ЛЕТОПИСЬ ПАМЯТИ

00:00, 24 декабря 2010г, Общество 1858


ЛЕТОПИСЬ ПАМЯТИ Фото №1

Баевский совет ветеранов с его председателем Валентином Матвеевичем Агарковым (фото справа), администрация района во главе с Эдуардом Кербером в исторической литературе не новички. Некоторое время назад «АП» подробно, с восхищением рассказывала о двух баевских книгах, посвященных 60-летию Великой Победы над фашизмом и 70-летию родного края. Первая – «Баевцы во имя Отчизны. Венок славы», вторая – «Баевский район. История. События. Люди».

Названия свидетельствуют об исключительной документальности изданий, требующей, как известно, беззаветного труда, подвижничества и нередко – самоотречения. Очередную книгу, продолжающую летопись памяти, они посвятили 65-летию Победы. В предисловии к 600-страничному тому глава района Эдуард Кербер кратко и сердечно раскрывает цель многолетней исторической работы: «Это нужно потомкам». Потому-то ветераны горячо, не щадя сил взялись за то, что свято, дорого самим. Если прежде в книгах были названы только имена вернувшихся с вой-ны, то теперь рассказывается непременно о боевом пути каждого фронтовика. А их - не одна тысяча.

Материалы для книги по крупицам собирали в письмах бойцов, запрашивали армейские архивы, просматривали краевые и соседних районов газеты. Например, свою родную - «Голос хлебороба» проштудировали за полвека.

 

Солдаты славы не искали

Этот раздел в книге занимает большую её часть. Листаешь страницу за страницей и на каждой - фотопортрет с описанием одного или многих фронтовых эпизодов бойца.

 

В воронку – два снаряда?

В составе 43-й артиллерийской бригады Дмитрий Исаков вместе с другими сибиряками отстоял Москву. Под Сталинград прибыл 28 сентября 42-го. Связист, он под огнём налаживал связь между НП и батареей. Не раз вырывался из когтей смерти. Рассказывает, что однажды, когда начался сильный артобстрел, он воспользовался трофейной рацией – линии связи снаряды были уже не страшны. За сметливость наградили медалью «За отвагу». В другой раз прокладывали связь с товарищем. И опять артобстрел. «Мы – в воронку. Один снаряд разрывается впереди, другой – сзади: думаем, в «вилку» вражина взял. Успели выскочить. Секунды спасли нас и линию. А еще говорится, в одну воронку два снаряда не попадают. Как же…»

 

На Зайцевой горе

После окончания Новосибирского войскового училища баевский паренек Виктор Боровиков с ротой курсантов был направлен в родной Барнаул. Здесь формировалась дивизия, та знаменитая, которая впоследствии стала называться 80-й гвардейской. В её честь в краевом центре названа улица.

Интересная встреча произошла у курсанта в день, когда дивизии вручали полковое знамя. Шло построение. Виктор оказался рядом со своими дядьками – Антоном и Андреем. Вот были рады!

Вместе обороняли Москву. Их бросили на Зайцеву гору, чтобы отрезать отступление фашистов по Варшавскому шоссе. Враги хотели сбить их с горы. Танки пустили. Ни черта подобного! За тот первый бой младший лейтенант Виктор Боровиков был представлен к ордену Красной Звезды. Есть книга «Сквозь весь огонь» - она о сражении на Зайцевой горе.

У Боровиковых и дальше все шло по-родственному: Антона в госпиталь отправили 16 апреля, Андрея – 17-го, а его, Виктора, – 21 апреля.

 

Пять братьев

В семье Терентия Сергеевича и Аграфены Панфиловны Курепиных из баевского села Прослауха было пять сыновей и пять дочерей. Друг за другом ребята ушли на фронт. И не вернулись.

Александр Невский в одном из предпраздничных майских номеров райгазеты «Голос хлебороба» 1987 года писал: «Часто думаешь, кто внес решающий вклад в победу в той кровопролитной войне? И никто меня не убедит в ином: победители, прежде всего они, павшие на поле боя! Не сдали рубежей! Живые закрепили победу…

Я стоял у мемориала Славы в Баево. На гранитном постаменте ветерок шевелил лепестки цветов. На грани высеченных из металла литер ложились алые отблески зари:

Курепин Василий Терентьевич.

Курепин Дмитрий Терентьевич.

Курепин Иван Терентьевич.

Курепин Илья Терентьевич.

Курепин Матвей Терентьевич».

* * *

Книга – поклон до земли и победителям, и тем, кто не вернулся домой с полей войны.

Хорошо, что, закрывая том, с великой благодарностью можно посмотреть на фотографии тех, чьими руками сделана книга, чьими сердцами она написана. Придумано умно, душевно. Признаться, таких выходных данных никогда прежде не приходилось видеть.

