ЫЗЫНЕР, ДОБРЫЕ ЛЮДИ!

В ИЮЛЕ ДИРЕКТОР ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ОРЛЕНОК» КРАСНОГОРСКОГО РАЙОНА ЛЮБОВЬ КНЯЗЕВА МНОГО РАЗ НА ДНЮ СЛЫШАЛА И САМА ОТВЕЧАЛА: «ЫЗЫНЕР!» - ЧТО РАВНОЗНАЧНО РУССКОМУ: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!

00:00, 13 августа 2010г, Общество 3511


ЫЗЫНЕР, ДОБРЫЕ ЛЮДИ! Фото №1

- Такая этнокультурная смена у нас проводится впервые, - рассказала Любовь Князева.

- В "Орленок" приехали школьники-кумандинцы. Они не только отдыхают вместе со всеми, но и знакомятся с языком и традициями предков. Дети очень непосредственные, доброжелательные.
 

 Оказалось, что необычная смена - это международный проект "Детский этнокультурный лагерь: культура и традиции коренных народов Алтая", который проводит при финансовой поддержке Европейского союза и Совета Европы в партнерстве с Министерством регионального развития Российской Федерации Межрегиональная общественная организация "Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан". Помогают ей региональная ОО кумандинцев "Исток" из Алтайского края и ОО "Информационный центр коренных народов Республики Алтай "Бирлик".

- Два последних поколения кумандинцев практически не говорят на родном языке, - говорит руководитель "Льыоравэтльан" Гульвайра Шерматова. - За три недели изучить его, конечно, невозможно. Но благодаря стараниям заслуженного педагога, ветерана труда Елизаветы Ивановны Тукмачевой и преподавателя кумандинского языка Нины Феофановны Говорухиной, которых мы пригласили, у детей появился интерес к его изучению.

Кроме этого мы знакомили школьников из Алтайского края и Республики Алтай с народными алтайскими методами строительства очага и жилища, изготовления одежды и приготовления пищи, с целебными свойствами растений.

Лена Куюкова из Солтонского района научилась изображать на ткани красной краской силуэт выдры. Рассказывает: «Это животное считается в нашем роду священным, как его изображать, моего отца научил дедушка, а его – прадедушка… А я теперь умею правильно наносить краску на ткань. Потом сошью себе косметичку».

Наверняка получится и красиво, и практично. Ведь девочкам помогает профессиональный модельер-конструктор Людмила Арбагозова. Под ее руководством юные мастерицы изучают национальные орнаменты, учатся их рисовать и вырезать, вышивать бисером. Буквально на глазах джинсовые шортики, сделанные из стареньких брюк, украшенные бисерным национальным узором, приобретают эксклюзивно-модный вид. Можно и на улице щеголять, и на дискотеке.

А какой же мальчишка-кумандинец не хочет стать мастером национальной борьбы куреш?! Приемам борьбы на поясах их обучает преподаватель физкультуры Валерий Чапоков.

Стоило заикнуться: «Может, покажете, чему научились?» – как выстроилась очередь желающих. Тут же мальчишки, повязав борцовские пояса, начали увлеченно кувыркать друг друга. Вокруг кружком расселись болельщики.

Лидия Кукоева – известная в Красногорском районе хранительница кумандинских традиций. Ее пригласили вести мастер-класс «Национальная кухня».

– Вы как раз вовремя, сейчас будем пить алтайский травяной чай, пыштактыf (буквой f обозначен труднопроизносимый для русскоязычного человека горловой звук. – Прим. А.Г.) попробуете, ребята сами приготовили, – обрадовалась она нашему появлению.

На живописной полянке весело полыхал костерок, в большом казане закипало молоко, в котором зеленели какие-то листья и травы. Как объяснили автору, это оленын шаи (молоко, белоголовник, душица, листья смородины, зверобой, соль). Вкус непривычный, но приятный, а главное, как сказала, Лидия Кукоева, это очень полезный напиток. Пыштактыf мальчишки и девчонки уплетали за обе щеки, а потом еще и добавки просили. Но достался кусочек и нам. Вкусное, питательное, экологически чистое кушанье.

Лидия Кукоева переняла национальные традиции от бабушки и мамы, впитала, что называется, с молоком. Теперь передает знания и подрастающему поколению. «Просто молодцы (это она про Гульвайру Шерматову и Ирину Солодуху из «Льыоравэтльан». – Прим. А.Г.), что такую смену организовали. Дети должны знать веками сложившиеся традиции своего народа. В том числе уметь готовить на костре в казане наши национальные блюда».

Кстати, секреты национальной кухни с интересом постигали не только девочки, но и мальчики. Пыштактыf, чоргын, казын-тертик, пельбен, круйник, тутпач ну и, понятно, талкан – все готовили, а потом ели с большим удовольствием.

