Земной шар – как на ладони

00:00, 22 марта 2011г, Общество 2571


Земной шар – как на ладони Фото №1

Виктор Галазин – один из создателей глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), с четвертого класса учился в поспелихинской средней школе № 1. Сейчас в Поспелихинском районном музее есть экспозиция, посвященная знаменитому земляку. Среди экспонатов – рукописи ученого, его книга «Параметры земли», многочисленные фотографии, личные вещи.

От отчего порога

Как известно, человек формируется с детства. Уже в школьном возрасте большинство ребят знают: быть им техниками или гуманитариями. И все же помимо наклонностей, заложенных природой, нужны какие-то особенности характера, благодаря которым эти способности могли бы раскрыться.

– Витя сызмала тянулся к технике, – рассказывает его сестра Лидия Бурдейная, жительница Поспелихи. – Вспоминается такой случай. Мы тогда жили в Казахстане. Папа был бригадиром в колхозе, нередко брал с собой на полевой стан Витю, который с большим интересом наблюдал за работой механизаторов. Ему очень хотелось самому поуправлять трактором. И однажды случилось то, чего никто не ожидал. Мальчишка смог завести гусеничный «ЧТЗ». Попытался даже на нем поехать, да трактористы не дали. Но своего брат все-таки добился, когда стал постарше.

Не только интерес к технике, но и упорство в достижении цели - эти качества Виктора Галазина потом отмечали многие его коллеги-ученые.

– У Вити не все гладко получалось в жизни, – продолжает свой рассказ Лидия Федоровна. – В Новосибирский университет он с первого раза поступить не смог. Проработав год на элеваторе, поехал сдавать экзамены – и вновь неудача. Не понравился одному из преподавателей за то, что решил задачу нестандартным способом и стал доказывать свою правоту. В результате – опять четверка. Документы сдал в Новосибирский институт геодезии и картографии, где и получил высшее образование. Это учебное заведение он выбрал неслучайно. Похоже, не прошли даром долгие заинтересованные беседы о редкой профессии, которые вел с братом мой муж Николай, работавший в свое время геодезистом. К тому же Вите всегда нравилось ходить в туристические походы.

Еще учась в школе, Виктор побывал на замечательных алтайских озерах: Телецком, Белом, Колыванском, Горьком… Поднимался на Синюху и другие горы. Нравилось ему отдыхать в живописных уголках поймы Алея, собирать грибы в Новичихинском бору.

– Помнится, братишка уговорил Николая поехать в лес за грибами. Хотели усадить Витю в коляску, а у того ноги в ней не умещаются: ростом-то Бог не обидел – ровно два метра дал, – с улыбкой возвращается в далекую осень Лидия Федоровна.

Уже в зрелые годы Галазин обзавелся автомобилем и дачей. Построить ее помогли родственники. Но многое в доме Виктор Федорович изготовил сам. Навыки в этом деле еще в детстве перенял у отца, который был не только отличным механизатором, но и столяром. А еще отец играл на гармони, рисовал неплохо. Мастерицей на все руки была и мама. Творческая натура у Виктора, конечно же, от родительских генов. Как говорится, яблоко от яблоньки недалеко падает.

Истоки трудолюбия

Замечательных успехов в научной деятельности Виктор Федорович достиг во многом благодаря большому трудолюбию. Истоки его берут начало еще в детстве. В семье лентяев не любили. Младшие выполняли поручения родителей. Витя вставал с рассветом, чтобы проводить корову в стадо, вечером встречал ее за околицей. Подружился с пастухами, а те подарили ему кнут, какого ни у кого из мальчишек в селе не было. Подарили за то, что ни одну зорьку не проспал.

Привычка рано вставать сохранилась на всю жизнь, к самодисциплине – тоже. В школе Виктор учился прилежно. Восемь классов окончил с одними пятерками. Потом в дневнике стали проскальзывать четверки, так как много времени отдавал спорту: увлекался баскетболом и волейболом.

Тогда же появилась у мальчишки страсть к чтению. Самой любимой была повесть Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой». Раз пять ее перечитывал. В районной библиотеке все, что представляло для школьника интерес, проштудировал от корки до корки. По просьбе Виктора семья выписывала журналы «Наука и жизнь» и «Техника – молодежи». Когда Лидия Федоровна работала главным бухгалтером межрайбазы, покупала брату книги, которые были дефицитом.

