«В небесах мы летали одних...»

00:00, 07 мая 2011г, Общество 2653


«В небесах мы летали одних...» Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Несмотря на годы, Тамара Леонтьевна Давыдова хороша собой и элегантно выглядит даже в спортивном костюме, который служит ей домашней одеждой. Трудно поверить, что ей уже 85 и что она провела почти пять лет своей жизни на фронте, отслужив в полку АДД (авиация дальнего действия) с 1942 по 1946 год стрелком-радистом в экипаже бомбардировщика

Все, что пережито на фронте, помнится ярко, как будто и не прошло шестьдесят шесть лет после Победы. «Это невозможно вычеркнуть из памяти, - говорит Тамара Леонтьевна. - Это самая значительная часть жизни, потому что все, что было потом, обусловлено пережитым на войне…»
День Победы был и остается самым любимым и волнующим праздником в семье Давыдовых.

Тамара и «Дуглас»

Что война – не женское дело, Тамара поймет лишь на самой войне, а в июне сорок первого все помыслы были о мирной жизни.

- Я училась в бийской школе № 12, двадцатого июня мы закончили восьмой класс и на двадцать пятое договорились ехать в горы. И вдруг – война! Мы не поверили, - вспоминает Тамара Леонтьевна.- Но «тарелки» громкоговорителей не выключались ни днем, ни ночью, и каждые полчаса передавали сообщения. Я была комсомолкой и решила пойти добровольцем на фронт. В декабре мне должно было исполниться шестнадцать лет, но я сказала в военкомате, что мне уже семнадцать. Только там все равно отказали. А вскоре я узнала, что в Новосибирск эвакуирована Воронежская школа радиоспециалистов. К тому времени папа и старший брат уже были на фронте, мне тоже хотелось участвовать в освобождении Родины от фашистов и в декабре тайком от мамы и подруг я уехала в Новосибирск. Меня приняли в школу радистов и через три с половиной месяца направили в Подмосковье, где формировалась воинская часть, которая вошла в состав 101 полка авиации дальнего действия под командованием Валентины Степановны Гризодубовой.

С легендарной летчицей девушка виделась дважды. Оба раза в столовой. Сохранила о ней впечатление как о приятной и простой женщине, открытой для общения. Так до самой Победы Тамара и служила в этом полку.

Летала на «Дугласе». Это американский военно-транспортный самолет ( Douglas С-47 Skytrain), который широко применялся силами союзников во Второй мировой войне.

Тамару, совсем еще юную, сослуживцы, как могли, оберегали от опасности. Хотя боевые вылеты и бомбежки мест дислокации немцев совершались каждый день. Независимо от погоды и в основном по ночам.

- Вылет, короткий отдых, загрузка бомбами - и опять в воздух. Командир у нас был опытный летчик, мне он запрещал лишний раз высовываться, воздушные операции выполнял виртуозно, с максимальным ущербом для врага. А у нас даже раненых в воздухе не было. Один раз зацепило механика, да и то случайным осколком на земле.

- Что, так всю войну снаряды мимо вас, не задев машины, и пролетали?

- Нет, один раз все-таки мы получили пробоину правого крыла. Но командир нашел лазейку: мы связались с партизанским отрядом (дело было в Белоруссии), пошли на вынужденную посадку. Нас быстро починили, и мы вернулись на базу.

- А вам не было страшно?

- Было. Ведь это война. Но о страхе не думали, радовались каждой удачной бомбежке - она приближала к победе. Верой в нее и держались.

- Кроме вас еще были женщины в полку?

- Очень мало. Я помню только инженера-синоптика Татьяну Ажникину и старшего инженера-синоптика Ольгу Караулову. Была еще Вера Полякова, наземная радистка, но она служила при штабе другого полка. Недавно мой сын Костя разыскал в Интернете информацию о созданном в московской школе № 333 музее нашего полка бомбардировщиков, связался с его руководителем и выяснил, что на сегодняшний день живых участников боевых действий осталось очень мало. Из женщин всего двое, мужчин - чуть больше тридцати человек.

Мирная жизнь

День Победы Тамара встречала в Польше.

- Такое было столпотворение! Все трещало, рвалось, гремело беспрерывно. Рекой лилось вино, но пьяных до беспамятства не было. Радость переполняла всех неописуемая. Командир, конечно, узнал раньше нас о капитуляции немцев, но дипломатично помалкивал: «Чтоб, - говорит, - у вас побольше восторга было». И мы действительно очень-очень радовались. Авиаторы вообще народ неунывающий, доброжелательный, искренний. Я хоть и ушла после войны из авиации, но равнодушной к ней не осталась. Как увижу самолет, обязательно провожу его взглядом. И семья у меня «авиационная» - уже в третьем поколении продолжается династия.

