Марк ФРАДКИН: «ТЕЧЕТ МОЯ ВОЛГА, А МНЕ СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ»

00:00, 10 сентября 2010г, Общество 4985


Марк ФРАДКИН: «ТЕЧЕТ МОЯ ВОЛГА, А МНЕ СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ» Фото №1

Известный исследователь музыкального жанра В.Зак писал: «Если песню приравнять к знамени, значит она – символ эпохи». Отсюда – очень ответственна роль композитора, если его творчество посвящено песне. Имя Марка Григорьевича Фрадкина широко известно в народе. Его песни в равной степени популярны с творческими шедеврами И.Дунаевского, В.Соловьева-Седого, А.Новикова, М.Блантера, Б.Мокроусова, Т.Хренникова.

Песни М.Фрадкина до сих пор остаются современны, они близки сердцам слушателей своей гражданственностью, патриотизмом. И еще одно непременное качество в творчестве: особые фрадкинские мелодии. Такую оценку дал композитор Тихон Хренников.

Наш земляк, известный поэт-песенник Роберт Рождественский очень плодотворно работал с композитором. Лирические песни «Скажи мне что-нибудь», «Любовь не гаснет», «Я всегда вспоминаю о тебе» долгое время были популярными, они часто передавались по радио по заявкам слушателей. Широкую известность имела песня «За того парня». Поэт вспоминал: «Когда я получил просьбу Марка Григорьевича написать стихи к песне, где было бы воспоминание о войне, связанное с родным краем, с широким полем, я в то время выехал на свою родину – на Алтай, и родные просторы помогли написать слова, которые понравились композитору: «Обещает быть весна долгой, ждет отборного зерна пашня. И живу я на земле доброй за себя и за того парня…»

Особой глубиной окрашена тема любви к родному краю в песне на стихи Л.Ошанина «Течет Волга». Образ Родины – в картинах волжской природы и в размышлениях о жизни, в которой очень много дорог, и наступает момент, когда надо остановиться, опустить ладони в реку детства, и молодость духа возвращается к человеку, и ему кажется, что он смотрит на Волгу не семьдесят лет, а только семнадцать…

Это лишь одна самая популярная песня композитора, а их у М.Фрадкина – многие десятки. О некоторых из них наш рассказ.

 

Родина детства – городок Витебск

В жизни каждого человека есть родина детства. Оно прошло у Марка на живописной речушке Витьбе – притоке Западной Двины. А сама Двина разделяла город на две части. Витебск – живописный городок, в нем было много садов. Здесь в мае 1914 года в семье врача родился мальчик, которого назвали Марком. Свой родной город мальчик любил всем сердцем. Родина его детства все годы приковывала Марка Григорьевича, и эта любовь к отчему краю помогла композитору создавать песни, которым суждена долгая жизнь.

Музыкальный талант Фрадкина проявился еще в мальчишеские годы. В соседнем доме было пианино, и на нем он подбирал знакомые мелодии. А почему это случилось? Хотя Витебск был небольшой городок, но он привлекал своей неподкупной природной красотой и сюда часто приезжали артисты и музыканты. Марк бывал на этих встречах и на концерты приходил не один, а со своими друзьями.

Его способности раскрылись в пионерском театре, к тому времени он уже владел другими музыкальными инструментами. Одаренность мальчика была поразительной: помимо концертов он писал стихи. Потом, когда Марк Григорьевич стал композитором, он сочинял стихи к своим песням. Таких произведений около тридцати, об одной песне, связанной с именем К.Шульженко, будет рассказано.

Городок Витебск вдохновил композитора на написание песни «Вернулся я на родину». Он имел в виду площадь с каланчой, школьный двор под старым вязом, город-дом, где проживают по соседству много друзей, но есть среди всех самый близкий, самый родной человек:

В своей домашней кофточке,
В косынке горошками
Седая, долгожданная
Меня встречает мать…

 

Первая песня – «Там, где сопки хмурые»

Но путь до песни, которая бы стала известной всем, был еще не близкий. В Белорусском театре Фрадкин стал выступать в качестве артиста. Именно здесь юноша решил всерьез получить профессиональное образование. Он уехал в Ленинград, где сразу поступил на второй курс театрального института. Потом после учебы был выбор: где работать? И он снова оказался в Белоруссии, в театре юного зрителя. Тогда же Фрадкин учился в консерватории. А в 1939 году его призвали в Красную армию. Служба проходила в городе Винница в стрелковом полку. Он быстро организовал самодеятельные концерты и стал писать первые армейские песни, но они его не удовлетворяли: были неважные стихи, и песни не доходили до солдатского сердца. И когда он познакомился с поэтом Евгением Долматовским, автором песни «Любимый город», появилась первая хорошая песня «Там, где сопки хмурые», посвященная военным столкновениям на Дальнем Востоке. Их творческая дружба продолжалась несколько десятилетий, ими создано 55 песен.

