РАБОТА ДУШИ НЕОБХОДИМА

00:00, 27 августа 2010г, Общество 1926


РАБОТА ДУШИ НЕОБХОДИМА Фото №1

Об итогах учебного года 2009-2010 и дальнейших перспективах системы образования края читателям «АП» рассказал заместитель губернатора, начальник краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов. 

– Юрий Николаевич, прошедший учебный год был непростым для края, для страны. Что вы можете сказать об его итогах?

– Несмотря на известные сложности, система образования края развивается по всем направлениям национальной инициативы «Наша новая школа».

Продолжается работа по совершенствованию финансово-экономических отношений в сфере образования, развивается сеть образовательных учреждений. Активизировалась инновационная деятельность, продолжают внедряться информационно-коммуникационные технологии (по этому параметру край в лидирующей группе). Более активную роль играют профсоюзные организации. Мы запускаем совместный проект – конкурс на лучшего социального партнера. Заметны позитивные сдвиги в работе с детьми-сиротами.

– Расскажите о дошкольном образовании.

– Результаты есть. Например, увеличилось как количество мест, так и число самих дошкольных учреждений, созданы более благоприятные условия для содержания в них детей-инвалидов. Но есть и серьезные проблемы. Мест по-прежнему не хватает, особенно в городах. Надо строить новые детские сады, расширять или реконструировать имеющиеся за счет бюджетных средств. Есть и второй путь – привлечение к решению проблемы других источников. И такие возможности у нас появились: Роспотребнадзор согласовал создание семейных дошкольных образовательных учреждений. Серьезная проблема – качество и кадровое обеспечение, которые напрямую связаны с системой оплаты труда. Потому значение решения губернатора рассмотреть возможности дополнительных выплат педагогическим работникам этого уровня образования из краевого бюджета трудно переоценить. Третья проблема – обеспечение пожарной безопасности – решается силами муниципалитетов. 78 процентов учреждений уже оснащены автоматической пожарной сигнализацией (заметим, школы – полностью). К сожалению, есть примеры того, как мы сами создаем проблемы: отдельные муниципалитеты под благовидными предлогами сокращают продолжительность рабочего дня, принуждают работников детских садов брать отпуск без сохранения заработной платы, изменяют режим рабочей недели учреждений и задерживают выплату заработной платы. Причем это не всегда связано с финансовым положением района.

– Какова ситуация в системе общего образования?

– Результаты итоговой аттестации в этом году выше прошлогодних, причем не только по обязательным предметам. Вместе с тем результаты ЕГЭ по шести предметам, хотя и ненамного, ниже федеральных. Но один вывод уже очевиден: чем больше учеников в школе, тем выше результаты ЕГЭ.

Есть и другие позитивные итоги. Растет охват детей общим образованием – в крае он выше, чем в среднем по России. Увеличивается число учащихся 1 и 2 ступеней. Особое внимание уделяется здоровьесбережению учащихся – оснащаются медкабинеты, модернизируются школьные столовые. Активизировалась работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Снизились показатели асоциального поведения школьников.

– Проблемы общего образования в крае – насколько они типичны?

– Часть школ нуждается в срочном ремонте. И основная причина аварийности большинства – неудовлетворительная эксплуатация, полное отсутствие плановых мероприятий по их обслуживанию. Обостряются кадровые проблемы, увеличивается число вакансий (прежде всего в сельских малокомплектных школах). Новая проблема – недостаточный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений, что не позволяет обеспечить требуемое качество в малокомплектных школах, внедрять новые образовательные стандарты в малочисленных начальных. Наша система недостаточно полно охватывает все уровни образования и не использует в максимальной степени возможности образовательных учреждений и общественных организаций. Например, в 2010-м доля школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования более года, составила всего 51процент.

– Как проходит модернизация системы профессионального образования?

– В этом году на краевой бюджет переданы все федеральные учреждения НПО. Это явилось дополнительным стимулом для их комплексной модернизации, в том числе для внедрения новой системы оплаты труда, реструктуризации сети образовательных учреждений, создания новых для края их типов.

Структурная перестройка идет в вузах, она одновременно является и подготовкой к предстоящей в 2011 году реформе бюджетных учреждений.

– Но есть и сложности?

– Перестройка структуры экономики вызывает необходимость соответствующей перестройки структуры профессионального образования. В этом главная задача, в этом и проблема. На мой взгляд, вузами недооцениваются и последствия демографической ситуации. Появилась очень серьезная проблема в педагогическом образовании: в отличие от других вузов снижается доля сельской молодежи, поступившей на бюджетные места.

Считаю, что нужно кардинально изменить систему целевого набора и создать интегрированную межвузовскую систему трудоустройства выпускников.

– Какие задачи, стоящие перед отраслью, вы назвали бы наиболее важными?

– «Я рассчитываю на то, что наступивший год станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования» – так заявил президент Д.Медведев, открывая Год учителя. Это и есть центральная задача российской и краевой образовательной политики.