Самая распространенная пища кумандинцев – мясо, молоко, злаковые культуры. Например, талкан – это сечка из ячменя. С древних времен талкан берут уходящие в тайгу охотники: хорошо хранится, питательный, надолго утоляет голод и просто вкусный. Юные кумандинцы усердно растирали ручными жерновами жареный ячмень, а потом в лагере сами жевали его, как семечки, и других угощали.

Для многих ребят из Алтайского края стало открытием горловое пение. Продемонстрировал его не кто-нибудь, а знаменитый на весь мир Болот Байрышев. В его пении и шелест листьев на ветру, и плеск водопада, и легкая поступь зверей, и щебетание птиц, и топот копыт. «Аж мурашки по спине!» – восторгались мальчишки.

Много о древней истории тюркских народов узнали отдыхающие в «Орленке» школьники от Иннокентия Тенгерекова. Он приоткрыл для них загадочный мир тюркской культуры. Может быть, кто-то из слушавших благодаря ему станет известным тюркологом, этнографом или языковедом. Кумандинцы, как и другие алтайские народности, – дети природы. Относятся к ней с почтением, бережно. Для ребят организовали двухдневную экскурсию в Республику Алтай на Телецкое озеро, во время которой они посетили древние памятники культуры, визит-центр «Алтайский аил» и общину коренного малочисленного народа Алтая – тубаларов, узнали от местного населения, как обустраивать тропы и стоянки, чтобы они органично вписывались в окружающие пейзажи, не нарушали их эстетическое восприятие и не наносили ущерб природе. Естественно, никакого разделения в «Орленке» между участниками проекта и всеми остальными не было. Отличались юные кумандинцы только нарядными бейсболками и майками с надписью «Народов много, страна одна!» ну и чертами лица, конечно.

Публикация подготовлена при содействии Совета Европы и Европейского союза. Изложенные в ней взгляды не могут никоим образом рассматриваться как отражающие официальную позицию Совета Европы и Европейского союза.

Чемпионы «Орленка» по борьбе куреш:

Владимир Мыкуров (весовая категория до 25 кг, с. Солтон Солтонского района), Александр Тукмачев (до 45 кг, с. Шунарак Турочакского района), Андрей Белеков (до 55 кг, г.Бийск).

В конкурсе кумандинских слов победили: Анастасия Шатабалова (с. Солтон), Байсура Тарбаганова (с. Кебезень, Турочакский район), Алёна Тетешева (с. Красногорское).

За лучшее исполнение кумандинского фольклора награждены призами: Анна Петрушова (г.Бийск) и Вера Арбагозова (с. Красногорское).

За активное участие в мастер-классах по традиционной культуре кумандинцев отметили Викторию Карпенко (с. Бийка Турочакского района), Анастасию Есину (г.Бийск), Викторию Акпыжаеву (с. Солтон).

За лучшие знания кумандинского фольклора наградили Анастасию Кнуренко и Марию Мосиевскую из села Красногорское.

В конкурсе на лучшее фото о жизни детского этнокультурного лагеря победили бийчане: Константин Белеков, Анастасия Татаринцева и Дмитрий Образцов.

Победители конкурса на лучшее традиционное изделие кумандинцев (шитье, этнический орнамент): Елена Куюкова (с.Солтон), Ольга Автайкина (с.Солтон), Дарья Шалтагечева (г. Бийск).

Справка «АП»

Кумандинцы – (другие варианты самоназвания: тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, компактно проживающий на территории Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского района Кемеровской области. Во время переписи 2002 года кумандинцами себя назвали 3114 человек. Из них 1704 на тот момент жили в городах: Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Таштаголе и других. Кумандинцев наряду с другими северными этносами алтайцев (челканцами и тубаларами) выделяют в самостоятельную северо-алтайскую расово- систематическую единицу, занимающую промежуточное положение между уральским и южно-сибирским антропологическими типами.

Пыштактыf

По рецепту Лидии Кукоевой

Для кумандинского кушанья пыштактыf нужны: мука, масло, простокваша, творог, картофель, лук, куриные яйца.

Тесто делается так: в растопленное масло добавляются соль, сода, простокваша, мука. Все это хорошо перемешивается, чтобы тесто получилось мягким.

Начинка: картофельное пюре и творог (в пропорции один к одному), сметана, яйца, сливочное масло, соль, лук зеленый или колба. По желанию творога можно добавить побольше.

Тесто раскатывают, примерно как для пиццы, укладывают на лист, сверху раскладывают начинку. Для мягкости можно полить все это сметаной и выпекать минут 40.

Перед подачей на стол пыштактыf можно посыпать мелко нарезанным зеленым луком, а рядом поставить растопленное масло.

Фото автора.

Фоторепортаж