Полтора века спустя…

00:00, 20 мая 2011г, Общество 2284


Полтора века спустя… Фото №1

3 марта (по новому стилю) 1861 года русский император своим указом дал крепостным свободу. Василий Ключевский, крупнейший русский историк, сто лет назад, когда Россия праздновала пятидесятилетие отмены крепостного права, писал: «Это величайшее событие русской истории.
Событие номер один». Сегодня о том, как отразилось оно на развитии Алтая и как его последствия перекликаются с сегодняшним днем, в интервью журналисту «АП» рассказывает и размышляет доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения АГУ Александр Старцев.

- В начале нынешнего года в России пусть и не особенно широко , но все же отмечали 150-летие со дня отмены крепостного права в стране. Что это значило для Алтая полтора века назад?

- Нужно сказать, что именно для нашего региона это особо значимым событием в плане освобождения крестьян от помещиков не стало, поскольку последних здесь практически не было. Я много лет занимаюсь изучением истории развития предпринимательства в Сибири и могу сказать, что в этом да и в других планах Алтай тогда вообще был уникален и отличался во многом не только от центральных областей России, но и от соседних сибирских регионов. С 1747 года эти земли были кабинетными, то есть являлись собственностью лично государя-императора и были ими до падения монархии. Алтайский округ имел особый статус, который проявлялся во всем. Была собственная модель и в культуре, и в экономике, и в социальном составе. У нас, к примеру, не имелось уголовной каторги, как в других сибирских землях. Все это, естественно, накладывало отпечаток и на экономическое развитие региона.

Тем не менее отмена крепостного права и вместе с ним отмена обязательного труда на наших золото - и серебродобывающих предприятиях того времени, конечно, сильно изменили характер предпринимательской деятельности, хозяйственной специфики Алтая.

После указа Александра II промышленность на Алтае долгое время практически не развивалась по причине все тех же особенностей кабинетского управления. До 90-х годов ХIХ века, если точнее, до закрытия сереброплавильного завода в 1893 году частным лицам, к примеру, запрещено было устанавливать паровые двигатели на своих предприятиях. Правда, те из промышленников, кто был поближе к власти, этот запрет, случалось, в виде исключения и обходили.

Но когда горное производство начало сворачиваться, к нам после постановления Госсовета, разрешающего переселение людей из центральных областей страны на свободные земли на Алтае, пошел поток новых переселенцев. По климатическим и природным условиям Алтай в Сибири всегда был и остается одним из самых привлекательных мест, потому люди часто выбирали именно наш край для новой жизни. В те годы складывался и сложился определенный тип человека, черты которого и сегодня присущи многим жителям Алтая. А началось его формирование как раз после отмены крепостного права, полтора века назад.

- Читая «Дневник писателя» Федора Михайловича Достоевского или записки его современника известного юриста и литератора Анатолия Федоровича Кони о 70-80-х годах ХIХ века, когда после отмены крепостного права прошло два десятка лет, приходит на ум сравнение с нашим «переворотом» в 1991-1993 годах и нынешних днях. Очень уж похоже. И ситуация, и мысли, и состояние души…

- Это не удивительно. Психологическое неприятие многих вещей людьми того времени и нашими современниками абсолютно естественно. Сегодня слово «марксист» является не просто не модным, но для кого-то нарицательным. Однако материалистическое понимание истории свои позиции как сохраняло, так и сохраняет, от него никуда не денешься. Как хотите, но бытие по-прежнему определяет сознание. Люди, к сожалению, не очень склонны задумываться и, как правило, стремятся к простым решениям. Наши – не наши, черное – белое. И это касается не только обычных граждан.

Возможно, некоторым покажется странным, но многие проблемы в экономике, которые мы сегодня имеем, возникли не двадцать лет назад, когда закончило свое существование советское государство, а многими годами ранее и являются по сути своей системообразующими. Ну, к примеру, зарплата рабочих в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России в начале 20 века была значительно выше зарплаты таких же трудящихся в том же Барнауле или Бийске, что имеет место и сейчас. Правда, к 1914 году, как раз к началу времен великих потрясений в нашей стране, алтайские рабочие стали получать примерно так же, как и их московские товарищи, но, как известно, пришла Первая мировая война, а за ней и революция.

И здесь надо отметить, что за прошедшие с 1861 по 1914 годы Россия сумела сделать огромный шаг вперед в плане экономического развития. По объему промышленного производства в 1913 году она занимала пятое место в мире (США - 35,8%, Германия - 15,7%, Великобритания - 14%, Франция - 6,4%, Россия - 5,3%). Однако Россия постоянно увеличивала эту долю благодаря опережающим темпам развития, а по концентрации производства (доле крупных современных предприятий) вышла даже на первое место в мире. На мировом рынке продовольствия в начале 20 века наша страна была абсолютным лидером, тогда говорили, что Россия кормит половину Европы. Стоит, наверное, добавить, что в 1913 году по доходам на душу населения Россия находилась на четвертом месте в мире.

- Получается, что если взять за точку отсчета нового времени в стране 1991 год, то подобных сдвигов в развитии экономики нам стоит ожидать примерно через четверть века?

