Цирк да и только…

Попытки соорудить здания для весёлых цирковых представлений предпринимались на Алтае неоднократно, но безуспешно

00:00, 08 июля 2011г, Общество 5849


Цирк да и только… Фото №1

Между тем клоуны и акробаты до революции работали в Барнауле в стационарном помещении, которое стояло на том месте, где сейчас располагается редакционно-издательский комплекс.

Восьмое чудо света

Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» - Panem et circenses! - в дословном переводе с латинского означает: «Хлеба и цирковых игр». В этой фразе под «цирковыми играми» подразумеваются кровавые гладиаторские бои и травля диких зверей. Потом это были гонки колесниц, зрителей знакомили со своим творчеством жонглёры, акробаты, канатоходцы. В Китае это был «человек-змея», в Египте – дрессировщики диких животных.

Первый же стационарный цирк в специально возведённом для него здании был построен англичанином Филиппом Эстли в 1768 году в Лондоне. Там выступали клоуны, акробаты, канатоходцы, происходили конные гонки. Этой идеей увлеклись многие, и весёлые представления стали популярными во всём мире.

В России цирковые традиции связывают со странствующими артистами-скоморохами XI-XVIII веков. Их выступления включали в себя не только жонглирование, акробатику, дрессировку и звукоподражание, но и злободневные сатирические сценки, которые положили начало жанру цирковой клоунады. За это скоморохи нередко преследовались как светской, так и церковной властью. Большевикам также не удалось добиться от «белых цыган», как тогда называли циркачей, героико-батальных мимодрам. Попытки «революционизировать цирк» провалились: ни постановка Владимира Маяковского «Москва горит», ни балет «Пьеро», ни пантомима «Шахматы», перенесённые в шапито, не имели, по мнению советских цензоров, ничего общего с «общественно-политическими вопросами современности». Из-за специфики постоянно гастролирующих артистов, а также потому что номера сложно было заточить под решения очередного партийного съезда, цирк оставался наименее идеологизированной частью советского искусства. Однако контроль за цирковым репертуаром почти две трети XX века был жёстким. Рассказывают, что невинный анекдот из еврейской жизни, рассказанный клоуном в городе Барнауле с арены цирка, стоил последнему жизни – его немедленно расстреляли.

И всё же именно цирк, а не Большой театр или советский кинематограф первым стал приносить стране валюту. Олег Попов и Карандаш, династии Филатовых, Дуровых и Кио являлись такими же брендами на внешнем рынке, как русский балет, хоккей или советские космонавты. Отечественные артисты показывали себя самыми сильными в клоунаде, дрессуре и в акробатике, в том числе воздушной, музыкальной эксцентрике и иллюзионизме. А фирменным отличием советского и нынешнего российского цирка от западного аналога можно считать законченность представления.

 

Негр с белым медведем

До появления в Барнауле в 1898 году стационарного цирка на Алтае гастролировали передвижные. В книге алтайского историка Юрия Гончарова «Семейный быт горожан…» упоминается со ссылкой на газету «Сибирский вестник» за 1895 год, что «в последнее время барнаульцам удовольствия как галушки валятся с неба: не успеет убраться один увеселитель, как является второй, третий». Разнообразная программа развлечений включала в себя в том числе гастроли цирка Перешивкина и выступление канатоходца Блондана. Но были и исключения из этого ряда. Как свидетельствуют хроники Барнаула, «28 апреля 1892 года в народном цирке г-жи Павловой прошло представление-бенефис
17-летнего геркулеса Иванова – цирковая комическая пантомима «Веселый барнаульский бондарь».

Стационарный цирк был сооружён в Барнауле на рубеже XIX - XX веков пермским антрепренёром Александром Коромысловым. Здание в виде деревянного шатра располагалось на пустыре, который в народе называли Цирковой площадью – между улицами Томской (Короленко) и Кузнецкой (Гоголя) и переулком Конюшенным (пр. Красноармейский), в районе Конюшенной (Демидовской) площади – на этом месте в середине 1970-х годов возвели издательско-редакционный комплекс.