Навечно в сердце

Подобно набату звучат строки нашего земляка Роберта Рождественского, открывающие этот следующий раздел – скорби и памяти:

Помните!
Через века,
через года – помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших будьте достойны!

На войне погибло 3409 баевцев. Все их имена приводятся в книге по сельским советам, откуда уходили на фронт. Фамилии названы с полным именем и отчеством. Указываются национальность, год рождения, когда призван, где и когда погиб, воинское звание, место захоронения. Если умер от ран, пропал без вести – тоже сообщается.

Светлой памяти земляков посвящены мемориалы, о чём свидетельствуют в книге фотоснимки скорбных комплексов. В издании очень много персональных стихотворных посвящений. Некоторые горестные факты стали буквально хрестоматийными.

«Витязь» Михаил Борисов

Баевская земля подарила Родине 11 Героев Советского Союза. Самый молодой из них Михаил Борисов – 1925 года рождения.

Боевое крещение выпускник Томского артучилища получил под Керчью. Там и первое ранение – война не без того. После излечения распределили в 36-й гвардейский стрелковый полк. Стал наводчиком 45-мм пушки, знаменитой «сорокапятки». С ней прошагал Кубань, калмыцкие степи. С ней был с первого до последнего дня Сталинградской битвы. Здесь из рядового стал сразу сержантом, минуя звание ефрейтора, чем очень гордился.

Яркой страницей в памяти земляка остался бой у реки Северный Донец возле села Петровка Ворошиловградской области в феврале 1943 года. Михаил был уже наводчиком 76-мм пушки отдельного истребительного противотанкового артдивизиона 58-й мотострелковой бригады. Тогда на его личный счёт записали 250 уничтоженных фашистов и представили к награждению орденом Боевого Красного Знамени, назначили комсоргом дивизиона.

Но ошеломляющий успех был ещё впереди. Как известно, 11 июля на Прохоровском поле произошло самое крупное за всю Вторую мировую войну танковое сражение. Читаем: «Со своего командного пункта комкор 2-го танкового корпуса А.Ф. Попов внимательно наблюдал за боем, который вели четыре орудия 3-й батареи против 19 пятидесятонных громадин. Буквально впившись глазами в стереотрубу, он следил, как артиллерист, оставшийся у последней пушки в одиночку, за какие-то 8-10 минут поджёг семь «тигров». И когда немецкий снаряд разбил эту пушку, а боец упал, генерал буквально заорал: «Щукин! Немедленно бери машину и лети спасать этого парня! Это же артиллерист от бога!»

Вспоминает он сам: «Меня опрокинуло, прижало к земле… Не знаю, сколько так пролежал… Открыл глаза, а надо мной – склонившееся лицо начальника полит-отдела бригады Щукина…»

Артиллериста от бога за воинский подвиг наградили орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза № 2358. Михаил Федорович бережно хранит вместе с ценными документами фотографию, сделанную когда с забинтованной головой сбежавший из госпиталя вернулся в свою часть. И дорогую для него пожелтевшую страничку фронтовой газеты, которая перепечатала из журнала «Огонек» дружеский шарж: он стоит на груде металла в тигровых шкурах. Подпись:

«Любуйтесь! Радуйтесь! Дивитесь!

Картина сделана с натуры!

Пред вами комсомольский витязь

В семи тигровых шкурах».

Можно понять гвардии лейтенанта, командира взвода управления отдельной противотанковой артиллерийской бригады Борисова, когда он, будучи в Берлине 1 мая 1945 года, не выдержал искушения: попросил одного из наводчиков любимой 76-мм пушки уступить место и выпустил очередь снарядов по гитлеровской рейхсканцелярии. А после капитуляции куском штукатурки написал на Рейхстаге: «Я – из Сибири. Борисов».

Это был его первый автограф. В мирной жизни для Михаила Федоровича-стихотворца, автора десятков поэтических сборников, члена Союза писателей, автограф – привычный ответный жест на интерес к его творчеству, подвигу отважного солдата.

*  *   *

Завершается раздел перечнем участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с победой, но не найденных к моменту издания предыдущей книги. Значит, в поисках точка ещё не поставлена. Они будут продолжаться.

Решающие события в борьбе с фашистами, такие самые судьбоносные этапы и операции войны, как битвы за Москву и Сталинград, Курская дуга, форсирование Днепра, взятие Берлина, в книге комментируют профессионалы – военные историки.

Чтобы молодое поколение знало своих героев, в разделе «Полководцы Великой Отечественной войны» напечатаны имена и фотоснимки всех маршалов, генералов армии, адмиралов флота и их краткие воинские биографии.

Книга знакомит читателей с орденами и медалями СССР военных лет и воспроизводит их на нескольких страницах.

Фоторепортаж