ЭКСПЕРТИЗА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННО

МЕДИКИ-ЭКСПЕРТЫ РАБОТАЮТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

00:00, 28 сентября 2010г, Медицина 3245


ЭКСПЕРТИЗА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННО Фото №1

«Мы сделали все, что могли», - скажет врач при выписке из больницы. И человеку придется осознать, что дальше ему надо будет жить с этим – с его тяжелой болезнью, последствиями полученной при ДТП или на производстве, в быту травмы, увечьем. Примириться со стойким расстройством или утратой каких-то функций организма, определенными ограничениями жизнедеятельности, постоянным приемом лекарств…
Дальше – инвалидность. А устанавливают ее, определяют степень утраты жизнедеятельности врачи-эксперты, работающие в системе медико-социальной экспертизы.

В Главном бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю прошла встреча с руководителями региональных общественных организаций инвалидов. В ней участвовали председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых (ВОС) Феликс Скоробогатов, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) Виктор Гагаринов, председатель краевой общественной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Татьяна Сафронова, президент региональной общественной организации инвалидов «Семипалатинск-Чернобыль» Александр Функ, председатель региональной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» Евгений Бадулин и другие. Со стороны хозяев – руководители и специалисты Главного бюро МСЭ по Алтайскому краю.

Запомните адрес

А началось событие необычно – с экскурсии, которую провел для гостей главный эксперт по МСЭ по Алтайскому краю кандидат медицинских наук Александр Гончаренко. В это здание по новому адресу – проспект Ленина, 5 – краевая служба медико-социальной экспертизы переехала в мае. Один из корпусов медицинского университета, переданный службе, сказочно преобразился. Капитальный ремонт длился долго, зато результат впечатляет. От старого здания остались разве что стены, все прочее – новье.

Те жители края, кому доводилось проходить освидетельствование при установлении инвалидности, хорошо помнят, какой раздражающе-тягостной и утомительной была эта процедура, в каких условиях вынуждены были работать экспертные комиссии, а больные люди ждать своей очереди на прием. Сейчас обстановка здесь такая, что вызывает уважение к этой государственной службе. Как и должно быть.

Мы побывали в нескольких кабинетах, где работают врачи-эксперты. У педиатров оценили добрый знак – детские игрушки, заглянули в оборудованную по соседству игровую комнату. Осмотрели пандус, сделанный у второго входа в здание. Общая площадь помещения главного бюро – без малого полторы тысячи квадратных метров; решаются вопросы с предоставлением помещений и их ремонтом в нескольких бюро МСЭ края.

Семь категорий

За последние годы экспертная служба претерпела значительные преобразования. Прежде ВТЭК – врачебно-трудовая экспертная комиссия – находилась в структуре органов социального обеспечения (социальной защиты) населения. Теперь и название другое – медико-социальная экспертиза, и статус – с 1 января 2005 года служба переведена в ранг федеральной с прямым подчинением управлению МСЭ и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства. Изменились и принципы экспертизы, то есть условия признания гражданина инвалидом.

Раньше во время проведения ВТЭ оценивалась лишь одна категория – трудоспособность. В зависимости от тяжести патологии, частоты обострений и характера течения заболевания устанавливалась группа инвалидности – третья, вторая или первая. Сейчас врачами-экспертами рассматриваются ограничения жизнедеятельности человека, причем комплексно. Во внимание принимаются еще шесть категорий – способность его к самообслуживанию, общению, ориентации, контролю за своим поведением, самостоятельному передвижению, обучению. Этим обеспечиваются большая объективность при установлении инвалидности и более эффективное предоставление реабилитационной помощи. А двенадцать лет назад учреждениям медико-социальной экспертизы было поручено и освидетельствование детей, инвалидность которым ранее определялась органами здравоохранения.

Дополнительной функцией службы стало составление для граждан, признанных инвалидами, индивидуальных программ реабилитации (ИПР). В них определяются виды, объемы и сроки мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, что способствует их более активной социальной адаптации в обществе.

