ЕСЛИ ЗАЖЕЧЬ ИНТЕРЕС...

ДЕТИ СПОСОБНЫ НА МНОГОЕ, УВЕРЕН ПЕДАГОГ СЕРГЕЙ ЛЮБКИН

00:00, 10 декабря 2010г, Общество 1758


ЕСЛИ ЗАЖЕЧЬ ИНТЕРЕС... Фото №1

В Алтайском краевом центре информационно-технической работы (АКЦИТР) прошла очередная встреча педагогов и школьников края, занимающихся исследовательской работой, с экспертами из вузов. Это один из этапов, предусмотренных программой «Будущее Алтая». В числе тех, кто общался с профессорами, был и учитель физики Михайловского лицея Сергей Любкин со своими учениками – десятиклассником Александром Корсуном и ученицей выпускного класса Екатериной Черняевой.

Сергея Владимировича сотрудники АКЦИТР рекомендовали как одного из постоянных участников программы «Будущее Алтая». Его ученики уже добивались успехов на всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ. Мы побеседовали с педагогом, пока его подопечные отчитывались перед экспертами о том, что сделано за последний месяц.

– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о темах ваших учеников.

– Известно, что наш Михайловский район в этом году пострадал от пожаров. Мы решили разобраться, как при лесных пожарах не допустить гибели сел, как заранее узнать о направлении и скорости перемещения огня. Это тема исследования Саши Корсуна. Мы изучили систему оповещения о пожарах в России и в мире, нашли ряд недостатков и предложили свою модель, основанную на использовании расставленных везде вышек одного сотового оператора. Нужно установить на столбы и деревья датчики. При повышении температуры цепь замыкается и отправляется SMS-сообщение, которое позволит определить на карте, где именно начался пожар. А последующие эсэмэски позволят отследить скорость и направление движения огня. При желании можно совместить эту схему с картой дорог, чтобы поймать поджигателя.

– И это исследование десятиклассника?!

– Да, работаем мы серьезно, – улыбается педагог. – Катя тоже пишет работу на местном материале. В близлежащих селах есть свалки отходов лесоперерабатывающей промышленности. На их утилизацию нет средств, а опилки гниют, горят и загрязняют окружающую среду. И одновременно есть проблема с некачественным углем, который в селах выбрасывается. Так вот, работа Кати посвящена оптимизации процесса сжигания угля: если смешать его в определенной пропорции с опилками, это существенно повышает теплоотдачу. Мы провели эксперименты, котел сделали… на базе самовара. Сейчас Катю планируют отправить на олимпиаду «Шаг в будущее», а Сашу – на всероссийскую олимпиаду «Созвездие», которая пройдет в Звездном городке.

А пока мы приехали за 450 километров, чтобы получить очередную консультацию по выполненным работам. Чем, на мой взгляд, программа «Будущее Алтая» выгодно отличается от других: тут не просто отбирается команда на всероссийские конкурсы – мы получаем стимул, чтобы выполнить работу на более высоком уровне. И учатся тут не только ученики, но и учителя.

Вдали от научных центров

– В 2000 году я окончил Новосибирский государственный педагогический университет и сразу же вернулся на родину, в село Михайловское. Как раз в тот год открывался Михайловский лицей. А где-то через полтора года мы уже начали участвовать в программе «Будущее Алтая», – рассказывает Сергей Любкин. – К тому же тема моей дипломной работы была связана с творческим развитием учеников.

Сначала наши работы были достаточно наивные, мы немного играли в исследования. Но уже в 2005 г. в Москве на олимпиаде «Шаг в будущее» моя ученица получила диплом 3-й степени. С 2008 года я вплотную занялся организацией исследовательской работы, которой у нас в лицее уделяется серьезное внимание. Некоторые учителя восприняли это в штыки: такая работа отнимает много времени, а тогда она еще никак не оплачивалась. Пришлось выстраивать стимулирующую систему, и теперь исследовательская деятельность перестала быть заботой отдельных энтузиастов. Сейчас ею занято больше половины педагогов лицея. За год от 15 до 30 наших учеников участвуют в шести-семи научных конференциях. И, естественно, появились результаты.

– А как вы сами увлеклись естественными науками?

– Моя мама – учитель математики, отец – инженер. Профессиональный выбор я делал вполне осознанно и изначально хотел стать учителем. А в Новосибирск поступал потому, что там как-никак центр сибирской науки.

– Неужели вам не хотелось как-то закрепиться в этом центре?

– Знаете, я от города устаю. Мне надо жить в собственном доме, чтобы был огород, в «скворечнике» не могу. Мне нравится в Михайловском. К тому же наш лицей – не просто школа, у нас учатся дети из тринадцати районов и даже из Казахстана. Они приезжают к нам после восьмого-девятого классов в том случае, если хотят получить образование выше обычного школьного уровня. И когда все дети в классе сильные, работать с ними очень интересно.

– У исследовательской работы в селе есть свои особенности?

– Конечно. Во-первых, ученики приходят к нам всего на два-три года, и за это время зачастую нужно с нуля сформировать у них необходимость поиска нового, ну и при этом не отбить охоту. Во-вторых, мы находимся очень далеко от научных центров, для очного общения с учеными и участия в различных форумах вынуждены далеко ездить, тратить на это дополнительные средства.

– И как заинтересовать старшеклассников наукой?

