Дирижер мгновений

По его мнению, истинный фоторепортер всегда остается за кадром и настоящее фотоискусство – то, которое невозможно повторить. Именно поэтому его снимки сегодня так востребованы…

00:00, 02 сентября 2011г, Культура 3328


Дирижер мгновений Фото №1

Наш земляк – славгородец Александр Блотницкий – человек довольно известный в современном мире фотографии. Сегодня его работы публикуются не только в российских изданиях, но и в зарубежных информационных агентствах. Одни только названия «Франс Пресс», «Рейтер» «Ассошиэйтед Пресс» чего стоят. Он снимает кинозвезд, политиков, бизнесменов, но с еще большим интересом делает документальное фото. Два года назад фоторепортер побывал в своей самой экстремальной командировке – на Южном полюсе, откуда привез уникальные кадры. Недавно Александр приезжал в Славгород вместе со своей фотовыставкой «Антарктика… Полюс Южный». Она экспонировалась в краеведческом музее города. Наш разговор – о секретах хорошего фото, его предпочтениях в фотоискусстве и на что в первую очередь направлен его объектив…

- В 1975 году я пришел в кинофотостудию «Мгновенье» при Славгородском городском Доме культуры, которой руководил Альберт Вениаминович Козлов, дядя Алик, как все его называли, - вспоминает Александр Блотницкий. - Тогда, в 1975 году, страна как раз праздновала тридцатилетие со Дня Победы. Вместе монтировали короткометражный фильм, я озвучивал его, а затем с этим фильмом мы стали лауреатами кинофестиваля в Москве. Получили на всесоюзном фестивале первое место. Известный сегодня доктор Рошаль вручал Альберту Вениаминовичу главный приз – фотоувеличитель «Нева»…

В 1982 году я проходил в Славгороде учебную практику и перед тем, как приехать, отправил фотографию на конкурс «Шутить изволите?» – это областная передача типа КВН, в то время очень популярная среди зрителей. Темой фотоконкурса стала «Музыка вокруг нас». Через какое-то время приезжаю в институт, захожу в общежитие и узнаю, что мне дали Гран-при...

- А что это был за фотоснимок?

- Он получился совершенно случайно. Дело было после дождя. И я увидел, как на бельевых веревках и прищепках, которые напоминали нотный стан, остались его капельки. Главный приз – фотокамера за 400 рублей, думаю, не нужно объяснять, что это было для студента...

- Я слышала, что, работая в Кузбассе, вы снимали шахтерские забастовки и первый приезд в регион Бориса Ельцина. А вам самому что больше всего запомнилось?

- Впервые я снимал турнир на приз газеты «Советская Россия» по хоккею с мячом. Приехали команды из Америки, Швеции, Финляндии и других стран. Это был февраль 1984 года, я всего полгода в газете проработал, жуткие холода - минус 37 градусов, и надо было снимать… Не было опыта спортивных съемок да и пришел совершенно неподготовленным – ни валенок и даже без теплых рукавиц, но фотографии, снятые в тех условиях, публикуются до сих пор… В 1980-е годы огромной популярностью пользовался фестиваль шахтеров «Зори Кузбасса», когда звездные артисты выступали по Кемеровской области с концертами в течение недели. Приходилось снимать Аллу Пугачеву, Валерия Леонтьева, Юрия Антонова, Андрея Макаревича и многих других. В 1986 году в Кемерово целый месяц шли гастроли театра «Ленком» с Марком Захаровым. И мы вместе со знаменитыми актерами выезжали на угольные разрезы, встречались с шахтерами. Тогда я с ними проехал всю область на заднем сиденье «Икаруса». Рядом со мной «на галерке» сидели те, которые стали легендами театра - Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Александр Збруев. У меня до сих пор осталось памятное фото – мой четырехлетний сын на коленях у Николая Караченцова стучит на барабанах…

- Александр Владимирович, какие темы вам интересны? Что снимаете для души?

- Работая в газетах, мне довелось снимать все – от бомжей до президентов, от этого никуда не деться, поскольку первая полоса должна быть обязательно проиллюстрирована. Иногда приходится заниматься фотографией студийной, рекламной, предметной, но для меня документальная фотосъемка гораздо интереснее. В ней привлекает само исследование темы, за которую берешься. Можно исследовать какую-то общественно значимую тему на протяжении нескольких лет. Вот экология… она просто безгранична и в то же время очень актуальна.

- Например…

- Как-то мне звонят из агентства и просят сделать снимок о жаре. Снимать пляж и раздетых людей - слишком банально. И вот я с балкона наблюдаю такую картину. Внизу стоит обрезанная пластиковая бутылка с водой. В ней ныряют голуби с воробьями. Беру длиннофокусный объектив и жду… Смотрю, ворона с воронятами прыгают рядом. Жара же все-таки, пить хочется… Она летит к этой банке, разгоняет воробьев, воронята садятся вокруг, открывают рты. Ворона из клюва дает им напиться. Этот снимок публиковался и публикуется во многих изданиях России и за рубежом.