Судя по объявлениям в первой барнаульской газете «Ежедневные телеграммы», здесь 15 марта 1898 года состоялось первое представление, говоря по-современному, коллектива цирка «Александр», несколько позднее – «Курляндского цирка под руководством Н.К. Боровского». В анонсах «Ежедневных телеграмм» упоминается аттракцион трио братьев Грен, которые держали на себе «живую карусель» весом 70 пудов, а также о ежегодном «всемирном чемпионате» по французской борьбе с призовым фондом в 10 тысяч рублей золотом. В нём принимали участие «французские салонные атлеты, силачи-борцы», с которыми могли достойно померить силы и зрители. Одним из победителей «всемирного чемпионата» стал барнаульский силач Яков Агеев.

Вот что вспоминал о цирке известный алтайский просветитель Адриан Топоров: «Недалеко от нынешнего дома редакции «Алтайской правды», возле болотистого пустыря, в Барнауле работал постоянный цирк. Хотя все программы его не отличались чем-либо остро-оригинальным, в нем всегда не хватало мест. Туда особенно трудно было протиснуться в те вечера, когда выступали борцы. А их наезжало в Барнаул чёртова прорва…

Кроме борцов публику забавляли дрессировщики собак, кошек, свиней да игра музыкальных эксцентриков на бутылках, смычками на поперечной пиле или на палке с одной струной. Наездницы с прыжками на спинах лошадей и визгливыми вскриками «Оп-ля!», клоуны с плоскими остротами…»

Однако вскоре после революции цирк Александра Коромыслова в Барнауле закрыли. Также опубликован документ о сносе в Славгороде в марте 1920 года «досчатого недостроенного цирка».

О довоенных гастролях на Алтае клоунов, акробатов и борцов имеются лишь отрывочные сведения. В начале 1930-х годов в теперешний Мамонтовский район приезжала бродячая цирковая труппа. Событие особенно запомнилось жителям села Ост­ровное, где выступал негр с белым мед­ведем. А в мае 1937 года Барнаул посетил кукольный цирк под руководством Калистратова.

 

Клоуны – в алтаре

И только в годы войны вновь вспомнили о цирковом искусстве как представлении, способном если не развеселить, то хотя бы отвлечь публику от обыденности страшного лихолетья.

В эвакуации в Барнауле оказалась труппа Киевского государственного цирка. Его артисты, видимо, и стали костяком нового коллектива, который разместился в помещении бывшей Димитриевской церкви на нынешней площади Спартака, закрытой властями ещё в июле 1920 года. Она действовала почти сто лет, считалась самым красивым культовым зданием в Барнауле, имела лучший в городе хор. После реквизиции в нём размещали музей, различные учреждения, кинотеатр, магазины, спортивное общество «Труд», в 1980-х годах здание пустовало, купол горел, рухнул, с 1994 года храм начали восстанавливать, он вновь открылся для прихожан.

30 января 1943 года «Алтайская правда» сообщила: «Сегодня в новом помещении, пере-оборудованном из здания бывшего Барнаульского 1-го Совкино, открывается Барнаульский госцирк. Создана нормального размера арена, оборудованы постоянный амфитеатр для зрителей, все необходимые служебные и подсобные помещения.

Первая программа Барнаульского госцирка откроется парадом-прологом, поставленным режиссёром камерного театра В. Каншиным, являющимся также автором текста. Выступят: жонглёр Мальцев, юмористы-сатирики Ад и Мар, акробатическая группа орденоносцев Аристовых, буффонадные клоуны Виталий и Алекс, группа эквилибристов Доленко с переходной лестницей и рейнским колесом, велофигурист-орденоносец Варданио и канатоходец-орденоносец Тарасов.

В дальнейшем программы будут меняться несколько раз в течение сезона полностью. Причём на каждую программу будет приезжать новая цирковая группа по всесоюзному цирковому конвейеру».

