УКРОТИТЕЛИ ХАОСА

ДЛЯ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ ВЫСТУПЛЕНИЕ С ОРКЕСТРОМ – ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК. ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ – ПОВОД ВОСХИТИТЬСЯ ИХ ДОСТИЖЕНИЯМИ

00:00, 16 ноября 2010г, Культура 1764


УКРОТИТЕЛИ ХАОСА Фото №1

На минувшей неделе в краевой филармонии прошел концерт в рамках многолетнего проекта «Маленькие шаги в большую музыку». В том, что эти шаги на самом деле не так уж малы, убедилась корреспондент «АП». В программе вечера были и концерт Паганини, и Испанская симфония Лало, и виолончельный концерт Дворжака, и несколько произведений Баха.

Разговор на равных

«Репетиция – это всегда сражение с непредсказуемым исходом. Каждый нюанс и каждый штрих солисту приходится буквально отвоевывать у хаоса. И вот из кучи звукового хлама, такой «музыкальной грязи» мы вместе вытаскиваем стройное сооружение порядка» – эти слова дирижера Владимира Рылова, который несколько дней репетировал большую концертную программу с талантливыми детьми, могут показаться высокопарными. Но специалисты понимают, что выступление с оркестром требует от совсем юного музыканта совершенно иных вещей, чем игра в классе с концертмейстером: знакомое произведение даже звучать начинает совершенно по-новому. И нужно не просто сориентироваться, но стать истинным солистом и повести за собой оркестр, вне зависимости от того, сколько тебе лет – восемь, тринадцать или восемнадцать…

Суровое условие, однако дети, по словам маэстро, не прощают несерьезного отношения к тем огромным усилиям, которое они уже потратили на разучивание и оттачивание программы. Так что разговаривают взрослые и маленькие музыканты практически на равных.

– Нельзя не учитывать и того, что педагоги сильно переживают! – добавляет Владимир Рылов. – Когда ребенок занимается в классе с аккомпаниатором, делается все, чтобы ему было удобно, правда, при этом иногда становится «неудобно» музыке. У нас сейчас совсем другие задачи. И, к счастью, педагоги прекрасно понимают, что мы всерьез относимся к их воспитанникам.

Правда, вышеупомянутое «сражение» происходит в незримом пространстве звуков, а вот что очевидно – так это волнение и нетерпение тех детей, которые еще только готовятся присоединиться к оркестру на сцене. Заглянув на воскресную репетицию (был как раз небольшой перерыв), мы застали 10-летнюю лауреатку всевозможных конкурсов Татьяну Крячкову в зрительном зале: скрипачка наводила лоск на головокружительный пассаж из Первого концерта Паганини. На сцене в это время находился юный саксофонист Валентин Ковалев, который, когда репетиция возобновилась, стал под руководством дирижера подробно разбирать с оркестром отдельные такты сюиты «Скарамуш» Мийо.

О том, что к детскому концерту взрослые отнеслись всерьез, говорит даже такая, на первый взгляд, мелочь, как программка. В ней кроме собственно очередности музыкальных номеров оказались помещены фотографии всех солистов и подробности их творческих биографий – еще совсем небольших, но уже вызывающих восхищение. Все участники концерта как минимум были лауреатами и стипендиатами краевого смотра «Юные дарования Алтая», а уж для того, чтобы перечислить все их победы на региональных, всероссийских и международных конкурсах, здесь просто не хватит места.

«Чувство солиста»

И еще один важный момент, о котором в филармонии говорят с большой гордостью: впервые за всю историю программы «Маленькие шаги в большую музыку» (а ей скоро десять лет) на сцене было столько исполнителей и разных музыкальных инструментов. Скрипка, в которой наши позиции в последнее время необычайно сильны, гитара, виолончель, кларнет, флейта, саксофон, труба…

И первое, и второе отделения маэстро Рылов решил начать с оркестровых вещей: открыла вечер увертюра «Камаринская» Михаила Глинки, а вторую половину музыкального праздника - полонез из Сюиты № 3 Чайковского. Все остальное время оркестр, ненадолго расправивший крылья, чрезвычайно деликатно аккомпанировал юным солистам. Так, в сложном и драматичном Концерте для виолончели с оркестром Дворжака, в котором солировала ученица Александра Россинского 18-летняя Дарья Земская, оркестр лишь оттенял мощный голос виолончели. А вот тихую и задумчивую гитару Дарьи Татьянкиной, которая исполняла Элегию Морено-Торробы, оркестр сопровождал почти что «вздохами», ни на секунду не затмевая старательную солистку.

