Врач, услышь пациента!

00:00, 07 апреля 2011г, Общество 1308


Врач, услышь пациента! Фото №1

Начавшаяся в этом году широкомасштабная модернизация российского здравоохранения - дело не одних только медиков: она невозможна без участия депутатов всех уровней, общественности, ветеранов и, в конце концов, тех, кому предназначены её плоды - пациентов. Чем активнее все они включатся в процесс осуществления реформы, тем весомее станет результат.

Об этом говорили участники встречи рабочей группы по реформированию здравоохранения администрации Алтайского края, которую возглавляет заместитель губернатора Даниил Бессарабов, с представителями муниципальных учреждений здравоохранения, общественных организаций, депутатских фракций АКЗС.

В нашем регионе с его территориальной разбросанностью - 60 муниципальных районов и огромное число сельских поселений - преобразования в этой социальной сфере назрели давно: заболеваемость и смертность остаются на высоком уровне, а по многим болезням мы, к сожалению, опережаем другие субъекты РФ, в том числе в Сибирском федеральном округе. При этом, как было сказано, «кадры из медицины уходят». Несмотря на усилия властей и возрастающие год от года материальные вложения в эту сферу, ситуация по большому счету кардинально не меняется. Может, больше стали болеть? Или плохо лечат? Нет, говорят специалисты, дело в том, что общество вышло на принципиально новый уровень развития, когда люди предъявляют повышенные требования к медицинским услугам. Наслышанные о новых разработках и высоких технологиях в этой области, они рассчитывают, что тоже вправе приобщиться к прогрессу. Ну, а вкусив лучшего, кто же захочет возвращаться к прежнему. Неудивительно, что растут претензии населения к здравоохранению, недовольство нынешним его состоянием.

Реформа - это не только финансы, структурные преобразования, строительство и ремонт, но и множество факторов морально-психологического плана. Почему пациент не всегда доволен врачебным приемом, хотя попал к хорошему специалисту? Виной может стать косой взгляд доктора или неосторожно брошенное слово, до глубины души ранившее больного. Особенно чутки и обидчивы пожилые люди, основной контингент медучреждений. С болью говорил об этом председатель краевого совета ветеранов Борис Гусев. Ему нередко приходится слышать, что стариков воспринимают как обузу со всеми сопутствующими последствиями.

Другая проблема - престиж врача. Куда сгинуло бережное и уважительное отношение общества к представителям этой профессии? А ведь оно ещё совсем недавно было. Проявлялось это отношение в том числе и в оплате труда. Как только она стала уравнительной - возник дефицит кадров, в первую очередь, как выражаются, узких специалистов, например, невропатологов, эндокринологов. Отсюда - пресловутые очереди в поликлиниках, недовольство людей, жалобы в разные инстанции. Модернизация предполагает не только стремление властей повысить среднюю продолжительность жизни в Алтайском крае за два года до 71 года, но и удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания, а врачей - своей работой.

Вот как прокомментировал итоги встречи председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке, координатор партийного проекта «Единой России» «Качество жизни. Здоровье» профессор Александр Лазарев:

- Сегодня создалось такое положение, когда медики не хотят работать по-старому, а больные не приемлют методов лечения прошлого века. Чем не революционная ситуация? Она должна разрешиться созданием стройной системы, побуждающей людей заботиться о своем здоровье, чтобы это стало настоятельной потребностью, на пути которой не возникает препятствий. В свою очередь у врача должна быть мотивация к оказанию высококачественной медпомощи. Она заключается не только в повышении оплаты труда, но и в применении моральных стимулов, коих немало.

Я только что вернулся из Москвы, где на семинаре общался со своими коллегами из разных регионов. Диву дался: одни имеют смутное представление о реформе в нашей отрасли, другие говорят: подумаешь, какие-то деньги поделят на закупку оборудования. Нам повезло, потому что главным инициатором модернизации здравоохранения в крае стал губернатор Александр Карлин, и это предопределяет все наши дальнейшие действия и гарантирует достижение поставленных целей.

Сегодня многое зависит от разъяснительной работы, в том числе среди медперсонала. Далеко не все понимают, почему, например, нужны единые стандарты лечения или информационное обеспечение в здравоохранении. В этом смысле без психологического перелома не обойтись. Я вновь и вновь подчеркиваю: то, за что мы взялись, не рядовая программа, а идеология - повышение качества жизни населения Алтайского края.

Обсуждение показало, что даже в такой осведомленной аудитории полной ясности в деле предстоящего реформирования ещё нет, что, в общем-то, объяснимо: идёт обкатка возможных путей реализации проекта. Но все мнения услышаны и обязательно будут учтены в дальнейшем.

 

Татьяна СЕМИНА

Фоторепортаж