Берёзовые холсты

Оказывается, береста фиксирует всю картину мира

00:00, 30 апреля 2011г, Общество 3113


Берёзовые холсты Фото №1

Такой вывод сделала Наталья Матина, художник из Быстрого Истока. 

Из скопища творческих людей

Родом Наталья Валентиновна из Хабаровска. А волею судеб оказалась на Алтае: жила в горном селении Узнезя, которое прилепилось к кромке Катуни, а в последние четыре года – в Быстром Истоке, что на берегу Оби. Много каких профессий и ремесел освоила, но в конце концов занялась росписью по бересте – березовой коре, достигнув в своем увлечении совершенства.

Достаточно сказать, что ее работы имеются в частных коллекциях во Франции, Италии, Голландии, Швейцарии, на Севере и Дальнем Востоке, в больших и малых городах нашей страны. Наталья объясняет интерес иностранных и иногородних туристов тем, что они умеют ценить ручную работу.

С техникой работы по бересте Наталью Матину познакомил еще в 1980 году тульский художник Борис Ермаков. Помнится, она отблагодарила за науку, сшив мастеру костюм из дефицитнейшей по тем временам джинсы.

В Узнезе Наталью почему-то не увлекли ни рисование удивительных пейзажей кистью или карандашом, ни изготовление поделок из горных камней или каких иных материалов. А вспомнила она давно приобретённое умение работы с корой берёзы. Ведь скромные одежды этого дерева – на самом деле и высокая мода, и девичий наряд в обрамлении неповторимых пейзажей.

В Чемальском районе, как, впрочем, и в Быстроистокском, она попала в скопище людей творческих. Причем многие из них, так же как и Наталья, – приезжие. Значит, действительно, есть в этих местах что-то притягательное. Светлана Шилова – создатель творческой мастерской «Десятиручка» и музея русской народной куклы, ее дочь Анна недавно получила грант на развитие гончарного производства. Наталья Тюкина и Руслана Чеснокова – тоже мастера керамики. А Сергей Прадед – обладатель крупнейшей в Сибири коллекции раритетных и современных CD-дисков. Как в среде этих увлеченных людей не проявить собственные таланты?!

Недаром же Наталья Валентиновна намерена этим летом открыть гончарную мастерскую. Обследовала окружности Быстрого Истока, обнаружила несколько видов глин – желтую, красную, белую и голубую. Для верности отвозила пробы на исследования в Бийск, где подтвердили высокие гончарные качества сырья.

Природный пейзаж

Бересту Наталья Матина заготавливает в Алтайских горах. Потому что кора березы, выросшей в степи или предгорьях, гораздо тоньше. А это качество сырья очень важно для художника.

Сбор бересты производится преимущественно из деревьев, предназначенных к рубке или уже срубленных. Поэтому упреки «зеленых» по поводу их уничтожения безосновательны. Вообще же, как известно, из березы никогда не строили дома. Почему? Да потому что березовая древесина быстро гниет. А вот береста может храниться веками. Достаточно вспомнить берестяные грамоты или закладные балки в межэтажных перекрытиях зданий. Березу же профессионалы считают сорняком, чем-то вроде одуванчика или крапивы. Вот ее и вырубают, чтобы могла расти так называемая деловая древесина: сосна, ель, лиственница.

Секретов заготовки бересты немало. И, как мне показалось, Наталья делится не всеми из них. Я понял, что делает она это весной, в пору сокодвижения. Причем обязательно в момент, когда Луна идет на прибыль. Наилучшим считается сырье со средней части дерева.

Заготовка бересты – занятие весьма трудоемкое. И тонкое. Ибо это – материал, в котором художник обязательно должен увидеть будущие сюжеты.

Прежде чем сырье пойдет в дело, пройдет минимум год, а то и два. Ведь его надо не только высушить (важно – не пересушить), но и распрямить. Вот и вылеживается береста месяцами под прессом. И только после этого пластины вновь предстают перед взором художника. Наталья раскладывает их на веранде своего дома, очищает от мусора, оконтуривает, подрезает, вставляет в рамку, грунтует. И только тогда наносит художественной гуашью или темперой на ее поверхность беглые штрихи.

Но главным художником, по мнению Натальи Матиной, все равно остается природа. Она «расписывает» бересту по своему усмотрению, украшает причудливыми наплывами – капом, завитками, сочетаниями штрихов. А мастер, увидевший на стволе березы будущую картину, лишь помогает дописать полотно, не нарушая гармонии естественного рисунка.

Сюжеты, безо всяких «словно», природой уже нарисованы на коре березы: зима, осень, весна; степь, горы, водоемы; птицы, люди, животные; деревья – хвойные, лиственные… Словом, фиксируется вся картина мира. И, как мы уже знаем, – навечно!

Ценители декоративного творчества подчеркивают, что картины Матиной оставляют ощущение чего-то родного и близкого. Оно и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.

Русский женьшень

В нашей стране известными центрами берестяного творчества являются Архангельск, Великий Новгород, Вятка, Вологда. Однако там мастера, как правило, сосредоточены на изготовлении туесков, колыбелек, игрушек, уникальных шкатулок с инкрустацией из бересты и даже музыкальных инструментов: рожков и свистков. И не следует думать, что это – хрупкие, «одноразовые» предметы: изделия из бересты можно хранить и использовать очень долго. Например, новгородские берестяные грамоты, дошедшие до нашего времени, датированы XII-XIII веками.

На Алтае тоже есть мастера, работающие с берестой. В частности, художник Наталья Матина, занимающаяся росписью по бересте, состоит в краевой палате ремесленников.

Она утверждает, что с древности человеку были известны лекарственные свойства бересты, березового сока, почек и листвы. Их обеспечивают летучие вещества, именуемые фитонцидами, которыми растения защищаются от вредителей. Ученые подсчитали, что из-за них в березовой роще на кубометр воздуха приходится менее 400 болезнетворных микробов, тогда как норма для клинических операционных составляет 500. А если капнуть на уголья несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, воздух в комнате станет практически стерильным. Между прочим, так в старину готовили помещения к родам.

А еще толченой берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились. Береста способна снимать головные боли, приводить в порядок кровяное давление, залечивать раны. Заколки и ободки, сделанные из коры березы, не накапливают статическое электричество, а украшения не содержат веществ, вызывающих раздражение кожи.

Вот эти-то бактерицидные свойства обусловили и применение берестяных изделий для хранения продуктов. В них хранили, к примеру, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. Кроме того, береста обладает свойством забирать из этих продуктов излишнюю влагу. В крупе и муке, если их положить в туесок из березовой «одежды», никогда не заведется жучок. Также доказан эффект бересты против вируса герпеса и в лечении стоматита, вызываемого грибком рода Candida.

Известно, что березовая «одежда» на треть состоит из бетулина, который в народе называют березовой камфарой. Врачи возлагают большие надежды на то, что бетулин поможет справиться с низкой иммунной защитой организма и с развитием онкологических заболеваний. За особые биологические свойства березовую камфару также зовут «белым золотом». А само дерево, привычно украшающее русские ландшафты, китайские врачи называют русским женьшенем.

Быстроистокский район. 

Фоторепортаж