По максимуму

00:00, 11 апреля 2014г, Общество 3313


По максимуму Фото №1

Живет и работает Андрей Ведлер, начальник цеха теплоавтоматики и измерений ТЭЦ города Яровое. Организатор, изобретатель, рабочий лидер, один из тех, кто даёт городу тепло и свет.

Как-то раз во время ежегодного остановочного ремонта на яровской ТЭЦ Андрей Ведлер и его товарищи по работе забрались в трубу теплостанции в надежде увидеть днем звезды. Надежды их не оправдались. Хотя высота этой трубы и составляет 150 метров, для того чтобы увидеть из нее звезды в ясный день, нужно, чтобы она была в десять раз выше.

– Это мы уже из Интернета потом узнали, мы все своим путем проверяем, – улыбается Андрей Викторович. – Жаль, конечно, что ничего не получилось, но попытка-то была.

В этих словах, похоже, вся сущность Андрея Ведлера – не по-современному романтичного, любознательного, ищущего, пытливого человека. Пусть и не знаешь заранее, выйдет ли и что получится из твоей задумки, попробовать ее осуществить ты должен обязательно.

Золотое время

Андрей Ведлер прибыл по распределению на работу на яровскую ТЭЦ в 1992 году. Именно тогда руководитель этого предприятия Владимир Михалдыкин, рассказывая на страницах городской газеты о ситуации на ТЭЦ, говорил: «Очень осложнилась подача угля из бункеров котлов. Уголь поступает на шнек, только когда его «попужают» шуровкой или кувалдой. Что это за каторжный труд, знают машинисты котлов и направляемые к нам в помощь люди из химцехов».

Впрочем, и в суровую зиму 1992-1993 годов находились такие машинисты котлов, которым по молодости лет и пылкости характера такая ситуация казалась и интересной, и вдохновляющей.

– Меня сразу взяли простым киповцем в бригаду, а потом стал я на начальника смены стажироваться, – рассказывает о том времени Андрей Ведлер. – А тогда, чтобы стать начальником смены, нужно было пройти стажировку в каждом из цехов ТЭЦ. И вот послали меня в котельный цех машинистом, и вспоминаю я сейчас это время как золотое, хотя было-то оно о-е-е!

Снимаю куртку – робу и в майке красной колочу кувалдой по бункеру, шуровкой орудую. В общем, какие-то 20-е годы комсомольские. Мозги чистые совершенно. Всю зиму я там отработал, поскольку начальство про меня забыло, видать, а там как раз такие нужны были. Приобвык, материться научился, настоящим рабочим классом себя почувствовал, и так мне хорошо было! А тут и зима кончилась, место мастера освободилось и начальником смены я не стал.

 

Стал я мастером КИПа и понял, что люди, которые в этой службе работают, относятся к отдельной субкультуре. Ребята очень непростые, подход не сразу найдешь. Но нашли мы его друг к другу и потом действительно как одна семья стали.

Мне нравится моя работа. Есть в ней некоторые аспекты не очень приятные, но я ее все равно люблю. Бывал я на разных ТЭЦ, видел и оборудование на них более современное, чем у нас, и технологии. Но там ведь как: есть деньги у собственника – закупили оборудование, наняли подрядчика, сделали, работают. У нас с деньгами на предприятии не просто, и получается, что я или другой кто может, в принципе, сидеть и ничего не делать. Мы, дескать, тут при чем, от нас что зависит… Но не по мне это.

Опытным путём

Вот тут и сработала упоминаемая в начале материала привычка идти опытным путем, которая кроме ошибок приносит и весьма ощутимые результаты. В 2012 году в журнале «Автоматика и производство» была опубликована статья Андрея Ведлера «Программно-технический комплекс ТЭЦ», в которой был описан опыт внедрения программно-технического комплекса яровской ТЭЦ начиная с 2006 года.

Суть комплекса проста: обработать данные о происходящих процессах в разных точках и узлах ТЭЦ и сконцентрировать эти данные в одном месте. Раньше, чтобы произвести учет электрической и тепловой энергии, рабочему необходимо было маршировать пешком несколько раз в день к каждому счётчику. Теперь же все эти данные поступают в центр, то есть на сервер главного щита управления ТЭЦ.

