КОМЕДИЯ ПРОИЗВЕЛА ФУРОР

23 ИЮЛЯ В БАРНАУЛЬСКОМ КИНОТЕАТРЕ «ПРЕМЬЕРА» В РАМКАХ ШУКШИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ СОСТОЯЛСЯ ПОКАЗ ФИЛЬМА «ВИДРИМАСГОР», ИЛИ ИСТОРИЯ МОЕГО КОСМОСА»

00:00, 30 июля 2010г, Общество 2340


КОМЕДИЯ ПРОИЗВЕЛА ФУРОР Фото №1

В 2009 году эта комедия получила «Большую золотую ладью» на всероссийском кинофестивале «Окно в Европу», но аншлаг в зале был еще и потому, что режиссер картины – наша землячка, уроженка Новоалтайска Яна Поляруш. Барнаульские зрители с волнением гадали: о чем же фильм с таким загадочным названием? На сеансе побывала и корреспондент «Алтайской правды».

Окна бьются к счастью

«Видримасгор» пока не вышел в прокат, но его премьерные показы прошли в Москве и Питере. Фильм бурно обсуждается в Интернете, хотя все отзывы о нем легко укладываются в три слова: очень доброе кино. Согласитесь, для современного кинематографа это уже «что-то новенькое».

Сюжет таков: у милой рыжеволосой девчонки Клары умирает единственный родной человек – престарелая бабушка. Схоронить старушку сиротке помогают соседи по коммуналке. А это – спившийся певец, старая дева, паренек, мечтающий стать фотографом, и семейная чета: беременная мамаша с сынишкой и мужем-подкаблучником. Поминки заканчиваются очередной бедой: на общей кухне ни с того ни с сего разбивается окно. Герои охают, вставляют стекло и … тут в их жизни начинаются чудеса.

Через новое стекло больше не видно привычного убогого дворика. Зато каждый видит в нем что-то свое. Сиротка Клара – любимую бабушку, которая и с того света успешно читает ей нотации; старая дева – свою молодость, где она – ослепительная красавица; начинающий фотограф – удивительные пейзажи Японии, а спившийся певец – зрительный зал, вызывающий его на бис…

Поначалу каждый в шоке от своих «глюков», но затем герои «входят во вкус». К волшебному окну в коммуналке, как в душевую, выстраивается негласная очередь. Например, утром к стеклу «прилипает» фотограф – щелкает японские луга, вечером – спившийся тенор – у него два отделения с антрактом. На фоне общего безумия в квартире все переворачивается вверх дном. Люди, которые еще вчера были полны безнадеги и уныния, вдруг начинают сами менять свою жизнь к лучшему. И оказывается, счастье-то близко, главное – сделать к нему первый шаг. Например, старая дева, наглядевшись в окно, вдруг решается сменить прическу. Заходит в салон красоты, а ей симпатичный пожилой парикмахер говорит: «Вы наш миллионный клиент – стрижка бесплатно». Новая прическа даме безумно нравится, но она, как многие из нас, не верит своему счастью. Ищет отговорки: мол, такую стрижку надо постоянно поддерживать, укладывать. На что парикмахер заявляет: «Не волнуйтесь, миллионного клиента мы стрижем пожизненно!». Да еще и приглашает героиню на свидание.

Единственный человек, кого раздражают чудеса в окошке, – это беременная мамаша. Потому что ей из-за множества забот некогда в него взглянуть. Странных соседей она задумывает сдать в психушку. Но, к счастью, чудеса неизлечимы. Врачи «03» уезжают ни с чем. А вскоре и сама недовольная решается взглянуть в окно и…

Пересказывать весь сюжет не хочется – такой фильм лучше увидеть. Но одну тайну все же открою. Что такое «видримасгор»? А это просто-напросто – вид Рима с гор… Эту загадку задают друг другу герои и удивляются простому ответу. И комедия, в общем-то, про то же самое: нужно смотреть на жизнь проще, верить в свои силы, и все получится. Тогда, даже если волшебное стекло вдруг и разобьется, жизнь от этого хуже не станет.

Фильм заканчивается хеппи-эндом, пусть предсказуемым, но душа действительно радуется. Может, поэтому, когда уже в кинозале включили свет, никто не спешил разбегаться, люди готовы были даже смотреть титры – так соскучились по добрым фильмам…

Интервью

Режиссер Яна Поляруш после премьеры ответила на вопросы «Алтайской правды»:

– Яна, вы учились в АлтГУ на факультете «Связи с общественностью», как получилось, что стали режиссером?