– Выбирая тему для ученика, педагог должен не только предугадать ее практическую значимость, но и оценить силы, возможности ребенка. Мы как бы заранее создаем ситуацию успеха. А потом уже, как бойцов определяют на нужный поединок, мы учеников на нужные конференции отправляем. Если работа еще на уровне реферата с небольшими элементами исследования, мы идем на такие конференции, где она была бы высоко оценена, а более сильных учеников отправляем на краевой уровень. Но все побеждать не могут, поэтому здесь нужны еще и особые способы при необходимости снять стресс после конференции, утешить, ободрить.

– Как, например?

– Используем мой авторский метод: ученику предлагается найти в докладе пять недостатков и три достоинства. И в следующий раз, когда дети слышат замечания, они воспринимают их не как придирки, а как помощь: им самим потом не надо будет искать эти недостатки. Ну, а сильные стороны в своей работе они находят без труда (смеется).

Еще для поддержания рабочей активности в течение года мы периодически обмениваемся с учениками вопросами по теме. На ответы дается две недели, потом часть их идет в работу, а часть используется для выступления. Кроме того, в лицее есть общество «Научные искания», в которое входят и учителя, и дети, и на его заседаниях постоянно проводятся презентации исследований. Этот опыт дает ребятам уверенность в своих силах. Ну и, конечно, детей радует то, что, участвуя в конференциях, они могут пропускать уроки, ездить в краевой центр и другие города на нашем школьном автобусе, жить в гостинице. А попадая в общество таких же целеустремленных сверстников, они видят другие горизонты.

 

«Ловушка успеха»

– Сергей Владимирович, не слишком это утомительно для учителя?

– Учителя ведь тоже попадают в ловушку успеха (смеется). Начинаешь постоянно искать нерешенные задачи, а с каждой темой открываются какие-то новые области. Потом это помогает в обычной педагогической деятельности, потому что всё, чем мы занимаемся в исследовательской работе, лежит за пределами школьной и иногда даже вузовской программы. Если работа серьезная, то заранее ответов не знает ни учитель, ни ученик. Да что там, некоторые вопросы заставляют крепко задуматься даже наших научных руководителей! В прошлом году мы сотрудничали с профессором АлтГТУ Виктором Федяниным – мой ученик Антон Курилов писал работу по энергосберегающим лампочкам и их «миганию» в выключенном состоянии.

– Это тоже актуальная тема?

– Любая научная работа, даже школьная, должна начинаться с определения реальной проблемы. Без этого получится «алхимия».

– Вы говорите, что школьные работы иногда получаются даже выше университетского уровня сложности. Но ведь есть мнение, что наши дети перегружены даже обычной школьной программой!

– В нынешнем распределении часов на изучение школьной программы много спорных вопросов. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы на физику отводилось побольше времени, чем сейчас. Что касается перегрузки, то для ребенка все-таки большая разница: делает он сам свое открытие или зубрит учебник. Срок усвоения материала при выполнении исследовательской работы сокращается в разы, нагрузка, как ни странно, тоже. Просто потому, что это интересно. Если зажечь интерес, никакой перегрузки не будет.

Я замечаю, что наши ученики становятся намного активнее и веселее: у них успехи, они на виду, появляется опыт выступлений перед аудиторией и общения с докторами наук, которых не увидишь у нас в селе! Родители начинают особенно ими гордиться. Я думаю, что при правильной организации исследовательской работы тут только плюсы.

И все это позволяет не думать, что село, даже такое удаленное от центра, как наше, – это глухомань. Мы иногда тут побеждаем, а значит, не зря работаем. Уходят сомнения в выборе профессии.

Очень хочется, чтобы государство обратило внимание на естественно-научные дисциплины. Школа – это основа, и если постоянно неосторожно экспериментировать с ней, можно погубить целые поколения.

– Мы все о работе, а как вы отдыхаете?

– Как только есть возможность, уезжаю на рыбалку или на охоту, когда открывается сезон. Рыбалка у меня спортивная, я в соревнованиях участвую, вошел в команду Михайловского района. Даже похвастаюсь: в прошлом году в краевую олимпиаду впервые включили спортивную рыбалку, и команда нашего района выиграла: мы, три человека, заняли первое место!

Но главное – у меня подрастает дочь Маргарита, ей пять лет, так что особенно не до отдыха. Стараюсь побольше времени уделять ей.

– Как думаете, дочь пойдет по вашим стопам?

– Она достаточно быстро всему учится, года полтора как читает, сейчас уже пишет, считает до ста… Если пойдет в науку (смеется), возражать не буду.

Кстати
В недавнем президентском Послании к Федеральному собранию проблемам детей и образования был посвящен целый блок предложений и идей. В числе вопросов, на которые Дмитрий Медведев призвал обратить внимание, – создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей», – подчеркнул президент. Кроме того, он поручил правительству разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.

Справка «АП»
Программа «Будущее Алтая» уже 15-й год реализуется Алтайским краевым центром информационно-технической работы (директор – Александр Садовой). АКЦИТР – координатор в крае российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». Здесь создана уникальная система поддержки одарённых школьников и педагогов, которую называют «педагогической мастерской длиною в год». Ее цель – поиск и отбор одарённых школьников и молодёжи, занимающихся исследованиями в различных областях фундаментальных и прикладных наук, и их подготовка к участию в краевых, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. Ежегодно в рамках программы проходят педагогический лекторий, установочная сессия, учебно-консультационные пункты, выставки и конференции.

Фоторепортаж