Заметно было, что за несколько дней репетиций у юных исполнителей сложились вполне партнерские отношения с оркестром и маэстро Рыловым, когда музыканты начинают понимать друг друга практически с полувзгляда. 13-летняя скрипачка Дарья Кулишкина, игравшая первую часть философски насыщенной Испанской симфонии Лало, с поразительным хладнокровием одолевала сложные пассажи. А после выступления 18-летней Евгении Рониной (кларнет), которая буквально «пропела» надмирную музыку Баха, первое отделение завершил вокальный ансамбль «Сентябринки» (руководитель – Инесса Грицай). Дирижер признался нам, что его потряс выбор произведения: кантата Свиридова «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака оказалась созвучна мыслям самого маэстро о новом памятнике жертвам политических репрессий в Барнауле. И каково же было его удивление, когда выяснилось, что дети, участники ансамбля, прекрасно понимают, о чем именно писал Пастернак!

Во втором отделении выступали Мария Баева-Кузнецова и Святослав Кузнецов, замечательный дуэт, исполнивший первую часть Двойного концерта Баха для скрипки и гобоя. Уже за кулисами корреспондент «АП» услышала от одного из взрослых организаторов концерта фразу «Это был самый настоящий Бах», обращенную к 11-летней скрипачке, ученице известного педагога Елены Шелеповой. Еще одно произведение великого немецкого композитора – известнейший менуэт из Сюиты си-минор – исполнила Яна Сидорова (флейта).

Кроме того, во втором отделении концерта саксофонист Валентин Ковалев исполнил вторую и третью части сюиты «Скарамуш» Мийо (зажигательные бразильские мотивы которой заставили вполне освоившегося на большой сцене солиста слегка пританцовывать в такт чудесной музыке). А трубач Юрий Лазарев, ученик Анатолия Тренкеншу, сыграл «Весенние воды» Рахманинова.

«Это волнение и огромная радость»

Завершился концерт выступлением уже известной многим барнаульцам Татьяны Крячковой. Оно изначально обещало быть «гвоздем программы»: 10-летняя скрипачка приготовила вторую и третью части Первого концерта Паганини, имя которого, как было отдельно отмечено, давно стало синонимом исполнительского совершенства! Наградой солистке за ее мужество и совершенно взрослое понимание сложной музыки стали крики «браво» и горячие аплодисменты публики. Но даже эту привычную к ответственным выступлениям девочку Владимиру Рылову пришлось останавливать на полпути за кулисы и возвращать на авансцену, чтобы она еще раз насладилась восторженным приемом слушателей.

– Этот концерт – выдающееся событие в культурной жизни Барнаула на все последующие дни, – сказала директор краевого музыкального колледжа Светлана Прокофьева. – Потому что нет ничего более полезного для становления юных талантов, чем исполнять музыку в одном концерте с таким мастером, как Владимир Рылов.

– Я сейчас поймал себя на мысли, что надо выходить на сцену и что-то говорить, а все заготовленные заранее фразы вылетели из головы, – признался Виктор Сидельников, директор ДШИ № 8, председатель совета директоров детских музыкальных школ и школ искусств. – Мы слышим, как наши малыши играют серьезную и трудную музыку, играют убедительно и по-взрослому! Это достояние Алтайского края, одаренные дети прославляют Барнаул, о котором, наверное, и в России-то не все знают. И не надо думать, что у них нет детства – они такие же шаловливые, так же любят играть. Просто они –счастливые!

В ответ на слова благодарности за работу с одаренными детьми Владимир Рылов сказал: «Мы все, музыканты и организаторы, с замиранием сердца провели те несколько дней репетиций, когда на наших глазах происходило чудо. Это волнение, это сильные эмоции, но это и огромная радость. Я считаю, нужно сделать так, чтобы эти чудесные таланты в будущем выступали по всей России и по всему миру. Но – и это уже обращение не только к родителям и педагогам, но и к тем, кто руководит городом и краем – надо, чтобы они здесь оставались. Чтобы здесь было интересно жить, чтобы именно здесь складывались их творческие судьбы».

Фоторепортаж