Последняя баронесса

00:00, 11 июля 2014г, Общество 3848


Последняя баронесса Фото №1

Недавно жительница Новосибирска Наталья Притвиц подарила барнаульскому музею «Мир времени» письменный прибор середины XIX века. Он достался баронессе, сотруднице Сибирского отделения РАН, по наследству… 

Уроки благородства

Наталья Алексеевна родилась в 1931 году в, казалось бы, обычной советской семье. Правда, отца Алексея Аркадьевича Притвица ещё до рождения дочери исключили из института искусств, а в 1935 году техника ленинградского «Гидростройпроекта» сослали с семьёй в Уфу как социально опасного элемента.

Отец, конечно, знал своё дворянское происхождение, но Наталья долго оставалась в неведении. Хотя кое-какие намёки были. Родителей и проживавшую в семье бабушку иногда выдавало несоветское поведение. Они знали иностранные языки, обращались ко всем на «вы», имели дореволюционные вещи, в том числе и тот самый старинный письменный прибор, подаренный Натальей музею «Мир времени».

В памяти Притвиц остался, к примеру, такой эпизод. Она учится в начальной школе, готовит домашние уроки, но рвётся гулять на улицу. Отец твёрд: «Нет, прежде выучи уроки». Наташа говорит, что не желает всё время сидеть за готовкой уроков. А отец ей: «Ты – моя дочь, ты носишь мою фамилию».

Для него честь фамилии, честь семьи были очень важны.

Особенно врезался в память Натальи Притвиц такой вот случай. Послевоенная Украина. Отец – техник-геолог – обследует разрушенную узкоколейную железную дорогу. В качестве рабочих у него два школьника – его дочь и мальчик из соседней деревни. Узкоколейка обрывается у глубокого оврага. И только одна металлическая балка соединяет её края. Кому-то придётся пройти на ту сторону, чтобы продолжить работу – поставить рейку. Если сорвёшься вниз – погибнешь. Папа послал дочь. Чувство чести не позволяло ему отправить в смертельный путь чужого ребёнка.

Этот урок благородства Наталье Притвиц запомнился на всю жизнь.

Она так ничего и не знала о своём дворянском происхождении до кончины родителей. Была пионеркой, комсомолкой – всё как положено. С золотой медалью окончила школу, с красным дипломом – институт. После него – аспирантура, защита кандидатской диссертации. В 1957 году уехала из Москвы в Новосибирск, в Золотую долину, где строился Академгородок, где провела всю оставшуюся жизнь.

В поэме «Долиниана» она писала:

Столицы опустели ныне –

Покинув берега Невы

И академии Москвы,

Цвет общества живёт в долине,

В прославленной долине той,

Что называют Золотой.

В 1970 году основатель Академгородка академик Михаил Лаврентьев пригласил научного сотрудника Института гидродинамики Наталью Притвиц на должность учёного секретаря Сибирского отделения Академии наук по связям с прессой.

Неудивительно, что коллеги и журналисты называют её живым справочником по истории Академгородка, летописцем Сибирского отделения.

Затерялись в России

В 1975 году, оказавшись по турпутёвке в Германской Демократической Республике, Наталья с удивлением обнаружила свою фамилию на памятнике Фридриху II. На постаменте среди героев битв прусского короля значился некий барон Притвиц. Но то, что на памятнике высечено имя её родственника, а сама она принадлежит к этому же старинному роду, узнала только в начале 1990 годов.

Дело было так. В Академгородке Наталья Алексеевна дружила с латышкой-кинорежиссёром, которая вышла замуж за немца и уехала в Германию. В 1992-м или 1993 году она вновь прибыла в Новосибирск, чтобы снять фильм о советских немцах, проживающих в Сибири. Поскольку фамилия Притвиц звучит как немецкая, хотя по паспорту Наталья Алексеевна – русская, обратилась и к ней. Но та ничем ей помочь не могла. А вот кинорежиссёр помогла. Нашла её родственников в Федеративной Республике Германия. Те забросали её письмами с просьбой написать о себе, родителях, известных ей предках. Завязалась переписка, несколько раз Наталья Алексеевна бывала за рубежом на встречах родственников. Они проходят поочерёдно в разных городах, разных странах. Собирается около двухсот человек. Большинство их проживают в Германии, а также в других странах Европы, на американском и африканском континентах. Многие из них уже не являются этническими немцами, но всё равно чтут свои корни.

На встречах родственники относятся очень внимательно к гостье из России.

Потому ещё, что она – единственная Притвиц, живущая в нашей стране. И последняя. Поскольку у Натальи Алексеевны нет детей. Но даже если бы они и были, они не считались бы потомками этого знатного рода. Таковыми являются лишь наследники по мужской линии.

Немцы подарили Наталье Алексеевне книжечку-родословную. Правда, она оканчивается 1961 годом. Про её папу и бабушку там написано: «Затерялись в России».

