ЦВЕЛИ ЯБЛОНИ...

00:00, 14 июля 2010г, Общество 1800


ЦВЕЛИ ЯБЛОНИ... Фото №1

Все дальше и дальше отодвигается в прошлое 65-й День Победы, но письма от жителей края с рассказами о войне по-прежнему приходят в "Алтайскую правду". И это понятно. То время не забыть.

Все дальше и дальше отодвигается в прошлое 65-й День Победы, но письма от жителей края с рассказами о войне по-прежнему приходят в "Алтайскую правду". И это понятно. То время не забыть.

Яровчанка Тамара Ивановна Семина в годы войны была маленькой девочкой и жила в белорусской деревне Ляды. Запомнила и бомбежки, и голод, и день 9 мая 1945 года.

"…Много народу, все плачут, обнимаются, целуются. "Победа, победа", – говорят они. А я думаю: "Что с ними? Что такое победа?" Был теплый день, зеленая трава, цвели яблони. Кто-то нес меня на плечах, и я срывала цветы".

Однако ни в этот день, ни в ближайшие за ним дни и даже годы война не ушла из Белоруссии.

"…Семь мальчиков в возрасте от шести до десяти лет нашли мину и положили ее в костер. Огонь горел слабо. "Иди, Вадик, подуй", – сказали дети самому младшему, а сами залегли невдалеке. Взрыв – и Вадик убит на месте, остальных ранило. Их положили на телеги и повезли в райцентр, но по дороге все они умерли. Однажды я шла из школы и вдруг услышала сильный взрыв. Оглянулась – огромный черный столб дыма взметнулся вверх возле жилого дома. Убило Янку, а Толя, его брат, ходил рядом и сильно плакал. Янка со своим другом тоже нашли мину, друга он отправил за газетой, а сам поддувал. Друг остался живой. Янке было лет семь-восемь.

Много погибло этих любопытных мальчишек. А между тем жизнь налаживалась. Заводили коров, свиней, кур. Росли урожаи в совхозе. Стали платить, хоть и небольшие, деньги. Заработал движок, появился электрический свет. Провели радио.

Было много молодежи. Каждый вечер собирались на специальной площадке. Кто-то играл на гитаре, кто-то на балалайке. Пели песни и частушки, танцевали. Жили дружно. Иногда приходила гуманитарная помощь, говорили, из Америки. Мне как-то достались платье и туфли. Люди залечивали раны и верили в светлое будущее".

Участник Великой Отечественной войны, бывший директор школы села Рожнев Лог Ребрихинского района Виталий Андреевич Ульяненко рассказал о том, как по-настоящему душевно прошли в этой школе концерт и праздничное застолье 9 Мая нынешнего года, главными гостями и героями которого стали, конечно же, ветераны.

"По мнению многих присутствовавших и участвовавших в прежних таких мероприятиях, и застолье, и концерт ныне были организованы как никогда хорошо! – пишет Виталий Андреевич. – Мы, участники войны, труженики тыла, вдовы и все, кто присутствовал на торжестве, особенно благодарны главе администрации Рожне-Логовского сельсовета В.Фролову и его помощникам".

О членах своей большой семьи, многим из которых пришлось сражаться, а многим и остаться на фронтах войны, рассказывает в своем письме из Москвы бывшая жительница нашего края Любовь Маслова (Неустроева).

"Мой отец Неустроев Иван Семенович воевал на Ленинградском фронте. В мае 1942 года мы получили извещение, что он без вести пропавший, – пишет Любовь Ивановна. – Мы ждали отца, надеялись, что извещение это случайность, ошибка. В 1945 году я, пятилетняя девочка, постоянно бегала на вокзал, встречала и провожала поезда с солдатами, которые возвращались с победой домой, надеялась встретить отца…".

Любовь Маслова перечисляет имена своих родственников:

Неустроев Николай – родной брат ее отца. 17-летним сбежал с другом на фронт. Погиб под Днепропетровском.

Кукин Василий – брат мамы. Пропал без вести под Ржевом.

Иванников Егор – муж сестры. Пропал без вести под Ленинградом.

Кленин Федор – отчим Любови Масловой. Моряк-тихоокеанец, в 1941-м сражался на подступах к Москве. Вынес из окружения знамя полка. В дальнейшем дошел до Берлина.

"Мои самые дорогие и близкие люди, оставшиеся в живых, бывшие солдаты, не только защитили свою Родину, но и честно трудились в мирное время, растили детей и не жаловались на свои раны, – пишет Любовь Ивановна. – Всем живущим ныне ветеранам войны и труженикам тыла желаю крепкого здоровья, долгих лет жизни, радости и счастья".

Нине Ивановне Прониной из села Славгородское нашего края, во время войны такой же маленькой девочке, как и Любовь Маслова, своего отца с фронта дождаться тоже не пришлось. Но вот на могиле его в городе Мичуринске Тамбовской области ей побывать удалось 9 Мая нынешнего года.

Во время войны в этом городке было развернуто 12 госпиталей и медсанбатов, многие из которых размещались в зданиях школ. В одном из них 30 августа 1943 года умер от ран солдат Иван Дьяченко – отец Нины Ивановны. После того как она не нашла взаимопонимания в военкомате Славгорода, Нина Пронина обратилась напрямую к главе Мичуринска, и уже 8 мая ее встречали на вокзале этого города работники местной администрации.

Далее несколько абзацев из статьи Н.Сухорукова, опубликованной 18 мая этого года в газете "Мичуринская жизнь":

"…Нина Ивановна с огромным душевным волнением возложила цветы на могилу отца. Невозможно передать словами ее чувства и эмоции, захлестнувшие сердце, когда она увидела строку на мемориале: "Дьяченко Иван Васильевич, 1907 года рождения, погиб в 1943 году". На ее глаза невольно навернулись слезы, в руках она держала фотографию своего отца, на которой он молодой и красивый. Именно таким он и остался в ее памяти…

…Нина Пронина уезжала из Мичуринска 10 мая, увозя с собой тепло сердец и радушие горожан, с которыми она познакомилась. И у нас остались самые добрые воспоминания о встрече с дочерью фронтовика. Действительно, над памятью не властны ни время, ни расстояния".

Фоторепортаж