«Ты только палочкой взмахнул…»

00:00, 07 июня 2014г, Культура 3618


«Ты только палочкой взмахнул…» Фото №1

В Барнауле в концертном зале Академии культуры и искусств (АлтГАКИ) прошел первый фестиваль дирижеров русских оркестров Алтая.

Дирижерская палочка в тот вечер как будто превратилась в эстафетную. После Николая Комиссарова, главного дирижера Великорусского оркестра «Сибирь», в тот вечер к пульту встала яровчанка Галина Обиденко. Затем на сцену поднимались Сергей Вигриянов из Камня-на-Оби, Валерий Тарасов из Тюменцево, Максим Бедненко и Алексей Кузнецов из Барнаула.

В программе концерта прозвучали произведения Чайковского, Лядова, Анохина, Теодоракиса и других авторов. Гости праздника услышали и музыку в стиле кантри, и задорную детскую песню Алексея Власова, и увертюры – из кинофильмов и оперы.

Нельзя не порадоваться в очередной раз обновлению концертного зала АлтГАКИ: звуки музыки, замечательные по своей наполненности, то волновали своей мощью и глубиной, то успокаивали, вызывая в памяти красоты Алтая, то веселили напоминанием с высокой сцены о питерском жителе чижике-пыжике и кузнечике-огуречике. А уж народные мелодии так и звали пуститься в пляс. Особенно порадовала душу лезгинка «Лекури» Асабина: «Сибирью» дирижировал гость из Красноярска Дмитрий Домошонкин – самый юный из «великолепной шестерки».

– Родом я из Забайкальского края, из Читы, – рассказал Дмитрий корреспонденту. – Учусь в Красноярской государственной академии музыки и театра, студент 3 курса кафедры народных инструментов. По специальности я баянист, а дирижированию обучался у лауреата международных конкурсов, главного дирижера Красноярского филармонического оркестра Валерия Шелепова. Участвовать в этом фестивале меня пригласили после гастролей красноярского оркестра на Алтае. Я очень рад, что так сложилось в моей биографии. Впечатления о вашем коллективе у меня превосходные. Оркестр именитый, один из лучших в Сибири, его знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Мне с музыкантами легко, комфортно работалось. Очень доволен и результатом исполнения сегодняшней программы, и фестивалем в целом.

– Если вас еще когда-нибудь пригласят на Алтай?

– Обязательно приеду! – улыбнулся собеседник.

О том, как родилась идея проведения уникального праздника музыки, рассказала директор оркестра «Сибирь» Татьяна Борисова:

– Мы проводим раз в три года фестиваль ансамблей и оркестров русских инструментов Алтайского края «Звени, струна!». На этих творческих форумах руководители показывают свои коллективы. И мы однажды подумали: а что если дирижерам за их замечательный труд предоставить возможность выступить с профессиональным коллективом?

По отзывам участников, у них от фестиваля, от работы с оркестром остались самые лучшие впечатления. Хотя репетиций у каждого дирижера было всего по две. Но поскольку «Сибирь» – коллектив профессиональный, то у наших гостей складывалось такое ощущение: ты только взмахнул палочкой – и все звучит, все играет!

О первых впечатлениях после выступления за кулисами я спросила Галину Обиденко из Ярового.

– Конечно, испытываю чувство гордости, удовлетворенности, – улыбнулась она. – Хотя приглашение на фестиваль было очень неожиданным…

– Почему? – удивилась я.

– К сожалению, оркестра «Яровичи» уже больше года нет – город не может его содержать. В коллективе играли не только преподаватели, но и бывшие выпускники школы искусств, работники Дома культуры. На всех мероприятиях, куда нас только ни приглашали, мы выступали. С самого первого дня существования были активными участниками конкурса «Звени, струна!» – привозили в Барнаул и детский, и городской оркестр.

На средства гранта две альтовые домры для оркестра изготовил московский мастер Николай Николаевич Лукин. У него заказов очень много, даже из зарубежья, но для нас, периферийного оркестра, он сделал исключение, отозвался на просьбу. И оркестр «Сибирь» нам очень помогал, делился по возможности инструментами. Но… – и тут голос Обиденко ломается, – теперь в крае одним оркестром меньше. Может, наступят лучшие времена, ведь все на месте: артисты, инструменты, руководитель. В этом году мы собирались, играли. Мы поздравляли наших юбиляров, и публика была очень рада.

– Как вам работалось с «Сибирью»?

– Когда пригласили на фестиваль, было очень приятно. И боязно, конечно, потому что коллектив такой знаменитый, такой профессиональный. Репетировали всего два дня. Но волнение ушло сразу, как только я подошла к оркестру: встала перед ним и забыла, что надо волноваться, – расплылась в улыбке собеседница. – Потому что музыканты-профессионалы понимают, что ты от них хочешь, инструменты у них замечательные.

– Сложно быть единственной в крае женщиной – дирижером оркестра?

– Я об этом даже не думала. Помню, как-то на праздновании 23 февраля на сцену решили пригласить женщин с мужскими профессиями. Я была так удивлена, что дирижер – профессия мужская…

 

Многим гостям фестиваля, признаться, тяжело было видеть его афишу: ведь с нее на них смотрел Николай Николаевич Акатов – замечательный человек и музыкант, лауреат правительственной премии со все объясняющим названием «Душа России»…

Заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Алейска Николай Акатов более 30 лет руководил муниципальным оркестром русских народных инструментов – заслуженным коллективом самодеятельного художественного творчества Алтайского края, в 2009-м признанным лучшим на Всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге в номинации «Взрослые любительские ансамбли и оркестры».

Афишу первого фестиваля дирижеров Акатов еще успел увидеть. «Может, я не смогу…» – сказал он Татьяне Борисовой. Сейчас она, вспоминая, каким удивительным человеком был Николай Николаевич, незаметно для себя оговаривается: «Он такой замечательный, открытый, интеллигентный. Я его знаю всю жизнь…»

Пожалуй, никогда так пронзительно до слез не звучала «Ария» Вадима Бибергана, исполненная оркестром «Сибирь» в тот вечер. Ее посвятили памяти Акатова. После того как замерла последняя нота, все в зале встали без просьбы ведущего. Просто молча. И это молчание было красноречивее слов.

Фоторепортаж