Профессия дальнего действия

В краевом центре чествовали лучших сельских педагогов и обсуждали проблемы школы

00:00, 04 мая 2011г, Общество 1437


Профессия дальнего действия Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

В Барнауле прошли вторые Всероссийские Титовские педагогические чтения. В торжественной церемонии приняли участие сельские учителя – победители конкурса на соискание губернаторской Титовской премии 2008 – 2010 годов, а также представители делегаций Томской и Омской областей, Красноярского края, Республики Алтай и Казахстана. Почетными гостями церемонии стали губернатор Александр Карлин и Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики. ВШЭ уже несколько лет оказывает администрации края экспертную поддержку процессов модернизации образования.

Нельзя переоценить

С приветствием к участникам и гостям чтений обратился Александр Карлин. Он напомнил о глубинной «генетической» связи прошедшего Года учителя и нынешнего Года космонавтики, которая на Алтае выражена в отношениях отца – сельского педагога-просветителя Степана Павловича Титова и его сына – второго космонавта планеты Германа Титова. Сегодня, заметил губернатор, мы гордимся огромным корпусом учителей – их в крае почти 22 тысячи человек.

– Невозможно переоценить значение личности учителя в жизни каждого. Результаты учения и дальнейшая наша судьба во многом предопределены мудростью, терпением, вниманием к нам наших педагогов, – сказал Александр Карлин. – Сегодня мы не только открываем вторые Всероссийские Титовские чтения, но и чествуем победителей конкурса на премию губернатора края им. Степана Павловича Титова. Этот конкурс родился не как дань модным веяниям и тенденциям и даже не как способ решения актуальной кадровой проблемы. У него своя особая история с глубоким духовным содержанием, и в связи с этим учреждение премии получило такое широкое общественное признание, позволило активизировать просветительскую деятельность педагогов, повысить престиж профессии сельского учителя.

Кроме того, губернатор напомнил и о создании в крае общественного объединения «Клуб «титовцев», назвав его членов педагогической элитой Алтая. Творческие разработки и авторские системы лучших сельских учителей сегодня издаются за счет краевого бюджета и доходят до всех школ. В планах – создание банка инновационных педагогических технологий, к которому имели бы доступ все учителя. Обеспечить его, по мнению губернатора, может не только краевой институт повышения квалификации работников образования, но и школы-победители приоритетного национального проекта «Образование» и конкурса «Новая школа Алтая».

А кульминацией торжественной церемонии стало награждение десяти сельских педагогов-просветителей, которые удостоились Титовской премии в 2011 году. Присутствующим продемонстрировали видеоролики, посвященные деятельности этих учителей, рассказали об их главных достижениях и вручили дипломы. Напомним, в этом году на конкурс были представлены материалы 64-х соискателей из 46 районов края. 34 участника имеют звания «Заслуженный учитель РФ» и «Почетный работник общего образования».

Татьяна Абанкина, представитель Высшей школы экономики, заметила, что наш край очень успешно участвовал в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) и был одним из его лидеров. «Приятно, что лучшие педагоги и школы, которые набрали важнейший опыт, становятся ориентиром не только для Алтайского края, но и для всей
России».

«Титовское движение не с чем сравнивать»

Корреспонденты «АП» поговорили с директором Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяной Абанкиной о том, в чем состоит уникальность алтайского педагогического опыта. Татьяна Всеволодовна подчеркнула важность того, что на торжественной церемонии награждали тех педагогов, которые рассматривают школу как пространство творческого развития и воспитания, а не только обучения.

– Трудно переоценить значение такого рода чтений. Во-первых, эти награды вручаются публично, с таким уважением, с желанием отблагодарить учителей, – это очень важно. А вторая сторона связана с тем, что это еще и научные чтения, они задуманы как профессиональное обсуждение проблем управления образованием, перспектив его развития. И еще: это способствует консолидации педагогического сообщества в Алтайском крае. Ведь когда в зале попросили встать лауреатов Титовской премии прошлых лет, было ощущение, что создается настоящее движение
«титовцев».

– Насколько это эксклюзивная практика?