– На третьем курсе поняла: визуальный мир – это мое. И решила: по окончании вуза пойду в Барнаульский институт культуры за вторым образованием – режиссера. Думала, раз отучилась на рекламиста, буду пробовать снимать видеорекламу. Но в день защиты диплома судьба сделала «финт ушами» – приехал известный столичный профессор и пригласил нас, выпускников, учиться в аспирантуре в Москву. И мы, как в том анекдоте, взяли и приехали! И только через год до меня дошло, что я в Москве – и могу пойти учиться на настоящего (так я про себя это называла) режиссера, который сможет не только ролики снять, но и кино!

– Как появилась идея фильма «Видримасгор, или История моего космоса»?

– Сценарий родился из коротенького рассказа Инги Киркиж «Видримасгор». Я наткнулась на него в Интернете, когда искала историю для дипломного фильма. В результате получился полнометражный дебют.

– В фильме герои загадывают друг другу забавную загадку: «Что такое «видримасгор?» Откуда вы ее взяли?

– Эту загадку Инге Киркиж «подарила» одна «городская сумасшедшая». Однажды в Питере Инга с друзьями стояла на железнодорожном мосту в ожидании электрички, и тут к ним подошла странная женщина, спросила буквально следующее: «Ну что, умники, угадайте: что такое «видримасгор»? – и тут же, победоносно рассмеявшись, дала отгадку.

Ингу эта история так впечатлила, что она написала рассказ «Видримасгор». Но это еще не все! Когда мы с оператором Алексеем Солодовым отбирали места для съемок, то, сами того не подозревая, выбрали тот самый железнодорожный мост. Когда Инга увидела кадры, ахнула: оказывается, 10 лет назад именно на этом мосту она узнала, что такое «видримасгор».

– В одном из эпизодов картины продавец в магазине – девушка-блондинка так похожа на вас.

– (Смеется). Неужели! Так сложилось: сорвалась актриса, времени было в обрез, вот и рискнула встать в кадр. Помню, после первого дубля, когда сцена была отыграна, повисла пауза. Второй режиссер Оля Каширина, как она выразилась, не посмела сказать «стоп» – а я ж сама в кадре. И только когда пауза стала совсем жирной, во мне включился режиссер: Стоп! – и группу разорвало от смеха, который они тщательно давили.

– Яна, а какой для вас самый главный момент в фильме?

– Когда с того света бабушка Клары говорит ей: «Не повтори мою ошибку, милая». Лариса Ивановна Малеванная делает это классно, да и сама ситуация в сцене работает на впечатление. Человек, который уже необратимо ушел из жизни, вышел из «игры» и уже за бортом, осознал свою ошибку и молит единственного дорогого и близкого ей человека не «проиграть» эту жизнь. Не обманывать себя.

– Сложно ли было найти деньги на картину? Наш земляк Евгений Бедарев в этом году хотел снимать на Алтае фильм, но не смог собрать средства.

– Наш сценарий выиграл конкурс на господдержку. Потом «Ленфильм» еще вложился. На выходе бюджет составил около 800 тысяч долларов. Для кино, конечно, это немного, более того, по ходу кое-что приходилось менять: голь, как говорится, на выдумку хитра.

– Ваш фильм – участник Шукшинского кинофестиваля, как вы относитесь к творчеству Василия Макаровича?

– Шукшина очень люблю и чувствую. Когда-то прочла в одном из его интервью, как он рассказывает, что истории преследуют его буквально на каждом шагу. Любая деталь, фраза, взгляд, и он тут же автоматически мысленно в своем воображении докручивает это до сцены, сюжета, рассказа. Тогда я подумала: « Во круто!». И стала тренировать в себе такой же навык. В той статье он жаловался на этот развившийся в нем автоматизм, но тогда я не поняла почему? И вот недавно, когда я вдруг пожаловалась своей сценаристке, что любую ситуацию в жизни докручиваю до драматургической истории и попадаю в ее плен, она спокойно мне ответила: «Расслабься, это называется сценарное мышление». И я вспомнила слова Шукшина. У меня давно зреет идея снять по шукшинским рассказам короткометражный фильм, причем играть в нем должны непрофессиональные актеры.

– А еще какие задумки, если не секрет?

– Есть три проекта в разной степени готовности сценария. Истории абсолютно разные и по стилистике, и по жанру, которая первой «созреет», над той и будем работать. Но все – доброе кино. Я очень хочу, чтобы на такие фильмы появились мода и спрос. Кровожадной агрессией, взбодренной сексуальной необузданностью, которая путает, ослепляет людей, уводит от себя и заканчивается произволом, как мне кажется, все уже объелись. Хватит зрителя тыкать в эту «помойку», он уже вывалялся в ней с ног до головы. Хочется света, свежего воздуха, живых настоящих глаз… Кино ведь играет в жизнь, а зритель играет в героя, значит, кино, как ни крути, влияет на человека, меняет его… Тогда почему бы не в лучшую сторону?

Фоторепортаж