О чистоте во дворе. Но не только

00:00, 17 декабря 2011г, Общество 1667


О чистоте во дворе. Но не только Фото №1

Год назад я поведал читателям «АП» о том, как после сокращения с моторного завода, помыкавшись по предприятиям города с направлением службы занятости и не найдя вакансии по специальности, не придумал ничего лучше, чем устроиться дворником. Первые впечатления от уборки своего объекта – двора дома для переселенцев с 310 квартирами в микрорайоне Поток – были двоякими. Вроде и стыдно: мужик под два метра ростом по утрам машет метлой. С другой стороны – любой труд полезен, разве не так?

Прошел год. По-прежнему веду уборку территории в своем дворе, но на работу дворника взглянул с другой стороны. Этим и хочу поделиться с коллегами по профессии и с барнаульцами, которые в моих зарисовках, может быть, узнают себя.

Доброе утро

С первых дней моей работы по новой специальности взял за правило здороваться ранним утром с каждым жильцом нашего дома, будь то пенсионер или «пионер». Наверное, местному люду поначалу странно было слышать слова приветствия, но вскоре пообвыкли и даже малыши, идущие в детский сад, стали приветствовать дворника словами: «Доброе утро!» Часто меня спрашивали: «Володя, и как у тебя язык не устает «Доброе утро!» говорить?» Поверьте, не устает. Человек утром еще не выспался, идет на работу, настроение, может, хуже некуда, а тут дед-дворник приветствует. У большинства соседей на лицах появляется улыбка. Вроде бы два слова, а приятно.

Это люди, которые на работу идут. Но есть и другой контингент, который по утрам с бодуна болеет. Ты ему: «Доброе утро!» Он: «Утро добрым не бывает», - и напрямки за угол дома, где круглосуточно пивом торгуют, или к Маньке в частный сектор, где всего за двадцать пять рублей можно разжиться четушкой паленки. Идут обратно, и каждый дворнику опохмелиться предлагает. Приходится отказываться. Во-первых, не пил, а значит, и опохмел не нужен. Во-вторых, если все, чем угощают, в себя вливать, запросто из дворников вылетишь, а там, глядишь, и с жизнью распростишься…

За год практически всех жильцов нашего дома в лицо узнал. С одним поговоришь, с другим, и если территорию двора раньше за два часа убирал, то теперь за три. А как иначе? У каждого свои проблемы, заботы, своя головная боль, кому еще душу излить? И так каждый день, за неделей неделя, за месяцем месяц.

Homo sapiens’ы…

Сначала о людях разумных, то есть нормальных. Их большинство, и с переездом на новое место они стремятся наладить свой быт, начать новую жизнь уже не в ветхом жилье, как раньше, а в благоустроенных квартирах.

После переселения, с февраля 2010 года, в нашем доме около двадцати малышей народилось. Молодежь жить стремится – и правильно делает. Жизнь, она быстро летит, не заметишь, а семья без детей семьей не считается. Есть такие, кому новое жилье оказалось маловато. Квартиры у нас дают не по количеству членов семьи, а по жилплощади. Если в прежнем жилье на тридцать квадратов приходились две маленькие комнатки и кухня, то при переселении в лучшие условия вам дают комнату-«студию», в простонародье – «чулок». Если раньше у стариков и у молодых с ребятенком было по своей, пусть маленькой комнатке, то теперь всем «колхозом» приходится жить в «чулке». Семей пятнадцать после переезда уже продали квартиры, купили в другом месте пусть похуже, но просторнее. Еще столько же подыскивают варианты. Ничего не поделаешь: и ложечка дегтя испортит бочку меда.

…и не очень

Теперь поговорим о других людях, которые, кажется, не всегда это имя заслуживают. О том, что они окурки и пакеты с мусором в окошки выбрасывают, я уже молчу. Но зачем же, извините, мочиться в подъезде? Как может так прижать, что до дома дойти не получается? И ведь молодежь. Одного такого поймал. Ну отмороженный. Врежь такому в лоб для науки, не дай бог помрет, тебя же и посадят.

Летом во дворе праздник идет всю ночь, круглосуточный магазин рядом, и далеко бегать не нужно. Даже в рабочие дни по утрам выношу в контейнеры по три мешка полторашек и стеклотары. Обидно, когда стеклянные бутылки бьют, осколки повсюду, выметаешь, выметаешь, а на следующий день то же самое. Не завидую тем, кто живет в нашем доме на первых этажах. К такому пьяному соседству трудно привыкнуть, а сделай замечание – без окон останешься, и такое уже случалось.

Разговаривали с участковым по этому поводу, но все остается на своих местах, а каждый раз полицию вызывать не будешь. Или надо?..

