ТОНКИЕ МАТЕРИИ

С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СТОЛКНУЛСЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ТОКОПРОВОДЯЩЕЙ ПЛЕНКИ, ВНЕДРЯЯ ЕЕ В ПРОИЗВОДСТВО

00:00, 19 ноября 2010г, Общество 2132


ТОНКИЕ МАТЕРИИ Фото №1

На улице сегодня зябко, а в офисе фирмы «Импульс» теплынь, хоть привычных чугунных батарей в помещении не найдешь. Там обогреваются от встроенных в потолок инфракрасных излучателей собственного производства. Говорят, так дешевле и комфортнее.

Фирма находится в городе Яровое, когда-то знаменитом на всю страну продукцией «Алтайхимпрома». Но завод, к сожалению, умирает, а его бывшие работники ищут, как жить дальше. И некоторые находят интересную работу не только для себя, но и для других. Как, например, Виталий Самойлов, создавший инновационную компанию «Импульс». Фирма занимается разработкой и производством средств поверхностного прогрева, сделанных на основе токопроводящей пленки.

 

Он помнит, как все начиналось

Виталий Алексеевич сам не может точно объяснить, почему он занялся пленочными излучателями. То ли по причине пытливого ума, то ли от понимания, что его затея будет востребована другими, а значит, имеет шансы приносить доход.

Бизнес начинал с перепродажи продукции «Алтайхимпрома». Но людям творческим, с навыками исследователя всегда хочется создать что-нибудь принципиально новое. Вот и экспериментировал потихоньку со своим партнером Владимиром Волошиным: то разрабатывали составы для ухода за обувью, то делали жидкости для антизапотевания стекол.

Однажды в гараже, где они обычно работали над своими изобретениями, надо было вскипятить воду. А поскольку Самойлов по специальности инженер-энергетик, то легко решил проблему: перемешал имеющиеся под рукой графитовый порошок с краской, нанес эту смесь снаружи на емкость, подключил к ней электроды и воткнул в розетку. Вода вмиг закипела. В общем-то, понятно, что графит электричество проводит, поэтому получилась токопроводящая пленка.

Подумали, как эту штуку коммерциализовать. Посмотрели аналоги. Оказалось, есть на рынке токопроводящая краска «Тиколак» для экранирования помещений от электромагнитных волн. Дорого стоит. «Вот бы нам такую делать», - прикинули партнеры. Сказано – сделано. Получили сертификат на краску. Но оказалось, что продать самопальный «Тиколак» весьма затруднительно. Рынок потребителей слишком узок, умные люди подсказали, что гораздо востребованнее гибкие нагревательные элементы. Но создать их на основе краски не получалось, так как невозможно было ее равномерно нанести на поверхность. В поисках рынка сбыта краски вышли на новосибирскую фирму «Баган», занимающуюся изготовлением нагревателей. Они заинтересовались и предложили Самойлову довести дело до конца - найти способ нанесения равномерного токопроводящего слоя, который затем «Баган» мог использовать в своем производстве.

Яровчане взялись за работу. Несколько лет экспериментировали с рецептурой, с методами нанесения и наконец добились нужных свойств. Разработали специальное оборудование для формирования слоя и начали производство опытных образцов. По прикидкам Виталия Самойлова, кроме затрат времени и интеллекта на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность ушло около двух миллионов рублей. Хорошо, что параллельно был торговый бизнес, который и кормил, и позволял финансировать разработку. Не случайно говорят, что создавать с нуля инновационную фирму без финансовой подпитки со стороны – значит, заведомо обречь себя на неудачу.

 

Покончил с коммерцией, чтоб не мешала

Как и предупреждали опытные люди, при выходе на рынок изобретатели столкнулись с двумя проблемами. Первая: потребители не уверены, что их нагреватели самые замечательные на свете, и вторая – отказы в работе нагревателей, вызванные несовершенством изделия.

Помнится, в советские времена, перед тем как новшество запустить в серию, его не спеша обкатывали в опытном производстве, чтобы устранить все недочеты. Нынешние инноваторы себе такое позволить не могут.

- Если бы сразу иметь два миллиона на лабораторные исследования, то не факт, что, потратив их, я бы добился нынешнего результата, - говорит Самойлов.
- Невозможно все предусмотреть на лабораторной стадии. Поэтому мы устраняли недочеты на ходу, продавая образцы заказчикам, и по их замечаниям вносили изменения в конструкцию.

Полтора года назад Самойлов и Волошин разделили бизнес. Такое часто бывает между деловыми партнерами, когда они расходятся в понимании стратегии. Владимир считал, что надо делать уклон на коммерческую деятельность, а Виталий хотел развивать производство наукоемкой продукции.

- Коммерческая рутина не позволяла сосредоточиться, и я решил с ней покончить, - рассказывает руководитель ООО «Импульс».

