Газопровод «Алтай»

«Проект века» – транзит голубого топлива из Сибири в Китай – больше десятка лет витал в воздухе, но в прошлом году стало ясно, что он не будет осуществлён. Ему нашли альтернативу

00:00, 05 марта 2014г, Общество 3960


Газопровод «Алтай» Фото №1

Предполагалось, что газопровод в Поднебесную будет строиться рядом и одновременно с предполагаемой автомагистралью на Китай, что по замыслу инициаторов проекта должно было значительно снизить стоимость совокупных инвестиционных затрат.

Контакты… без контракта

В 2000 году тогдашнее руководство края заявило, что «по территории Алтайского края и Республики Алтай, преимущественно вдоль Чуйского тракта, должна была пролечь трасса экспортного газопровода». Границу с Китаем он должен был пересечь в районе плато Укок, у стыка границ российского и китайского Алтая.

В 2002 году план транспортного коридора Россия – Китай дополнился идеей прокладки железной дороги. Однако в силу финансовых и культурно-политических соображений реализация проекта тормозилась: слишком дискуссионным он оказался с социально-экономической, культурно-демографической и геополитической точек зрения.

Тем временем озвучивались планы, что плети газовой трассы лягут в грунт на территориях шести субъектов России: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Газопровод «Алтай» должен был пойти на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики, к началу действующего китайского газопровода «Восток – Запад». Предполагаемая протяжённость проектируемого объекта – около 6700 километров, из которых 2700 – по территории России.

В год из Западной Сибири предполагалось экспортировать, по разным данным, от 30 до 80 миллиардов кубометров газа. Диаметр экспортной трубы – 1400 миллиметров. Магистраль собирались строить в две нити, с давлением 10 мегапаскалей. Стоимость проекта оценивалась в сумму не менее 14 миллиардов долларов.

Первая очередь строительства газопровода должна была завершиться ещё в 2011 году.

Однако газовый проект застопорился…

Как отмечал руководитель «Газпрома» Алексей Миллер, строительство газопровода «Алтай» начнётся «только после заключения контракта купли-продажи газа с китайской стороной». А его всё никак не могли подписать.

Мы за ценой стоим!

Коммерческие переговоры о строительстве газопровода из Западной Сибири в Китай велись с 2004 года с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК).

В марте 2006 года состоялась встреча президента России с китайскими представителями. По её итогам был подписан протокол о намерениях, где оговаривались в общих чертах маршруты, по которым пройдут газопроводы, сроки их строительства и объёмы поставок газа.

В 2010 году «Газпром» и КННК достигли договоренности о том, что российская сторона по газопроводу «Алтай» будет поставлять Китаю газ из Сибири. Согласно проекту данный объект будет построен и запущен в эксплуатацию в 2015 году.

Однако партнёры так и не достигли договорённости по цене природного газа.

Российская сторона рассчитывала, что природный газ, поставляемый в Китай, будет учитывать критерий цены газа для Европы и увязываться с ценой сырой нефти на международном рынке. Китайская же сторона считала, что цена поставляемого Россией в Европу природного газа слишком велика и неприемлема для их страны. Но наши стояли на своём.

Например, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов замечал, что «наша страна настаивает на том, чтобы сделки осуществлялись по мировым ценам».

Эксперты указывают на то, что китайцы хотят покупать газ по цене ниже его себестоимости в России, которая составляет около 230 долларов за тысячу кубометров, да и газ нужен им не на западе страны, а на востоке.

Мимо нашего крыльца

Масла в огонь подлили археологи Алтайского государственного университета, заявившие по итогам обследования предполагаемой трассы газопровода на территории края в 2012 году, что ими выявлено 27 новых памятников археологии. Причём 23 из них находятся непосредственно в зоне намечаемого строительства и относятся к так называемым скифским временам. Трасса газопровода должна пройти именно по всем этим объектам, и если предварительно не будут проведены научные работы, то памятникам грозит уничтожение.

К тому же выяснилось, что власти российских регионов и «Газпрома», конечно же, умалчивали, что собираются строить транзитную экспортную трубу вовсе не для снабжения газом местного населения. Голубое топливо предназначено китайцам. А алтайцам от трубы достанутся только одни проблемы. К примеру, её трассу намерены проложить преимущественно вдоль Чуйского тракта и по другим узким горным долинам, давно освоенным людьми. Неминуема прокладка труб через вечную мерзлоту плато Укок, входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявленного так называемой зоной покоя.

Впрочем, руководители газовой отрасли России категорически опровергают упрёки в том, что строительство объекта может нанести ущерб экологии региона.

Например, 21 февраля 2013 года на вопрос журналиста алтайского издания «Ваше дело» о перспективах газопровода «Алтай» заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил: «Все наши проекты проходят экологическую экспертизу. Воздействие если и будет, то будет минимальным. Если мы находим правильное экологическое решение для реализации проектов в Балтийском и Чёрном морях, а также на болотах Ямала, то и на Алтае сделать это будет просто».

Дюжина – к ужину

Вот уже дюжину лет внимательно наблюдают за судьбой несостоявшегося проекта и европейские партнёры. Немецкая газета «Берлинер Цайтунг» откровенно называет алтайский газопровод блефом, придуманным «Газпромом» для шантажа европейских потребителей.

Совершенно очевидно, что у этой идеи непростая судьба. Несколько раз переносились сроки старта строительства газопровода и начала поставок голубого топлива. Однако контракт на эти поставки до сих пор не подписан, в стадии завершения только обоснование инвестиций.

На вопрос журналиста о перспективах газопровода «Алтай» Валерий Голубев ответил: «Наши китайские партнеры – сложные переговорщики. У них основные потребители находятся в восточной части страны, а не в западной. Может быть, поэтому «Алтай» не является для них приоритетным. К тому же у Китая сейчас сложились неплохие отношения с другим экспортёром газа – Туркменией. Поэтому ни о каких конкретных договоренностях с нами я сообщить не могу».

А в конце марта 2013 года состоялся визит нового китайского лидера Си Цзиньпина в Москву. В рамках данного визита прошли переговоры между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, по итогам которых стороны подписали меморандум о поставках российского газа по восточному маршруту, через дальневосточные, а не южносибирские территории. Для поставок российского газа в Поднебесную решено построить газопровод «Сила Сибири» до Приморья, где будет организовано производство сжиженного природного газа. Ввод в эксплуатацию первой части «Силы Сибири» намечен на конец 2017 года.

Из книги «Неизвестный Алтай. Города-призраки».

Новости партнеров
Фоторепортаж