Структурно служба МСЭ края сегодня – это шесть экспертных составов главного бюро, 14 филиалов, находящихся в Барнауле, и 11 – в крупных населенных пунктах края. Сделано это, чтобы повысить доступность экспертной службы для лиц с ограниченными возможностями, избавить их от дальних поездок и лишних затрат. Более трети освидетельствований больных и инвалидов проводится с выездом врачей-экспертов в районы края. Попутно на местах оперативно решаются многие вопросы – совместно с руководителями лечебно-профилактических учреждений и лечащими врачами. Условия для этого созданы: филиалы и главное бюро обеспечены транспортом, укомплектованы оргтехникой.

Вообще служба медико-социальной экспертизы ведет постоянную и активную работу с лечебно-профилактическими учреждениями края – по улучшению качества оформления представляемых врачебными комиссиями документов, полного объема обследований, необходимых для освидетельствования. Руководители и специалисты МСЭ проводят совместные заседания с председателями врачебных комиссий, семинары, конференции, стажировки в филиалах МСЭ для врачей. Ведь от правильности и полноты оформления на местах – в лечебных учреждениях – первичных документов, поступающих затем в МСЭ, порой зависит, как скоро человек сможет получить результат экспертизы, не потребуется ли ему дополнительное обследование. Впрочем, оно иногда проводится и в случае несогласия гражданина с экспертным решением, которое он вправе обжаловать в месячный срок, подав заявление в филиал или в Главное бюро МСЭ.

Важна обратная связь

- Встречи с вами, – сказал, обращаясь к собравшимся в зале руководителям общественных организаций инвалидов, Александр Гончаренко, - нужны и полезны, надеюсь, для обеих сторон. Каждый из вас представляет не только себя – за вами стоят тысячи инвалидов, с кем нам приходится ежедневно работать, общаться. По вашим вопросам, вашему отношению к службе мы можем сверять свою деятельность, определить какие-то пробелы.

Мы стремимся сделать нашу работу более открытой – этой цели посвящена и сегодняшняя, и, надеюсь, будущие встречи. С этой же целью разослали в филиалы нашей службы анкеты с вопросами по качеству организации процесса экспертного освидетельствования, обследования в ЛПУ и т. д. Будем ждать ответов – и примем к сведению все замечания по работе нашей службы.

В ходе встречи ее участники задали ряд вопросов. В частности, инвалиды по зрению считают, что в их ИПР должна вноситься рекомендация о предоставлении санаторно-курортного лечения не только по инвалидизирующему заболеванию, но и по сопутствующим.

- Сейчас это положение изменено, - объяснил специалист по реабилитации Анатолий Вязанкин. - И теперь лечебные учреждения сами вправе решать, по какому заболеванию, в том числе из сопутствующих, инвалид по зрению нуждается в санаторно-курортном лечении. Аналогично этот вопрос решается и для других инвалидов.

- А возможна ли замена санаторно-курортного лечения, в случае когда инвалид от него отказывается, на другие реабилитационные мероприятия, в частности, на зубопротезирование?

- Эта возможность законодательством не предусмотрена. Отказ от санаторно-курортного лечения не дает права на какую-либо замену или получение компенсации.

На вопрос, почему при достижении 18-летнего возраста с детей-инвалидов порой снимается этот статус, ответил Евгений Акимов, руководитель экспертного состава № 3:

- Инвалидность при переосвидетельствовании по достижении 18 лет действительно может быть снята – по двум основаниям. Во-первых, если, например, в результате систематического лечения удалось достигнуть определенной компенсации здоровья. Во-вторых, по закону для признания ребенка инвалидом достаточно нарушения одной категории жизнедеятельности. Тогда как после 18 лет необходимо, чтобы нарушено было не менее двух категорий. Это не ущемление детей-инвалидов. Можно ведь посмотреть и с другой точки зрения – при установлении инвалидности государство проявляет больше гуманности по отношению к детям.

Поднимались также вопросы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, необходимости более полной информации о правах этой категории граждан и возможностях обращения в вышестоящие органы при несогласии с решением, принятым экспертами, архитектурной доступности филиалов МСЭ для инвалидов (пандусы, подъемники) и другие.

А завершилась встреча в лучших традициях – чаепитием.

Фоторепортаж