Русская баронесса Притвиц побывала и в так называемом фамильном замке. Его подарил ротмистру Притвицу Фридрих Великий в память о своём чудесном спасении во время Семилетней войны в Кунерсдорфской битве 12 августа 1759 года. Тогда армия прусского короля потерпела поражение от русско-австрийских войск. Под Фридрихом II убило двух лошадей, его мундир был прострелен пулями. Удручённый бегством своих солдат, он вонзил в землю шпагу и произнёс: «Неужели для меня не найдётся ни одного ядра?!» В этот момент своего короля заметил отряд ротмистра Притвица, который спас Фридриха Великого от настигавших их русских казаков. В суматохе король потерял на поле боя шляпу – с тех пор она хранится в петербургском Эрмитаже.

Есть и в России, под Петербургом, на берегу Финского залива, в деревне Гарколово, замок Карла Притвица. Правда, от него осталась лишь полуразрушенная башня. Имение принадлежало генералу Ивану Дибичу, герою Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны, которого звали Забалканским. Его племянник Карл Притвиц унаследовал имение бездетного генерала. Именно Карл Притвиц построил замок в псевдоготическом стиле по проекту известного архитектора Андрея Штакеншнейдера.

Крестник императора

Силезский баронский род Притвицев герба «Вчеле» происходит от Петруса Притица и известен с 1304 года. Позже род разделился на несколько ветвей, из которых две переселились в Россию.

Прапрапрадед Натальи Притвиц Карл Притвиц служил при Екатерине II и погиб в бою в Финляндии в 1809 году. Его сын генерал-майор Фёдор Карлович являлся директором училища гражданских инженеров в то время, когда там учились братья Достоевские. А на даче прабабушки баронессы Притвиц в Нарва-Йыэсуу жил писатель Иван Гончаров. Здесь, на даче, и родился отец Натальи Притвиц Алексей Аркадьевич.

С его именем связана семейная легенда. Дедушка Натальи Алексеевны Аркадий Павлович служил в железнодорожных войсках в чине полковника. Ему было поручено сопровождать императора в поездках по России.

Недавно зарубежные родственники передали Наталье Притвиц фотографию её пятилетнего отца. Мальчик одет в военную форму, на обороте снимка надпись: «Алёша Притвиц, крестник Николая II».

Известно, что наследник российского престола Алексей Романов родился 12 августа 1904 года, а спустя 19 дней появился на свет и Алексей Притвиц.

Есть сведения, что Аркадию Притвицу во время сопровождения царя доводилось играть с ним в шахматы и обучать этой игре императрицу Александру Фёдоровну. Словом, отношения полковника с царскими особами были далеко не официальными. Поэтому нельзя исключать, что мужчины обсуждали, что их жёны вот-вот разрешатся детьми. И Николай II изъявил желание стать крёстным отцом сына своего приятеля. Впрочем, как-то Аркадий Притвиц плохо отозвался о Григории Распутине, после чего отношения с царской семьёй разладились и его перевели в Туркестан.

После революции крестник царя Алексей Притвиц писал в анкетах, что его отец погиб в Первую мировую войну, а два брата пропали без вести. На самом деле они участвовали в мировой войне, потом служили у Деникина в белой армии, затем оказались за границей. Всякая связь с ними прервалась. Только спустя десятилетия, будучи в Германии, Наталья Притвиц кое-что узнала о них. Один из братьев отца был актёром и переводчиком. Он перевёл, например, стихи Гумилёва с русского на немецкий язык. А второй дядя работал на химическом заводе.

К сожалению, у них не было детей. Так что, действительно, Наталья Алексеевна является последней баронессой в большом роду русских Притвицев.

«Привет Брюсселю»

В доме её прапрабабушки Смаранды Богдан, бессарабской боярыни в Кишиневе, бывал Пушкин. В шуточном стихотворении «Раззевавшись от обедни» поэт изображает Богдан как своего постоянного партнёра в карточной игре: «Ты с утра до поздней ночи / Рада в банк играть со мной».

Её бабушка Мария Викторовна, мать отца, являлась переводчицей, знала пять языков. В 2005 году в Берлине издали поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на немецком языке, перевод которой осуществила в 1947 году Мария Притвиц.

Отцу Натальи Алексеевны из-за дворянского происхождения не удалось получить высшее образование, он всю жизнь работал изыскателем. Мать Зинаида Леонидовна, тоже «из бывших», была блестящей машинисткой.

Наталья Притвиц очень боялась, что её родственники могли воевать во время Второй мировой войны против СССР. Оказалось, что нет. Во-первых, её дяди к тому времени были немолоды, а во-вторых, в Германии русских офицеров, которые давали присягу царю, в вермахт не брали.

…Однажды Наталья Алексеевна зашла по делу к председателю Сибирского отделения Академии наук Валентину Коптюгу, который собирался в командировку в Бельгию. Неожиданно для него она сказала: «Привет Брюсселю» – «А у вас там кто-то есть?» – спросил Валентин Коптюг. Она ответила, что там похоронены её дед и дядя. Увы, их могилы не сохранились, поскольку за ними никто давно не ухаживал. 

Фоторепортаж