Сама идея системы автоматического сбора и обработки данных, конечно же, не нова. Подобные и даже более совершенные разработки используются и на более крупных стан­циях, и на таких, как яровская ТЭЦ. Заслуга Ведлера и его товарищей в том, что они сумели все сделать самостоятельно, сократив возможные затраты. При этом были использованы приборы и программное обеспечение только российского произ­водства, что тоже уменьшило стоимость проекта на значительную сумму.

– Наше решение – для тех, кто, как и мы, считает каждый рубль, – говорит Андрей Ведлер. – И само написание этой статьи помогло, во-первых, систематизировать проделанную работу, а во-вторых, честно признаться, хотелось всей стране показать, что Яровое – это не богом забытый поселок, что здесь тоже есть и грамотные специалисты, и авторы инноваций. В нашем цехе действительно работают просто одержимые работой грамотные люди. Хотя многие – самоучки. Александр Жилка, Егор Цветков, Алек­сандр Мигунов, Александр Носков и другие – это тот костяк, на котором дер­жатся все разработки.

Почвы для развития у нас – непочатый край. Теперь мы трудимся над тем, чтобы в нашем центре мы могли не только видеть результаты процессов, про­исходящих на ТЭЦ, но еще и автономно управлять ими.

За компанию

Знаменитый французский философ Люк Вовенарг писал, что первое отличие таланта в том, что он чувствует и постигает интересующие его предметы куда живее, чем остальные люди. И этим качеством Андрей Ведлер, всерьез утверждающий, что у него нет каких-то особенных способностей, обладает в полной степени.

– В школе я учился хорошо, отлично даже, и мне это не в тягость было, и должен был получить золотую медаль, но в тот год в Рубцовске ее никому не дали. Потому я мог выбирать себе для поступления самые престижные вузы, но я человек коллектива и все обычно делаю, как говорится, за компанию, – рассказывает о себе Андрей Ведлер в кабинете, на стене которого висят фотопортреты Николы Теслы, Альберта Эйнштейна и Юрия Гагарина. – Так и в школе было, и в институте, и сейчас.

После восьмого класса приглашали меня в специальный класс с физико-математическим уклоном, не пошел – жалко стало от привычного коллектива уходить. Я в детстве очень футбол любил, а мои друзья пошли записываться на секцию бокса, и я пошел. Они через три месяца все из секции ушли, а я в ней пять лет прозанимался. Особых результатов не достиг, но научился многому. В Томский политехнический институт на факультет автоматики и вычислительной техники тоже за компанию поступал. Поехал вместе с друзьями, они его вскоре все бросили, а я остался.

Тщеславия личного у меня, пожалуй, нет, а то, что есть, исключительно с работой связано. Хочется так сделать, чтоб уж как надо сделано было, никто б не придрался. Чтоб изначально казалось, что работу эту и сделать-то нельзя, а ты сумел.

Рабочий – лидер

– Сегодня как председатель профкома работников теплостанции я, по моему мнению, не свое место занимаю, здесь рабочий должен быть, – твердо и уверенно говорит Ведлер. – Это было бы справедливо и правильно, вот только заниматься этим никто из работяг не хочет. Дело в том, что я понимаю положение предприятия и вижу, что в нашей ситуации требовать от его руководителей многого нельзя, и получается, как бы иду у них на поводу. Потому и считаю, что председателем профкома должен быть рабочий человек, с ним сладить труднее, и человек жесткий, в чем-то даже бескомпромиссный.

– У каждого человека есть свой уровень, свой запас сил и способностей, и из него нужно выжать по максимуму, – говорит он после паузы. – Я стараюсь так и делать, хотя и не всегда получается.

*   *   *

Андрей Викторович Ведлер. Родился 27 ноября 1967 года. Окончил среднюю школу № 6 города Рубцовска и Томский политехнический институт – факультет автоматики и вычислительной техники. В 1986 – 1988 годах служил в Советской армии связистом. Был командиром и комиссаром студенческого строительного отряда «Аэлита». С 1992 года и по сей день работает на ТЭЦ города Яровое. Его труд отмечен двумя почетными грамотами губернатора Алтайского края в 2011 и 2013 годах. Призер олимпийских стартов края в командных соревнованиях по настольному теннису. Женат. Дочь Анна – студентка медицинского университета.

Фоторепортаж