Естественно, это привело к финансовым трудностям. Самойлов начал искать источник кредитования. Обошел все, какие знал, банки. На знаменах большинства из них, между прочим, начертано, что «поддержка малого бизнеса – наша основная задача». Рассказывал о замечательной идее, показывал патент. Но это был 2008 год, когда мировой финансовый кризис уже пробрался на российскую землю и банкиры опасались связываться с какой-то малоизвестной научно-технической фирмой. Одни обещали, но при условии оплаты «услуг» дружественной консалтинговой фирмы, которая подготовит для «Импульса» бизнес-план. Другой банк не устраивало, что заемщик находится слишком далеко от Барнаула. Дескать, не работаем с клиентом, который расположен дальше 200 километров. И это при сегодняшних-то информационных технологиях!

В управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры посоветовали поучаствовать в конкурсе на получение гранта, но оказалось, что его может получить только фирма моложе года, а «Импульс» уже старенькая. Для банков же, наоборот, слишком молодая, без кредитной истории.

- Было обидно до слез, - вспоминает Виталий Алексеевич.

Но мир не без добрых людей. В структуре Главэкономики существует управление по науке, инновационной и кластерной политике. Тогдашний заместитель начальника управления Александр Кондыков развеял сомнения руководства Алтайсбербанка в необходимости выделить кредит. Банк дал полтора миллиона по ставке 20 % под пятидесятипроцентную гарантию Алтайского гарантийного фонда.

Сам Кондыков считает свое участие в этом деле минимальным, а в отношении ООО «Импульс» говорит, что «компания может служить примером истории успеха для тех, кто решит встать на тернистый путь инноваций».

Получив кредит, Самойлов смог вовремя рассчитываться за аренду помещения, выплатить работникам жалованье и закупать сырье, то есть обеспечивать нормальную деятельность предприятия. Конечно, хотелось бы кредит подешевле, тем более что последнее время Сбербанк ссужает деньги некоторым предприятиям под 15 %. Два месяца там рассматривали просьбу перекредитоваться и от Самойлова, но потом отказали, не объясняя причин. Руководитель ООО «Импульс» на банк не в обиде. Полуторамиллионный месячный оборот и высокая рентабельность производства позволяют и банку возвращать кредит, и продолжать эксперименты с нагревателями.

 

Такая «корова» нужна самому

Сейчас в «Импульсе» в общей сложности работают 15 человек. На производстве заняты женщины, потому что требуется аккуратность, которой мужчинам часто недостает. А сбывает продукцию Самойлов в основном через новосибирскую фирму СТБ, которая была создана его друзьями специально для дистрибуции поверхностных нагревателей.

Ставку сделали на вирусный маркетинг, говоря по-простому, на сарафанное радио, когда один потребитель рекомендует понравившийся товар другому.

На «нагревательном» рынке последние годы обозначилось жесткое противостояние: похожие устройства делают китайские, корейские, американские, французские фирмы. О минусах и плюсах конкурентов директор ООО «Импульс» знает не понаслышке, поскольку встречается с ними на специализированных выставках в Москве, Питере, Белоруссии, Украине.

В продвижении продукции помогают и краевые власти. Нагреватели из Ярового Главэкономики представляло этим летом на российско-казахстанском саммите в Астане.

А в прошлом году за счет краевого бюджета фирма участвовала в Сибирской венчурной ярмарке. Поехали на выставку, чтобы других посмотреть и себя показать, то есть определить свое место в системе координат научно-технического сообщества Сибири. К изобретению проявили большой интерес и потенциальные инвесторы, и рядовые посетители.

На подобных мероприятиях люди с деньгами присматриваются к различным научно-техническим проектам, чтобы купить их на корню, развить и перепродать. Но Самойлова не прельщала такая перспектива, и от предложений расстаться с бизнесом даже за хорошие деньги он отказывался.

- Сейчас работаем с колес, - говорит Виталий Алексеевич, - заказчики стоят в очереди, потому что производственная мощность небольшая.

И это несмотря на троекратный за этот год рост объемов производства, то есть примерно до полутора миллионов в месяц. Для расширения нужны деньги, которых пока нет в нужном количестве. Они уходят и на эксперименты, большая часть из которых заканчивается отрицательным результатом. Но таков уж он, венчурный бизнес: девять десятых всех затрат утекает в песок, а потом одна десятая выстреливает так, что трижды все окупает.

Справка «АП»

Компания ООО «Импульс» специализируется на производстве инфракрасных обогревателей, изготовленных на основе теплоизлучающих пленок с удельным сопротивлением 10 – 5 000 000 Ом/см2 с равномерным тепловым полем и с оптимальной удельной тепловой мощностью для нагреваемого объекта. Спектр их применения весьма широк. Считается, что при инфракрасном отоплении помещений экономится около 20% энергии за счет того, что она передается непосредственно предметам, не нагревая воздух. В бытовом обогреве не обязательно точно подбирать длину волны. Задаешь температуру 36-40 градусов, и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить комфортный микроклимат в помещении.

В химическом, фармацевтическом, пищевом производстве такие устройства используют для обогрева материалов и конструкций сложной геометрии. В строительстве их применяют для прогрева бетона, владельцы магазинов могут задействовать их зимой против обледенения лестничных маршей, ведущих в помещение. Ими даже можно греть взлетные полосы на аэродромах.

Фоторепортаж