Нам предстоит сложная и серьезная работа по реализации многих новых проектов и законов. Среди них наиболее сложный и масштабный по последствиям для образования – федеральный закон N 83. Мы готовимся к его внедрению, уделяя особое внимание подготовке руководителей, решению кадровых проблем. Именно от уровня преподавательских кадров зависят результаты учащихся.

– И каков он в нашем крае?

– По сравнению с другими регионами достаточно высок, и для формирования современного педагога у нас имеется хорошая база. Доля учителей пенсионного возраста – 14%, что на 3,8% ниже, чем по стране в общем. Количество педагогов со стажем от 10 до 20 лет остается стабильным на протяжении последних четырех лет и составляет 30%. В прошлом учебном году в крае трудилось более 6% молодых специалистов со стажем работы до 2 лет (федеральный показатель – 4%).

Но согласно данным Росстата в школах России зарегистрировано 6972 вакантные должности учителей, что составляет 0,6 от общего количества, в нашем же крае – 1,5%. Число вакансий в сельской местности – 353, из них в малокомплектных школах – 343.

– Каков же выход?

– Он в том числе и в совершенствовании новой системы оплаты труда, всей системы стимулирования работы и социальной поддержки педагогов. И эту работу мы проводим.

Совместно с профсоюзами в 2009 году внесены изменения в новую систему оплаты труда молодых специалистов. С 1 сентября этого года выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования, впервые поступившим на работу, в течение первых трех лет будут устанавливаться поощрительные надбавки. Расширяется в крае и система поддержки инновационной деятельности педагогов, активность которой в текущем году существенно повысилась. Считаем крайне актуальным федеральный проект по привлечению в школы перспективных выпускников вузов, которые получат государственную поддержку в размере 500 тысяч рублей. Безусловно, этот проект должен сопровождаться дополнительными мерами по закреплению молодых специалистов в школах на муниципальном и краевом уровнях. С этой целью в крае разрабатывается свой проект.

Впереди сложный и интересный новый учебный год. Много работы и физической, и умственной. Но, как говорит наш губернатор, сегодня особенно в школе крайне необходима работа души, которая позволяет сохранять и приумножать нравственные ценности и идеалы в нас самих и в наших воспитанниках. И это мое главное пожелание коллегам.

Модернизация в цифрах

По данным краевого управления по образованию и делам молодежи, за последние 4 года в крае по-строены и реконструированы 24 школы.

В 2006 году введены в эксплуатацию 4 школы на 833 учащихся в Тальменском, Курьинском и Смоленском районах.

В 2007 году введены в эксплуатацию школа на 504 учащихся в селе Гальбштадт Немецкого национального района, детский дом на 175 мест и первая очередь школы на 834 учащихся в райцентре Топчиха, школа-интернат на 532 учащихся в Змеиногорске, школа в селе Новотроицк Солтонского района и средняя школа N 51 г. Барнаула.

В 2008 году введены в эксплуатацию 5 новых школ и 1 школа после капитального ремонта.

В 2009 году сданы в эксплуатацию 5 новых школ в общей сложности на 1110 мест в Волчихинском, Завьяловском, Кытмановском, Шипуновском, Угловском и Красногорском районах. Реконструированы школы в селе Сростки Бийского района и в селе Харлово Краснощековского района. Выполнен капитальный ремонт 196 учреждений образования.

В рамках реализации краевой программы с 2003 по 2009 год приобретено 446 школьных автобусов.

261 млн. рублей из краевого бюджета поступил на реализацию ведомственной целевой программы «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» за 3 года. Предусмотрено приобретение нового оборудования для 575 школьных столовых.

На 36% увеличилось за три года число школьных медпунктов, укомплектованных необходимым медицинским оборудованием и инструментарием. В 2010 году будет приобретено еще 28 комплектов медицинского инструментария и оборудования для школьных медпунктов на сумму 1 млн. рублей из краевого бюджета.

В ходе реализации нацпроекта «Образование» все общеобразовательные учреждения края подключены к сети Интернет. С 2009 года Интернет-доступ школ оплачивается из краевого бюджета. В 2010 году на эти цели выделено 53 570,2 тыс. рублей.

Интернет-технологии активно используются в учебном процессе: по итогам первого полугодия 2010 года средний объем потребленного трафика составил 57 524,76 Мб на одно образовательное учреждение (в 2 раза больше, чем в 2009 году).

95% общеобразовательных учреждений края имеют собственные интернет-сайты. Планируется повышение качества контента, а также создание интернет-сайтов учреждений профессионального, дошкольного и дополнительного образования.

В план мероприятий, посвященных 75-летию образования Алтайского края, включено строительство 6 новых школ в Алтайском, Каменском, Косихинском, Солонешенском и Троицком районах. Будет проведен капитальный ремонт еще 8 школ, также в крае будут построены, реконструированы или капитально отремонтированы 7 детских садов.  

Фоторепортаж