- А как отличить хорошее, качественное фото от просто удачного снимка?

- Дело в самой сути фотографии. Для меня в этом плане ценность представляют снимки-символы. Например, в годы Великой Отечественной войны было отснято огромное количество кадров. Но вот из всего этого чаще всего публикуются фотографии, ставшие символами нашей победы над фашизмом. Это символические или знаковые снимки - «Комбат», «Политрук ведет бой», «Знамя Победы над Рейхстагом»… И чем больше у фотографа таких кадров, тем выше его рейтинг. Снять их непросто, но каждый профессионал должен к этому стремиться.

- Расскажите про ваш ростовский период жизни… Он ведь примечателен многими событиями…

- Я двенадцать лет прожил там – с 1997 по 2009 год. Устроился в областную газету «Молот» - когда-то в ней работал Михаил Шолохов. В командировках знакомился с регионом, снимал все, что было интересно для читателей – донских казаков, гонки на тракторах, войну в Чечне. В Ростове-на-Дону все годы дружил с Вадимом Такменевым (моим земляком по Кузбассу) - там он руководил южно-российским бюро телекомпании НТВ и мы с ним частенько отправлялись в командировки по области и Северному Кавказу. Встречались со многими интересными людьми… Ростовчане – Кирилл Серебренников и Дмитрий Дибров, мисс Россия – Татьяна Котова. Как-то с телеведущей программы «Без галстука» Светланой Сорокиной снимали передачу в станице Привольной в Краснодарском крае. И, приехав с ней на съемки, встретился с земляками из Сибири – Геннадием Заволокиным и ансамблем «Играй, гармонь», с которыми дружил еще в Кемеровской области. Возникло много эмоций…

- Александр, вы много где бывали и что видели. Побывав в Антарктике, вы стали первым фоторепортером, отправившим фотоснимки непосредственно с самого загадочного континента на Большую Землю. А что в других странах вас удивило?

- Это юг Латинской Америки… Сама необычность в названиях – Огненная Земля, Патагония, Магелланов пролив – именно эти места когда-то открывали великий мореплаватель Фернандо Магеллан и его последователи. Патагония - самый южный треугольник американского материка - и находится на юге Чили и Аргентины. Архипелаг Огненная Земля на протяжении многих веков обходят стороной суда, там граничат Тихий и Атлантический океаны. В этих местах очень сильные ветры, штормы и преодолеть южно-американский континент для путешественников всегда представляло большую сложность. Было любопытно увидеть воочию эти места. И я очень был удивлен, когда встретил на побережье пролива Магеллана … ромашки. Точно такие же ромашки, как и у нас в России, только покрупнее, а вот называют их там маргаритками. И еще березы карликовые. Ну как это можно не запечатлеть?

- Вы впервые за два года в родных пенатах. Скажите, какие ценные снимки увезете отсюда?

- Конечно, местные пейзажи - нашего целебного озера Яровое, которое поснимал не только снизу, но и сверху, летая на двухмоторном частном самолете. Запечатлел озеро Бурлинское в поселке Бурсоль, недалеко от Славгорода. Внешне оно сильно напоминает поверхность Антарктики. Мечтаю побывать в предгорных районах нашего края и в Горном Алтае. В моем родном крае много мест, которые так и просятся в объектив фотокамеры. Постараюсь их запечатлеть и показать людям и у нас в стране, и за рубежом. Пусть подивятся и порадуются, а может быть, увидев эти красоты на фото, захотят посмотреть их и воочию – приедут на Алтай…

Александр Блотницкий
родился и вырос в Славгороде. В журналистике с 1983 года, закончил кафедру кино- и фотомастерства в Институте культуры и искусств в Кемерово. На последнем курсе получил два международных диплома и сразу после окончания вуза был принят в областную молодежную газету фотокорреспондентом. Снимал аварии на шахтах, наводнения. Побывал в командировках от Калининграда до Владивостока, от Архангельска и до Эльбруса. Участвовал в российских и международных фотовыставках, сотрудничал со всеми крупными информационными агентствами. Публиковался как в России, так и во многих изданиях за рубежом.
С 2000 года является свободным фоторепортером – так называемым фрилансером (от англ. freelancer – переносное значение «вольный художник»), работая по договору с крупнейшими информационными агентствами. Как фоторепортер задействован в таких масштабных национальных проектах, как «В кругу семьи», «Мисс-Россия», во Всемирном движении ООН «Красная ленточка», направленном против ВИЧ/СПИДа. В настоящее время живет в Москве.

Светлана БРОСАЛИНА

Фоторепортаж