Действительно, за годы вой-ны барнаульский зритель познакомился с выступлениями известных в стране артистов – экстрасенса Вольфа Мессинга, дрессировщика Владимира Дурова, безрукого Сандро Да-Деша, поражавшего ногами мишени из ружья, лилипутов под руководством Клео Доротти. Перевозчикова, единственного в СССР осуществлявшего одинарный полёт под куполом, Острина, производившего манипуляции с девятизначными цифрами, эквилибристов на лестнице из труппы Юлианса, «бронзовых людей» Казаковой и Домарского, музыкальных эксцентриков Николаева, Королёвых и Трипутиных, канатоходцев Хибиных, силового жонглёра Валентина Вангара, велофигуристов Вартановых…

Однако газетные критики отмечали и недостатки в работе коллектива: долгую несменяемость номеров с бесконечными повторами набивших оскомину трюков и реприз, скучное антре ковёрных Виталия и Алекса, пытавшихся «подменять цирковое мастерство дешёвой отсебятиной, навязшими в зубах пошлыми анекдотами».

В Барнаульском цирке начал творческий путь в конце 1943 года будущий народный артист РСФСР, актёр Алтайского драмтеатра Дементий Паротиков. В книге «Рубцы на сердце» он вспоминал, что пришёл в коллектив по объявлению о наборе мальчиков для подготовки циркового номера «Воздушный полёт» и около года выступал в нём. Молодой артист частенько падал, ходил весь в ушибах и синяках. Это нередко случалось и с его коллегами. Возможно, потому, что арена цирка располагалась в церковном алтаре…

 

Нецеллофановое развлечение

Любовь к юмору и к ловкости сидит внутри человека. А цирк – это и есть форма проявления праздника в каждом человеке, живое, неподдельное, натуральное искусство, в котором под фонограмму не полетаешь. Сейчас в Интернете, в телевизоре, на дисках – огромное количество развлечений, но они – целлофановые, неправдашние….

Отношение к цирку всегда было разным. Само население время от времени в ходе вечеринок, капустников и корпоративных вечеров любит поклоунадить, подурачиться, порассказывать анекдоты, пожонглировать, походить по карнизу... Но есть и те, кто на дух не переносит цирк как средоточие чёса, фокусов и обмана, место, где пахнет навозом, где дрессировщики мучают бедных животных, акробаты гнутся в битых молью костюмах с блёстками, а дураковатый рыжий клоун брызжет в публику водой из оранжевой клизмы. Власти считали цирк недоискусством, которое приносит валюту, а также развлекает население.

Алтайский край, к сожалению, вот уже много лет обходится без цирка, хотя у большинства сибирских соседей это искусство развито. Специальные здания имеются не только почти во всех региональных центрах, но и в таком, к примеру, городе, как Новокузнецк.

Осенью 1930-го автор газеты «Красный Алтай» Н. Миронов предлагал обсудить проект строительства в Барнауле здания «циркового типа» на 2500 зрителей с театральной сценой и киноэкраном. Но тогдашние городские власти так и не отыскали средств для воплощения этого проекта.

25 мая 1932 года в Бийске на сессии горсовета также обсуждались планы строительства цирка.

Тема возведения стационарного циркового здания вновь возникла в 1961 году. В Директивах XXII съезда КПСС чёрным по белому было записано: «Перспективным планом предусматривается строительство цирков в Караганде, Новокузнецке, Барнауле…». Он должен был появиться на Театральном (Обском) проспекте, который предполагалось протянуть от площади Советов до берега Оби. Но решения партии так и остались невыполненными.

В 1980 году, по новому генплану, рождённому «Ленгипрогором», опять же намеревались строить большой современный цирк на 1700 мест и в Барнауле. Его хотели разместить на пересечении улиц Матросова и Исакова, перед зданием разбить парк с подсветкой и декоративными бассейнами.

Но в январе 1988 года в зале заседаний горисполкома главный инженер проекта московского института «Гипротеатр» Агафонов представлял на суд архитекторов, строителей и общественности макет барнаульского цирка, который собирались строить в другом месте – на перекрёстке улиц Малахова и Антона Петрова.