- А вы - ее основатель?

- Не только я, летчиком был мой муж Владимир Григорьевич, с которым мы прожили несколько счастливых лет. Он умер в 1963 году, я осталась с двумя детьми-погодками, они только-только пошли в школу. Правда, вскоре вышла замуж за Пал Палыча, тоже летчика, он был другом Володи. К тому времени, как я овдовела, он жил холостяком. Я знала его как порядочного, доброго человека, поэтому согласилась выйти замуж. Он стал хорошим отцом нашим детям.

Семья переехала с Алтая в Казахстан, прожили там 26 лет. Тамара Леонтьевна работала с глухонемыми в системе социального обеспечения. Обслуживала две области – Джезказганскую и Карагандинскую. На учете стояло 1324 инвалида по слуху.

- Как же вы с ними общались?

- Очень просто: жестами, мимикой. Это, кстати, нетрудно, а мне в работе здорово помогало. У меня была младшая сестра, которая родилась глухой и поэтому не могла говорить, она рано умерла, но я всегда помнила о ней, представляла, какой она могла бы быть, и мысленно разговаривала с ней.

Когда в Караганде приятельница предложила пойти работать в собес с инвалидами по слуху, Тамара согласилась. Думала, ненадолго, да увлеклась. Уже через месяц или полтора Тамару Леонтьевну избрали председателем Казахского общества глухих. Меж-областной отдел, который она возглавила, считался лучшим в Казахстане. Под почетные грамоты, благодарственные письма и всевозможные наградные дипломы, врученные Давыдовой за хорошую работу, пришлось отвести в шкафу целую полку. Ей также присвоили звание заслуженного работника соцобеспечения Казахстана, а когда засобиралась на пенсию, не хотели отпускать.

- Двадцать шесть лет я отработала в собесе. В прошлом году съездила в Казахстан. На встречу собрались сослуживцы и подопечные со всей республики. Мужчины не скрывали слез, вспоминая прошедшее время, то, как мы работали. Такого, говорили они, уже никогда не будет. Я понимаю, о чем они сожалеют. Сейчас очень многим людям не хватает сердечности, теплых и дружеских отношений. Чем старше становишься, тем сильнее ценишь именно это: душевные человеческие качества. А мы относились друг к другу с большой теплотой и вниманием.

Поколения авиаторов

- А как авиадинастия?

- Сын Костя закончил Бугурусланское училище гражданской авиации. Летал. Только, как он сам говорит, немного пониже и потише, чем отец. Работал в сельскохозяйственной авиации, на грузовых и пассажирских перевозках. Его дети выбрали сугубо земные специальности архитектора и фармацевта. Но семья дочери продолжила династию. Сама она была стюардессой, а муж - штурманом на АН-24. Пошел в авиацию и их сын: Дима сейчас командир лайнера А-320, живет в Екатеринбурге. Вполне допускаю, что на этом линия авиаторов не прервется. У меня четыре правнучки – восьми, трех и пяти лет, - и две недели назад родился правнук. Вдруг кто-то из них проявит интерес к самолетам. Время покажет.

Здесь и сейчас

Шесть лет назад Тамара Леонтьевна овдовела вторично, сын Константин переехал из Петербурга к матери, в поселок Амурский под Бийском. Без мужской руки женщине трудно одной управляться с домашним хозяйством. Даже если оно и такое небольшое, как у Тамары Леонтьевны: две кошки да две собаки, просторный дом, а еще огород, где все посажено и выращено своими руками. Тамара Леонтьевна очень гостеприимная хозяйка. Для особо торжественных случаев у нее даже припасено домашнее вино из собственного винограда. Она выставляет на стол аппетитно поблескивающие алыми боками консервированные помидоры, нарезает аккуратными ломтиками пасхальный кулич, заваривает душистый травяной чай, накладывает в вазочку ароматное клубничное варенье. Тоже из ягоды, выращенной в своем огороде.

- Все сами? - изумляюсь я.

- Конечно!

- Для справочки, - вставляет реплику Константин, - у мамы только в 2009 году закончились водительские права. Но ей и сейчас можно смело доверить руль, она прекрасно водит авто. А еще очень много читает.

Фоторепортаж