– Сегодня во многих регионах понимают, как важно воздать должное педагогам, в том числе и сельским. Большую роль в этом сыграл нацпроект «Образование». И регионы, которые активно участвуют в модернизационных процессах, торжественно отмечают педагогов и лучшие школы. Но вот такое движение, как «титовцы», мне даже не с чем сравнить. Оно ведь, что очень важно, укоренено, связано с культурой и традициями здешней педагогической системы.

– Алтайский край считается сложным регионом: здесь много сельских и малокомплектных школ.

– Да, и на конференции «Сельская школа на пути модернизации» я рассказала о международном исследовательском проекте под эгидой ЮНЕСКО «Профессиональные предпочтения старшеклассников регионов России и Китайской Народной Республики». Алтайский край был выбран для исследований именно как регион со сложными природно-климатическими условиями и транспортной доступностью, а также развитым аграрным сектором. Также исследования проводились в Московской области, чтобы узнать, насколько сельских старшеклассников притягивает столица, и Республике Саха-Якутия, регионе с выраженной этнокультурной компонентой.

Так вот, по результатам исследований профессии учителя и врача по-прежнему популярны среди сельских школьников.

– Дань традиции? Ведь эти профессии всегда пользовались уважением в сельской местности.

– И это тоже. Но главное, ребята, живя в селах, воочию видят учителей и врачей. Их труд хорошо заметен, детям понятно, что именно они делают. Привлекательность этих профессий связана еще и с эмоциональной человеческой отдачей: учителя работают с людьми, занимаются творческим делом, а это сегодня востребовано.

В целом же подавляющее большинство – около 90 % старшеклассников в сельских школах ориентируются на продолжение образования и хотели бы поступать в вузы. Примерно треть, правда, еще не очень четко представляют себе, какую профессию хотели бы выбрать. Лидируют также юридическое, экономическое образование, кто-то выбирает профессию архитектора, а кто-то, в духе времени, программиста. Настораживает непопулярность профессий, связанных с сельским хозяйством. Как ни странно, аналогичная ситуация сложилась в Китае, хотя там платным является не только высшее и среднее техническое образование, но и старшая ступень школы. Видимо, ориентация на вуз – это общемировая тенденция.

Вообще, отмечу, что сельское образование сегодня находится в фокусе внимания всего мира и, в частности, ЮНЕСКО. Оно становится тем «социальным лифтом», который позволяет получить профессию и, опираясь на свои силы, найти подходящую работу, обеспечить себе карьерное и профессиональное развитие.

– Вернемся к сотрудничеству Высшей школы экономики и нашего края. Какие вызовы сегодня приходится принимать сельской школе?

– Главный – это демографическая ситуация, сокращение численности населения. Доля сельского населения в России продолжает сохраняться на уровне 24–25 %, но идет поляризация населения: оно концентрируется в крупных селах и в мелких и мельчайших, причем доля последних очень высока. Но там проживают дети, которым необходимо обеспечить доступное и качественное образование, это уже задача общенационального масштаба. Сделать это можно за счет разных технологий, в том числе информационных, за счет повышения транспортной доступности (например, школьных автобусов), создания сети базовых школ, ресурсных центров, даже передвижных учебных лабораторий.

Многие модели современной сельской школы, по которым на Алтае накоплен практический опыт, актуальны для всей России. И здесь мы объединяем наши усилия. Кроме того, ВШЭ и конкретно Институт развития образования подготовили магистерские программы «Управление образованием», в том числе на бюджетной основе. Мы будем рады, если руководители и специалисты системы образования вашего края заинтересуются ими. Предполагается очно-заочная форма с выездными сессиями. По сути, это вторая ступень высшего образования. Сегодня руководителям нужно осваивать новые управленческие механизмы.

– С этим есть проблема?

– Сейчас внедряется много новых финансовых механизмов, и речь идет уже о том, что руководители образовательных учреждений должны, кроме педагогической, иметь и управленческую квалификацию. Сейчас это пока желательно, но через несколько лет станет обязательным требованием, и лучше готовиться заранее.

Фоторепортаж