В мае 1940 года Марк Фрадкин стал режиссером ансамбля песни и пляски Киевского особого военного округа, которым командовал Г.К.Жуков. После концерта командующий поблагодарил композитора, но потом, когда узнал, что Марк Григорьевич мобилизовался, вернул его к работе в армии, и он работал в городе Белая Церковь.

В конце мая 1941 года ансамбль под руководством Фрадкина выступил с концертами на самой границе – в Перемышле.

А вскоре нa нашу землю пришел жестокий коварный враг.

 

Война изменила судьбы людей

22 июня 1941 года жизнь круто изменилась: началась война. Теперь искусство было подчинено одной задаче – победить завоевателей, врагов Родины, сплотить людей и поднять дух армии. В те дни композитор И. Дунаевский писал в газете «Красная звезда»: «Настал исторический час, когда всю нашу творческую энергию мы должны влить в произведения на помощь народу в его героической борьбе с фашистскими ордами».

Ансамбль М.Фрадкина стал боевой единицей. Под Воронежем ансамбль дал концерт у танкистов. А после концерта решились здесь же заночевать. Но среди ночи всех разбудили по команде и сообщили: немецкие танки прорвали нашу оборону, и часть оказалась в окружении. Артисты чудом спаслись, скрывшись в лесу…

В ноябре 1941 года в небольшом городке Урюпинске у Фрадкина произошла новая встреча с поэтом Долматовским. Он тогда работал корреспондентом «Комсомольской правды». Они вместе перебрались на лодке через ледяной Днепр. У поэта родились строчки: «Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали, и волна твоя, как слеза…», которые произвели на композитора большое впечатление, и он попросил Евгения Долматовского дописать стихи: рождалась песня на одном дыхании. Нужно было пианино. Его нашли у священника. Работа шла ночью. Потом собрали подразделение. Послушали. «Песня о Днепре» была встречена молчанием. Но когда Фрадкин повернулся лицом к слушателям, они стояли, сжимая кулаки, и молча плакали.

Кто-то попросил спеть песню еще раз. Потом – третий раз. И лишь потом раздались аплодисменты:

Ты увидел бой, Днепр отец-река,
Мы в атаку шли под горой.
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он, как герой…

За годы войны Марк Фрадкин создал с разными поэтами большое количество песен. Среди них: «Дорога на Берлин» (исполнитель Л.Утесов), «На фронт уезжает казак молодой», «К нам в Саратов» (исполнительница 3.Рождественская), «Ты улетаешь далеко», «Запевай, пташечка залетная», «Про песню морскую», «Ненаглядная моя». Их – многие десятки. Из 190 песен Фрадкина, имеющихся в моей фонотеке, недостает многих песен, созданных в годы войны, и попытки найти их для записи оказались затрудненными. Но мне помогли радиожурналисты Москвы, в частности, большую помощь оказал Дмитрий Фокин, записав мне на ленту около 30 фронтовых песен…

 

Музыка для кинофильмов

В творчестве М.Фрадкина большое место занимает музыка к кинофильмам: «Прощайте, голуби», «Они были первыми», «Добровольцы», «Течет Волга», «Там, за горизонтом» и другим. Много лет прошло с появления фильма «Они были первыми». А песня «За фабричной заставой» (стихи Е.Долматовского) до сих пор не забыта. Лучшим ее исполнителем, по признанию композитора, был Иван Шмелев:

За фабричной заставой,
Где закаты в дыму,
Жил парнишка кудрявый,
Лет семнадцать ему…

