Здесь знают, что делают!

00:00, 27 апреля 2011г, Общество 1822


Здесь знают, что делают! Фото №1

В Мамонтовском районе в нынешнем году первым на поле выехал опытный механизатор ООО «Островное» Сергей Дьяконов на тракторе К-744, агрегатированном с пружинной бороной.  

- СПК «Искра» (Топчихинский район. – Авт.) взял под своё крыло бывший колхоз им. Ленина в конце января прошлого года, - рассказывает директор «Островного» Олег Добровольский. - Времени тогда на подготовку к посевной было очень мало, но справились с задачей и получили по 16 центнеров с гектара. Но если бы вы видели, что тогда мы сеяли! Назвать это кондиционными семенами было очень трудно. Учредители, чем могли, помогли. В этом году картина совершенно иная. Заканчиваем вторую подработку и начинаем сеять.

Новые собственники в приданое от прежних хозяев получили 3,5 млн. рублей долгов по зарплате, более 40 млн. рублей непогашенных кредитов, 28 старых комбайнов, 23 Т-4, огромный парк малопригодных для ведения современного хозяйства автомобилей и массу морально и физически устаревших сельхозорудий. Отвечающими современным требованиям в полеводстве на тот момент в хозяйстве оказались лишь три К-744 и один К-701.

Ежегодно только на ремонт всей техники в колхозе тратили более 9 млн. рублей. От подобного расточительства давным-давно отказались учредители из СПК «Искра». Эту же практику они решили перенести на вновь приобретенное хозяйство и продали все комбайны и Т-4. Вместо них купили четыре посевных комплекса «Кузбасс», столько же комбайнов «АКРОС» и две жатки ЕС-1.

Скептики предрекали полный провал. Следует заметить, что специально новый руководитель Олег Добровольский (до этого он являлся заместителем председателя в СПК «Искра». - Авт.) никого не увольнял, хотя на момент образования «Островного» в нём числилось около 300 работающих. Само собой вышло, что через год осталось 130 человек. Вместе с излишком рабочей силы исчезли и проблемы с дисциплиной. Сегодня каждый знает своё дело, директор доверяет их профессионализму. На мой вопрос, многих ли специалистов сменили, ответ оказался обескураживающий:

- Ни одного! Сейчас у нас новый главный ветврач, но не потому что прежний не нравился и не выполнял свои обязанности. Просто она попросилась на пенсию.

За этот год зримые изменения произошли не только в полеводстве, но и на ферме. Сюда вложено уже 12 млн. рублей в ремонт и новое оборудование. Ферма поразила: бурёнки оказались айрширской породы. Как они попали на Алтай, совершенно непонятно. В свое время их завозили в СССР из Финляндии в северные области России. Средний удой в племхозяйствах Московской, Нижегородской и Вологодской областей от этих коров 4,5 тысячи килограммов при содержании жира и белка соответственно 4 -4,2 и 3,5-3,8 процента. Так что ждать от них большого молока не следует. Есть у этого скота и плюсы. Они не боятся даже сильных морозов и неприхотливы к кормежке.

В «Островном» за счет хорошего кормления, технологической и трудовой дисциплины надой от каждой коровы увеличили за один год на 650 килограммов. Это очень хороший показатель. Сегодня суточный надой составляет 12,5 килограммов на корову - выше прошлогоднего более чем на пять килограммов.

- В прошлом году, покупая охладительное оборудование (два танкера фирмы ДеЛаваль по 1,8 тонны каждый. – Авт.), я просчитался, - винится директор. - Не было у меня полной уверенности, что станем получать приличное молоко. А сейчас приходится вести переговоры с фирмой на поставку нового, более емкого танкера-охладителя.

Возможно, день оказался солнечным или ещё по каким-то причинам, но фермы под новыми крышами из оцинкованного металла и с пластиковыми окнами смотрелись очень нарядно. И внутри ничем не хуже: чистота и порядок, добродушные, упитанные коровы с любопытством разглядывали посторонних. Блеск нержавейки молокопровода. Спокойные и точные движения доярок: шла обеденная дойка. Оператор машинного доения Татьяна Шумакова работала сразу шестью доильными делавалевскими аппаратами. В беседе она пояснила:

- Раньше доили в бидоны. Обслуживала два аппарата - и не более. Сегодня доим в молокопровод утром и вечером тремя аппаратами, а в обед - шестью. История совсем иная - не нужно таскать молоко в бидонах. Рукам, знаете, какое облегчение!

В целом на ферме зарплата увеличилась в два с половиной раза по сравнению с колхозной. Притом она выдается ежемесячно день в день. У той же Татьяны Ивановны две дочери-школьницы. Так что без денег никуда. А сегодня можно планировать семейный бюджет.

Официально хозяйство расположено в Островном, но местные две крайние восточные улицы считают отдельным населённым пунктом под названием Шипуновка. Даже указатель есть такой на дороге. Основания для этого, видно, есть, но различить так сразу, чем отличают села друг от друга, очень трудно. Что там, что здесь добротные дома и большие усадьбы. Но директор подсказывает:

- В Островном есть водопровод, а в Шипуновке нет.

А мне подумалось, что главное отличие Островного с Шипуновкой от многих сёл края в другом – здесь сумели переступить через гордыню и вовремя сменили в хозяйстве собственника. Не довели до полного разрушения, не свели, как это часто бывает, со скотных дворов последних бурёнок, не распродали действующую технику, не разбазарили пашню, а честно сознались в своем неумении хозяйствовать и передали бразды более успешным управленцам. Конечно, не обошлось без участия руководителей краевого АПК и районных властей, но главный выбор делали сами островновцы. И сегодня уже можно сказать с уверенностью – выбор оказался удачным.

Мамонтовский район. 

Фоторепортаж