- В первые двадцать лет после отмены крепостного права в стране шли примерно такие же процессы в экономике, которые мы наблюдали с начала 90-х годов прошлого века в современной России. Растерянность, неумение и неспособность предпринимателей работать новыми способами и минусовые результаты при использовании способов старых. Но за двадцать лет успело вырасти новое поколение, настроенное работать по-другому, да и старое многому научилось. Те, кто сумел удержаться на плаву, конечно.

Если сопоставлять нынешний период с 90-ми годами ХIХ века, то, по идее, сейчас мы должны
выйти на какой-то качественно новый уровень в развитии экономики. Но в истории имеются свои закономерности, другое дело, что их трудно уловить и они действуют не так четко, как, скажем, в физике, однако они есть и они действуют.

- «Прежний мир, прежний порядок - очень худой, но всё же порядок - отошел безвозвратно», – пишет Достоевский в своем «Дневнике писателя». И странное дело: мрачные нравственные стороны прежнего порядка - эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество - не только не отошли с уничтожением крепостного быта, но как бы усилились, развились и умножились; тогда как из хороших нравственных сторон прежнего быта, которые всё же были, почти ничего не осталось. Тут всё переходное, всё шатающееся и - увы - даже и не намекающее на лучшее будущее. Такие же мысли были присущи многим из нас двадцать лет назад, многие живут с ними и сегодня. Что могли бы сказать по этому поводу?

- В наших 90-х общество во главу угла поставило деньги, и теперь многие молодые люди воспринимают ценность бытия именно на таком примитивном уровне, во многом при этом обделяя себя, добровольно отказываясь от радости творчества, полноценного восприятия жизни, познания ее во всех аспектах. Коммерческая составляющая доминирует над всем остальным, съедая все отведенное человеку время на этой земле, и тем самым делает его жизнь пусть и более сытой, но гораздо более скучной, чем она могла бы быть.

- Мне кажется, что в 80-х годах, когда я учился в институте, служил в армии, молодежь была какая-то более однородная, чем сейчас, и шла по жизни более ровно. Теперь одни ударяются в наркотики, прожигание жизни на допустимом для них уровне, другие же усиленно занимаются образованием, стремятся иметь престижную высокооплачиваемую работу, свой бизнес, не жалея для достижения цели ни сил, ни времени, и это, вероятно, тоже последствия наших «послекрепостнических» 90-х?

- Действительно, дифференциация идет, я с вами согласен. Если мы говорим о предпринимательстве, понимая под ним в данном случае новаторство, желание делать так, как не делают другие, то оно развивается. Главная особенность предпринимательства - это инновационная составляющая, а она применяется и в экономике, в науке и в других сферах человеческой деятельности.

- Пришло время новаторов?

- Сменилось поколение, перестали действовать многие стереотипы, которые были характерны для хозяйственной деятельности середины 90-х, изменяется техническая составляющая, а она существенно влияет на изменения и в экономике, и в социальных отношениях. Так было спустя два десятилетия после отмены крепостного права, примерно по такому пути может пойти Россия и сейчас. Параллели проглядываются достаточно четко.

 

*   *   *

Старцев Александр Владимирович. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета. Родился в 1956 г. на Алтае. В 1978 г. окончил исторический факультет Алтайского государственного университета, в 1984 г. – аспирантуру Томского университета, в 1994 г. – докторантуру Института истории Сибирского отделения РАН. В июне 1987 г. защитил в Томском государственном университете кандидатскую диссертацию по теме: «Пушной промысел и пушная торговля в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.», в октябре 2004 г. – докторскую диссертацию «Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX -начало XX вв.»).
Активно занимается научно-исследовательской работой. Автор свыше 320 статей, монографий, учебных пособий, научно-популярных работ по истории народного хозяйства Сибири, теории и истории предпринимательства, торгово-экономических и культурных связей России со странами Центральной Азии и Дальнего Востока. Автор научно-популярных фильмов по истории Алтая.

*   *   *

Справка «АП»

В 1861 году население Алтайского округа составляло 345, 8 тыс. человек. По данным переписи 1897 года – 1 325, 6 тысячи человек. В пореформенный период главной отраслью экономики Алтая становится сельское хозяйство. Посевные площади с 1858 до 1895 года увеличились в 2,7 раза. За это же время более чем в два раза увеличились сборы зерновых. За вторую половину ХIХ века поголовье крупного рогатого скота выросло с 300 тыс. до 900 тыс. голов, овец с 302 тыс. до 1 млн., лошадей с 400 тыс. до 1 млн. В два с лишним раза увеличилось число ульев.

Часть зажиточного крестьянства переходила от типично крестьянских форм предпринимательства, то есть занятий земледелием, скотоводством, промыслами, к иным формам, не столь свойственным крестьянскому хозяйству – строительству предприятий обрабатывающей промышленности (мельниц, кирпичных, кожевенных и др. предприятий), торговым операциям. При этом весьма часто купцы из крестьян (в современной трактовке - предприниматели. - Ред.) не меняли места жительства, оставаясь в своих же деревнях и селах.

( Из книги «Алтай купеческий».Барнаул - 2007. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М.).

Фоторепортаж