Последнее по времени упоминание о планах поиска инвесторов для строительства цирка («труппа уже есть, а здания – нет») прозвучало в 2002 году из уст тогдашнего главы Барнаульской администрации Владимира Баварина. На том тема возведения долгожданного объекта исчерпалась…

Старожилы помнят, что в целинные годы в сельских клубах и городских ДК выступали артисты «Союзгосцирка». Наша газета 10 июня 1960 года сообщала, что за месяц 50 тысяч барнаульцев посетили 40 спектаклей. А с открытием в краевом центре в самом конце 1966 года Дворца спорта его завсегдатаем становится коллектив Московского цирка на льду. В 1970-е годы особенно популярными были мотоциклетные «Вертикали». Зрителей шапито у Старого базара Барнаула удивляло, что мощные машины мгновенно оказывались на большой высоте. И хотя ревущие мотоциклы, мчащиеся по дощатой стене, обдавали посетителей шапито выхлопными газами, билетов было не купить. Гастроли «Вертикали» охватывали также Бийск, Рубцовск и другие города и веси Алтая.

На рубеже XX - XXI веков было время, когда на ёлках в Барнаульском Дворце спорта и зрелищ работали лучшие цирковые коллективы страны.

 

Весь вечер на арене!

Нельзя не сказать о цирковых коллективах Алтая и его уроженцах, намеревавшихся стать или ставших цирковыми артистами.

Увы, известных мне постоянных коллективов на нашей родине всего два – это студии «Юность» в Барнауле и «Серпантин» в селе Барановка Змеиногорского района. А, к примеру, в Иркутской области сейчас, по словам заместителя директора НМЦ «Наследие» Натальи Рябцевой, действует около двух десятков их аналогов.

Цирк в Барановке появился в 1974 году, когда в село из Новосибирска приехали профессиональные цирковые артисты. «Серпантин» получил звание народного цирка, стал заслуженным коллективом Алтая, лауреатом и дипломантом фестивалей и конкурсов циркового мастерства в Барнауле, Новосибирске, Красноярске и Анапе. За все время творческой деятельности студия выпустила более четырёхсот воспитанников.

Например, воспитанницы «Серпантина» сестры-эквилибристы Татьяна и Валентина Жабины работают в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре. А Ирина Чернозипунникова преподает в барнаульской цирковой студии «Юность». Выпускница «Юности» Мария Шульгина в 2003 году отправилась покорять Москву, если точнее, Московский цирк на воде, где сейчас вместе с Евгением Писаревым исполняет оригинальный номер.

Несколько лет назад в райцентре Троицкое я познакомился с Даниилом Ардубановым, который вместе с сыновьями Владиславом и Никитой жонглировал на лестнице. Он рассказал мне, что надежды на появление цирка в Барнауле уже нет. Его семейный коллектив иногда выступает в сёлах и трудовых коллективах района, есть ещё несколько циркачей в крае, которые вынуждены в основном веселить публику на корпоративных вечеринках в ресторанах жонглированием бутылок водки, нехитрыми фокусами и клоунским конферансом.

Известно, что будущий губернатор края Михаил Евдокимов в 1979 году поступал, но не поступил в эстрадно-цирковое училище. А актёр Александр Панкратов-Чёрный неоднократно признавался в интервью, что в юности мечтал стать клоуном в цирке.

Пожалуй, самая известная цирковая артистка, имевшая отношение к Алтаю, – это знаменитая московская дрессировщица шимпанзе Маргарита Бреда. Её отец – артист Ташкентского цирка, познакомился с её будущей матерью на гастролях в Барнауле, где последняя представляла Молдавский цирк. Маргарита Бреда начала выступать на арене как воздушная гимнастка, но после травмы с 1989 года занимается дрессировкой животных. В представлении «Планета обезьян» под управлением народной артистки России Маргариты Бреда задействовано более семидесяти цирковых артистов, в том числе наездники-акробаты, человек-паук, воздушные гимнасты, работающие без страховки, и, конечно, дрессированные обезьяны.

…Это уж точно: родители всегда будут водить своих детей в цирк, чтобы показать им настоящих артистов. А будущее у цирка состоит в том, что людям обязательно надоест потреблять эрзац-искусство через компьютер - ведь культуру необходимо получать непосредственно в театре, консерватории, в цирке!

Фоторепортаж