Путь Богоматери

В Барнауле впервые можно увидеть бесценные древности из коллекции московского музея

00:00, 21 марта 2014г, Общество 1795


Путь Богоматери Фото №1

Выставка икон «О тебе радуется» из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева – прекрасный повод навестить наш Художественный музей в его временном пристанище на улице Горького. Экспозиция, целиком посвященная образу Богоматери, без преувеличения, уникальна, поскольку уникально и само собрание древнерусского искусства, которым располагает московский музей.

Барнаульцы могут увидеть более 60 произведений, среди которых не только известные иконографические типы изображения Богоматери, но также предметы декоративно-прикладного искусства: старообрядческие меднолитые складни, эмали, резные иконы. Достаточно сказать, что многие экспонаты на выставке были созданы в 16-17 веках, а крест-энколпион «Богоматерь Ассунта с избранными святыми» – самая древняя вещь, привезенная в Барнаул, и вовсе относится к 13-14 векам!

На открытии выставки директор краевого Художественного музея Инна Галкина призналась: пока шли предварительные переговоры с музеем им. Андрея Рублева, сотрудники ГХМАК даже представить себе не могли, что в Барнаул привезут действительно бесценные раритеты.

Экспозиция состоит из двух разделов. В одном – образы, раскрывающие земной путь Богоматери в различных иконографиях (Рождество, Благовещение, Успение и т.д.). А во втором – особо почитаемые образы, с которыми связаны важные страницы истории нашей страны. Например, икона Богоматери Смоленской, которой приписывается спасение Смоленска от Батыя, или Богоматери Владимирской, с которой связано спасение Москвы.

 

То, что успели спасти

Музей им. Андрея Рублева, созданный в 1947 году и находящийся в древнем Спасо-Андрониковом монастыре, – единственный в стране располагает богатым собранием выдающихся образцов русского художественного творчества, охватывающим более чем семисотлетний временной промежуток и насчитывающим свыше 18 тысяч предметов.

В 1960 году музей открылся для посетителей. В интерьере Спасо-Андроникова монастыря сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева (здесь он был иноком, здесь же, по легенде, был погребен), так что лучшего места для открытия музея нельзя было придумать. Все первые годы его существования немногочисленные сотрудники в тяжелейших условиях спасали древности из полуразрушенных храмов, так что практически за каждым сохраненным предметом стоит целая история. Увы, случалось, что музейщики приезжали слишком поздно, когда храмы вместе с иконами были сожжены.

Работу своих предшественников нынешние сотрудники называют не иначе как подвигом. Например, настоящая жемчужина музейного собрания – древняя икона Иоанна Предтечи, которая долгое время приписывалась мастеру круга Андрея Рублева, была совершенно случайно найдена во время очередной экспедиции в дровяном сарае, где служила… полкой, на которой лежали дрова.

– Не зайди наш первый научный сотрудник в этот сарай, не подними глаза – и этой иконы просто не было бы, – говорит заместитель директора музея Мария Иващук. – Часто с риском для собственной жизни сотрудники музея забирались высоко по уже пустым рядам разграбленного иконостаса в заброшенном храме, чтобы забрать единственную уцелевшую икону. Сохранилось фото, на котором запечатлен наш нынешний директор Геннадий Попов на верхнем ряду такого пустого иконостаса.

Но многие свои сокровища музей получил в дар. Буквально недавно ему достались более трехсот ценных предметов от вдовы известного московского врача Глеба Покровского, собиравшего церковные древности всю жизнь. Так вот, предметы декоративно-прикладного искусства из этой коллекции сейчас можно увидеть на барнаульской выставке.

 

«Вы привезли с собой свет»

Надо заметить, далеко не в каждом городе есть выставочная площадка, способная принять подобную экспозицию: в договоре между ГХМАК и музеем Андрея Рублева прописана не только система охраны, но и особый температурно-влажностный режим.

В рамках программы по обмену выставками между столичными и региональными музеями эта экспозиция уже побывала в Новокузнецке, Кемерове, Томске, а дальше отправится в Новосибирск. Везде, признают сотрудники музея им. А. Рублева, она выглядит немного по-новому. Причем барнаульцам, несмотря на нынешнее стесненное положение ГХМАК, можно сказать, повезло: здесь выставка, по мнению ее куратора Татьяны Нечаевой, получилась особенно теплой, камерной, так что общение зрителей с иконами может быть наиболее благоприятным.

Название всей экспозиции дала икона «О тебе радуется», относимая к третьей четверти 16 века. Вообще, на выставке представлены как роскошные храмовые иконы, так и небольшие образы, связанные с личным благочестием. Например, иконы Богоматери, по краям которых изображены святые, соименные членам семьи заказчика, для которого они были написаны. В том разделе выставки, которая посвящена особо почитаемым иконам, есть и весьма редкие образы: Богоматерь Целительница, Богоматерь Солнечная, Богоматерь Взыскание погибших, а также икона, на которой изображено явление чудотворной иконы Богоматери Оковецкой (Ржевской), найденной в 16 веке в лесу. Понимая, что светский зритель не обязан во всех тонкостях знать иконографию, музейщики приготовили подробные пояснения, раскрывающие историю и особенности некоторых важных образов.

– Реставратору, как археологу, приходилось удалять слои более поздних записей, чтобы дойти до автора. Так что слои, которые скрывали икону, отчасти ее и защищали, – объяснил художник-реставратор Борис Еремин. По словам коллег, его задача при транспортировке экспозиции из города в город – следить за сохранностью хрупких древностей и, если понадобится, быстро оказать им помощь – ведь если они разрушатся, будет утрачена связь времен, которую музейщики пытаются сохранить.

Не менее интересны предметы декоративно-прикладного искусства. Так, самый древний экспонат – крест-энколпион уникален тем, что Богоматерь изображена на нем не на оборотной, а на лицевой стороне креста (эта иконография, по словам специалистов, сложилась еще в Византии и была воспринята на Руси). Кроме того, представлено старообрядческое медное литье, резные иконы из Киева и Сергиева Посада, а также эмалевые иконы, изготовленные для паломников уже в 19 веке.

Протоиерей отец Константин, который присутствовал на открытии экспозиции и передал благословение от управляющего Барнаульской епархией, напомнил, что за 70 лет советской власти в стране было утрачено более 90 процентов церковных зданий, икон и книг: «У нас в епархиальном музее можно увидеть сундук, сделанный из икон, известны случаи, когда из них делались кормушки для животных – нужно было не просто отвлечь человека от религии, но плюнуть ему в душу. И то, что мы здесь видим, сохранилось чудом благодаря великому труду и подвигу сотрудников музея».

– Мы признательны вам за единственную возможность созерцать такие сокровища в Барнауле, – сказала московским музейщикам глава города Людмила Зубович. – Для нашей молодежи, для верующих людей да и для всех без исключения эта выставка – большое событие. Вы привезли с собой какой-то свет, и мы это понимаем.

Фоторепортаж