штаб излагает свое видение истории с браконьерской охотой. В них он говорит, что еще в ноябре 2013 года получил разрешение на добычу дикого кабана. И в компании еще троих своих знакомых, у одного из которых также было разрешение на кабана, отправился этих кабанов добывать.

18 января Штаб описывает так: «Лес, в который мы въехали, густой и широкий. Рельеф местности сложный, с многочисленными сограми и балками. В поиске следов кабана мы заблудились. Поплутав по лесу, стали искать дорогу назад. При этом продвигались на минимальной скорости. В какой-то момент Петров, находившийся на переднем сиденье автомобиля, выхватил из чехла ружье, выскочил на ходу из машины и побежал в чащу, производя выстрелы. В кого он стреляет, не было видно из-за плотности растущих деревьев. Я остановил автомобиль и стал кричать, чтобы Петров прекратил стрельбу. Он вернулся, сел в машину, и мы сделали ему замечание по поводу его неправильного поведения. Выехав на продольную просеку и сориентировавшись на местности, мы поняли, что находимся в Егорьевском заказнике. Было принято решение возвращаться к охотничьему домику».

Представим ситуацию: едут люди, ищут следы кабанов. В принципе, кабаны могут появиться перед ними в любой момент. Почему в этом случае ружья в чехлах? И если в чехлах, они ведь разобранные? И если Штаб пишет: «В какой-то момент Петров, находившийся на переднем сиденье автомобиля, выхватил из чехла ружье, выскочил на ходу из машины и побежал в чащу, производя выстрелы», то надо ли понимать это так, что Петров на ходу собрал и зарядил ружье? Или все же оно не было в чехле? Но тогда зачем писать про чехлы? Для имитации соблюдения правил охоты?

Штаб излагает ситуацию так, что главным виновником выходит Петров. Вина Штаба, судя по его объяснениям, только в том, что он заблудился и заехал в заказник. Но как можно заблудиться и заехать в заказник, не заметив этого? Летом, наверное, можно ехать между деревьев, не особо придерживаясь дорог. А зимой, даже малоснежной нынешней, вряд ли. А если Штаб ехал по дороге, то мог ли он не заметить табличку, извещающую о въезде в заказник? Егерь Александр Туев пояснил нам:

– Аншлаги на въезде, бывает, сбивают. И я после этого ЧП специально поехал посмотреть, есть ли табличка. На той дороге, по которой они въехали в заказник, аншлаг был…

Получается, что Штаб въехал в заказник вполне осознанно?

Напомню, егерь Туев рассказывает, что когда к месту подоспели охотоведы, туша лосихи была уже разделана и за лосенка уже взялись. Это и вовсе ставит крест на рассказе Штаба о том, что они якобы уехали, так и не поняли, куда стреляли, попали или нет: «Я остановил автомобиль и стал кричать, чтобы Петров прекратил стрельбу. Он вернулся, сел в машину, и мы сделали ему замечание по поводу его неправильного поведения». Получается, что Штаб не мог не видеть, кого они убили. Получается также, что он никому никаких замечаний не делал, а, вполне вероятно, участвовал в разделке туши. Плохо, в общем, получается.

Между прочим, даже если из ружья Штаба и в самом деле стрелял не он, а Денис Петров, то как раз для таких случаев в УК РФ есть статья 224, согласно которой «небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия» наказывается вплоть до ограничения свободы и даже ареста сроком до полугода. Статья вполне себе рабочая – уже в этом году барнаулец, из ружья которого в Кислухинском заказнике в мае 2012 года был убит лось, получил по ст. 224 два с половиной года условно.

Итого

Честно говоря, своей фрондой депутаты оказывают Алексею Штабу медвежью услугу. С сессии его увезли на «скорой».

У Алексея Штаба есть простой выход: по Трудовому кодексу он имеет право по истечении 30 дней после подачи работодателю заявления об уходе просто не выходить на работу. Срок истекает 4 марта. Так что поживем – увидим.

Фоторепортаж