НУЖНА ЛИ НАМ РАЗЛУКА?

В БУДУЩЕМ ГОДУ В АСТАНЕ СОСТОИТСЯ ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕМИРНЫЙ СЪЕЗД (КУРУЛТАЙ) КАЗАХОВ. УЧАСТВУЮТ В НЕМ И КАЗАХИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

00:00, 18 сентября 2010г, Общество 2415


НУЖНА ЛИ НАМ РАЗЛУКА? Фото №1

Директор казахской средней школы села Кирей Кулундинского района, заслуженный учитель РФ Нургайша Баринова на региональной конференции Ассоциации казахов России в Челябинске в мае была единогласно избрана его делегатом. Более того, в программе конференции было записано: «Изучить и обобщить опыт работы школы села Кирей».

Уникальная школа

Недавно в Кирее побывала представитель Всемирной ассоциации казахов Кулгазира Балтабаева. Она кандидат исторических наук, окончила университет в Алма-Ате и аспирантуру в Новосибирске. Там, в Алма-Ате, Балтабаева обнаружила интересные факты: оказывается, выпускники КазГУ Загидулла Шарифуллин, Шайхим Баринов долгое время были директорами школы в Кирее, а Василий Давлятчин работал завучем. Им выпала нелегкая доля - Ш.Баринов, В.Давлятчин воевали, были ранены. Но тяга к знаниям была неодолимой, и они заочно окончили КазГУ.

Именно такие люди сумели сохранить уникальную школу, в которой вот уже 85 лет преподавание ведется на родном языке. Сегодня она занимает двухэтажное здание, в котором могут обучаться 200 человек. Но сейчас здесь их всего 40. Зато качество знаний очень высокое. Почти все выпускники поступают в вузы и успешно оканчивают их. В последние годы 15 человек окончили школу с серебряной медалью.

Среди тех, кем гордиться школа и аул, – оперный певец Нурлыбек Косбармаков, художник Магауия Канленов, ученая-филолог Бигат Тамаева. Но всемирную славу своему аулу принес Калдыбай Монтахаев, который стал народным архитектором СССР, лауреатом Государственной премии СССР. Это по его проектам возведены уникальные дворцы, резиденции президента Казахстана, жилые микрорайоны в Алма-Ате и Астане.

Он был сыном учителя, фронтовика и тоже директора школы Жумагали Крыкбаевича Монтахаева. В память об отце в начале XXI века построил в селе напротив родительского дома мечеть. Это сразу же превратило село в центр духовной казахской культуры. А двадцать лет назад в школе началась работа, в основу которой была положена народная педагогика, которая способствовала сохранению и развитию этнической казахской культуры, формированию национального самосознания, освоению детьми ценностей родного языка и вместе с этим познанию мировой и общероссийской культуры.

Нургайша Баринова, нынешний директор - непререкаемый авторитет для сельчан. Это она задолго до появления в крае закона, регламентирующего пребывание учащихся на улице в вечернее время, ввела распорядок дня для своих воспитанников. Главная задача – вырастить их здоровыми, трудолюбивыми и грамотными. И ее в этом поддержали родители. Поэтому в селе не было «трудных» подростков, а уж правонарушений и подавно.

Для гостьи из Казахстана и председателя краевого Центра казахской культуры Хаиржана Досумбекова был дан небольшой концерт. И они убедились: в школе не только постигают науки, но любят петь, танцевать, рукодельничать. Есть здесь уникальная библиотека и музей, в котором отслежена судьба каждого выпускника, каждого жителя села. Нургайша Баринова побывала в министерстве образования Казахстана и там получила добро на методическую и культурную поддержку. Она договорилась, чтобы хотя бы по одному экземпляру книг, издаваемых в республике, передавалось ее школе. Возит она эти книги на своем автомобиле, потому что транспорта у школы нет. К сожалению, часть книг таможенники не пропускают, и методические журналы стали редкостью: они причислены к иностранной литературе, и выписывать их стало накладно.

А село и школа между тем стали центром местной национально-культурной автономии казахов. Директор школы Н. Баринова избрана ее председателем. Она предложила назвать автономию «Болашак», что в переводе означает «будущее».

Особое мнение

Какое оно, будущее у казахов Кирея? Кулгазира Балтабаева вынуждена признать, что в России с почти миллионным казахским населением возрождение национального образования идет очень тяжело. Казахский язык стал в последние 20 лет преподаваться как предмет или факультатив в Астраханской, Оренбургской, Омской, Курганской, Самарской, Тюменской областях, Алтайском крае и Республике Калмыкия. Но роста числа школьников, свободно владеющих языком, не происходит. Одна из причин – бездействие чиновников, которые не добиваются возрождения казахских школ в приграничных с Казахстаном регионах.

В итоге национальное образование, созданное с большим трудом в 20-30 годы ХХ века, сохранилось в России только в Алтайском крае. Но и здесь велика вероятность его исчезновения. Как показали исследования алтайских ученых, учащиеся 9-11 классов школы села Кирей единодушно заявили, что хотят получить образование на родном языке в Казахстане. Три четверти их намерены были остаться жить там и стать гражданами республики. Они признают, что уровень жизни в России несколько выше, но для себя не видят на родине перспективы.

А в Казахстане на государственном уровне проводится политика переселения этнических казахов из других стран. Приняты соответствующие нормативные акты. Но ведь и России для продвижения своей политики и культуры нужны кадры, которые прекрасно владеют одним из восточных языков, знакомы с достижениями российской культуры. А их готовят всего две школы в Алтайском крае.

Вторая находится в селе Байгамут Благовещенского района. Ее представитель Всемирной ассоциации казахов из Казахстана тоже посетила. В этом селе, где также компактно проживают казахи, в июле побывали и эксперты Совета Европы. Учащиеся местной школы удивили гостей своим двуязычием и тем, что выпускники обеих школ успешно преодолели барьер ЕГЭ. Однако некоторые из родителей не хотят уже, чтобы их дети рисковали, и готовы из-за ЕГЭ переехать в Казахстан.

Фоторепортаж