Лет пять назад в московском журнале я прочитал очерк о творчестве М.Фрадкина. Там шла полемика по поводу первого исполнителя «Песни о любви» (стихи Н.Доризо) из фильма «Простая история». Назывались три исполнителя: Валентина Левко, Нина Поставничева и Клавдия Шульженко. В годы, когда у меня имелась возможность просматривать картотеку песен в Государственном Доме звукозаписи, имени Поставничевой среди исполнителей этой песни не было. Но есть признание самого Фрадкина, что первой исполнила на концерте (еще до записи) «Песню о любви» Клавдия Шульженко:

На тот большак, на перекресток,
Уже не надо больше мне спешить,
Жить без любви, быть может, просто,
Но как на свете без любви прожить…

Имя певицы К.Шульженко связано с другими лирическими песнями композитора. Когда она отправилась в творческую командировку в Алтайский край и Кемеровскую область (это было в самом начале пятидесятых годов), то решила начать с песни «Сибирский вечер» (стихи Н.Грибачева):

Тайга загляделась в окошко,
Метель шелестит по стене.
Играет в Сибири гармошка,
Поет о родной стороне…

Кто-то из слушателей спросил о композиторе этой песни. И Шульженко назвала Фрадкина. Были исполнены еще три известные песни Марка Григорьевича, но слушатели хотели услышать незнакомую для них песню. В воспоминаниях певицы есть короткий рассказ о концертах в Сибири: «Буквально перед моим отъездом я встретилась с Фрадкиным, и он меня спросил, как я смотрю на его новую песню «Пойду гулять по улице». Я как-то стеснялась петь слишком простые, без раздумий песни, и все же пообещала записать ее на радио. А тут вспомнила про просьбу о новой песне Фрадкина и решила исполнить, подумав: как ее встретят люди? И я начала петь под баян:

Пойду гулять по улице,
За лесом солнце скроется.
Мной милый залюбуется,
А я платком закроюся…

Были долгие аплодисменты, и у меня уже не было никаких сомнений: после записи на Всесоюзном радио песня не останется незамеченной».

 

«Ходит по полю девчонка»

Трудно перечислить большое количество лирических песен Марка Фрадкина. Давайте вспомним песни на стихи Е.Долматовского: «Мы жили по соседству», «Ласковая песня», «А годы летят», «Нет, мой милый», «Добрые приметы», на стихи Л.Ошанина: «Колокольчики звенят», «У меня в рюкзаке» (исполнитель В.Нечаев), «Где же ты, друг» (исполнитель М.Бернес), «Моя черноока» (исполнитель Г.Виноградов), песни других поэтов: «Будь со мною строгой», «Морзянка», «Чукотка», «Увезу тебя я в тундру»…

Есть песня М.Фрадкина, особенно мною любимая. Это – «Ходит по полю девчонка». Впервые я услышал ее по радио в 1950 году в своей родной деревушке. Помнится, стояло знойное лето. Я ехал на велосипеде в районный центр Краюшкино, где продавались грампластинки. А по обеим сторонам полевой дороги колосилась пшеница, а мне чудился лен, о котором пелось в песне, и девчонка, в которую влюблен сельский паренек… Мне тогда повезло: домой я возвращался с пластинкой «Ходит по полю девчонка». Тот диск с песней М.Фрадкина на стихи Н. Рыленкова до сих пор бережно хранится в моей фонотеке в записи Владимира Нечаева. И когда я в Москве был в гостях в семье В.А.Нечаева, Клавдия Яковлевна, супруга певца, показала мне эту пластинку со словами Фрадкина: «Владимиру Александровичу – великолепному исполнителю моей песни»:

Вешним солнцем окроплен
Прорастает в поле лен.
Ходит по полю девчонка,
Та, в чьи косы я влюблен.
Та девчонка – егоза,
Золоченые глаза,
Про которую над речкой
С ветром шепчется лоза…

В мае 1989 года Марку Фрадкину отмечали 75-летие. На том юбилее прозвучало много песен композитора. Ему говорили слова любви и признательности – певцы, друзья-композиторы, поэты, слушатели. А через год Марка Григорьевича не стало.

Руководитель Краснознаменного ансамбля Советской армии Борис Александров писал: «В песенном жанре Фрадкин нашел подлинное признание, в каждую песню композитор вкладывал частицу своего сердца. Отсюда – их удивительная искренность, жизненность, близость к народным истокам».

Виктор ДЕНИСОВ

Фоторепортаж