 

 

– С книгами никогда не расставался, – замечает Лидия Федоровна. – И во время отпуска много читал, работал над докладами и рефератами, диссертацию писал. Посмотрю на часы: уже далеко за полночь, а в его комнате все еще горит свет.

Виктор Федорович опубликовал более ста научных работ. Побывал на симпозиумах и конференциях в США, Великобритании, Франции, других странах.

Не по рангу

По словам Лидии Федоровны, ее брат был очень скромным человеком, никогда не жаловался на свое житье-бытье. А трудности, конечно, были. Особенно в первые годы после женитьбы.

Свадьбу с Юлей сыграли, когда учились на последнем курсе института. Переехав в Москву, снимали комнату в коммуналке. Виктор отгородил в ней «кабинетик», где и написал кандидатскую диссертацию. Квартиру Галазиным дали лишь после рождения третьего ребенка, то есть как многодетной семье. Наверное, можно было и раньше получить жилье, если бы Виктор стал обивать пороги чиновничьих кабинетов, уповая на свои заслуги, но не в его это характере.

– Лишь однажды Витя приезжал в Поспелиху в военной форме, – продолжает наша собеседница. – Не любил он привлекать к себе внимания. Даже соседи долго не верили, что брат у меня уже в полковниках ходит. А когда узнали, другой вопрос стали задавать: «Почему не на южных курортах отдыхает, как люди его ранга, а все отпускное время проводит в Поспелихе?» Ну что сказать? Я и сама не раз об этом спрашивала. Бывало, что уже и путевки на всю семью купит, а в последний момент передумает: Алтай сильнее притягивал.

После окончания военной кафедры Галазин служил в Среднеазиатском военном округе, вошел в группу разработчиков новых космических технологий. Как-то в кругу своих поспелихинских родственников пошутил: «Машина, которую испытывали под Семипалатинском, еще к рейсу не готова, а то бы к вам на ней приехал». Тогда приходилось только догадываться, что речь идет о секретной технике.

В один из приездов, отправляясь отдыхать на Колыванское озеро, Виктор Федорович заметил: «Это я там в горах место для своего серебристого шарика облюбовал». Теперь-то ясно, что говорил ученый об Алтайском оптико-лазерном центре, задача которого – корректировать трассы космических полетов. В селе Саввушка Змеиногорского района для этого хорошие астроклиматические условия – более 250 солнечных дней в году.

У Виктора Федоровича было много друзей. В том числе и в Поспелихе. Во время отпуска старался со всеми встретиться, побывать в родной школе. На ее здании после смерти ученого была установлена мемориальная доска. На открытие приезжали родственники ученого, его коллеги из НИИ Министерства обороны, одноклассники.

В последние годы немало сделано для того, чтобы увековечить память о Викторе Галазине. Районный и школьный музеи пополняются материалами о нем. В числе экспонатов – небольшой телескоп, который когда-то открыл перед Виктором замечательную дорогу к космическим высотам.

 

Справка «АП»

Виктор Галазин (1947-2004) – начальник научного управления космической геодезии НИИ Министерства обороны РФ, полковник, профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии России, ведущий ученый в области спутниковой геодезии и изучения гравитационного поля Земли. Диссертация и одноименная книга Галазина «Параметры Земли» стали прорывными, в них были прописаны принципы российской среднеорбитальной сетевой ГЛОбальной Навигационной Спутниковой Системы (ГЛОНАСС). Ее основа – 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте свыше 150 километров. Запускают их наши «Протоны» и «Союзы».

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту еще в СССР – 12 октября 1982 года. В 1993 году систему официально приняли в эксплуатацию, а в 2007 году доступ к ГЛОНАСС получили без ограничения как российские, так и иностранные потребители. Спутниковые приемники позволяют определить координаты объекта с точностью до метра. Главная функция системы, слежение за объектами на земле, в воздухе, в воде, в какой бы точке земного шара они ни находились, делает область применения ГЛОНАСС фактически неограниченной – транспорт, медицина, связь…

В последние годы жизни Виктор Галазин занимался геодезическим обеспечением навигационной системы аэродромов. Большинство российских аэропортов, в том числе и Барнаульский, а также оптико-лазерный центр слежения за космическими объектами в Змеиногорском районе работают по системе Галазина. В Барнауле открыт региональный диспетчерский центр спутникового мониторинга в управлении транспортом.

Фоторепортаж