Особый разговор о наркоманах. Если бы с этой «пакостью» по работе не столкнулся, так бы и думал, что средства массовой информации дают искаженную картину. Но нет, все так и есть. Шприцы и бутыльки из-под лекарств повсюду. Их можно увидеть в подъездах на подоконниках, на асфальте под окнами дома и… в детской песочнице. Кто колется, кто это все выбрасывает во двор, пока неизвестно. Но это пока. Придет время, накроет полиция любителей уколоться. Честно, так надоело шприцы выметать, сам бы этим наркоманам накостылял, только и здесь они законом защищены.

Мелочи жизни

Раньше летописцы вели хронику жизни князей и царей. Почему бы и нам этим не заняться и не вести хотя бы дневники о жизни наших дворов?.. Эх, куда хватил, на летопись замахнулся. Твоя работа заключается в чистоте двора, а о нашей жизни кто-нибудь другой расскажет. А может, зря так думаю? Есть интересные наблюдения, которыми можно поделиться с читателями.

Взять, например, бомжей. Кто-то к ним относится с пренебрежением, кто-то с сочувствием, кто-то никак не относится, не воспринимает как людей. Дворник с ними первым встречается, знает в лицо и даже их внутренний мир. Шугани таких от помойки, так во вред делать будут. Пакеты с мусором разбросают по округе, собирать замучаешься. Лучше не трогать.

У бомжей все по расписанию, без выходных дней. Первым проходит бывший культ-работник Серега, собирает металл, банки и бутылки емкостью 0,5 литра, в какие пиво «Барнаульское» разливают. Алюминиевые банки в пункте приема стеклотары принимают по 30 копеек за штуку, бутылки по девяносто копеек идут. А вот тару из-под «Клинского» в сторону откладывает, потому что стоимость ее десять копеек. Как-то у Сергея поинтересовался, во сколько ему день обходится? Оказывается, не так уж и плохо, на триста рублей каждое утро собирает.

Через час здоровенные сумки тащат Вовка-«очкарик» и Бек, бомжующий казах. Живут в теплотрассе, оба без документов, на сколько сдадут «пушнины», столько и пропьют. Бек как-то решил новую жизнь начать, в приют сдался. Через день оттуда убежал. Курить запрещают, заставляют молитвы повторять, питание такое, что… На воле лучше! За этим тандемом по двору проходит Слава чахоточный, и завершают утренний обход моей территории Саша со Светой. Так и живем: они мне не мусорят, я их не трогаю.

Привыкли мы во всех коммунальных бедах ЖЭУ винить. Платим-платим, и все должны остаемся. Большинство платит, а у некоторых задолженность за полтора года по квартплате составляет от 50 до 80 тысяч. Откуда знаю? Квитанции дворника подрядили по почтовым ящикам раскладывать. В некоторых ящиках по несколько квитанций скопилось. Не живут? Живут, да только не хозяева жилья, а квартиранты. В квитанции читаю: прописан один человек, а в квартире проживает целый «цыганский табор». Четвертая часть всех квартир в доме сдана в аренду. Даже расценки знаю: кухня-прихожая обходится в 5 тысяч рублей в месяц, комната-«студия» – в семь с половиной, однокомнатная – в девять, а двухкомнатная – до двенадцати. На доме стоят счетчики холодной и горячей воды, и все, что они покажут, делится на всех владельцев квартир, за исключением тех, кто поставил индивидуальные счетчики. Когда нам с супругой пришло извещение, что мы за месяц израсходовали двадцать кубов холодной воды, я на следующей неделе поставил на трубы индивидуальные счетчики. Понимаю, людям жить негде, квартиры снимают, но чем же виноваты жильцы, которые постоянно в нашем доме проживают?

О детях. Детей от десяти до пятнадцати лет я в нашем дворе почти не вижу. Эти бесенята почти все поголовно курят втихушку, а иногда и коктейлями с градусами балуются. Хотел их к порядку приучить. Бесполезно. Конфету съели – фантик на асфальт бросили, а семечки что белки щелкают, летом по ведру шелухи выметаю. Как-то меня девчонки лет четырнадцати спрашивают (ведь дворник всем друг): «Валентиныч, ты на цыгана похож, а гадать умеешь?» - «Умею», - говорю. А дальше последовал вопрос, который чуть не лишил дара речи: «Скажи, Валентиныч, когда мы девственности лишимся?» Ответил: «Всему свое время…» Вот и общайся с молодежью. Может, я такой старый стал, может, жизнь другая пошла, но с молодежью теперь стараюсь на щепетильные темы не разговаривать.

Пара приколов. Люди часто выбрасывают старые ковры, дорожки. По случаю переезда, покупки новых. А рядом дом строится. Грязь по асфальту растаскивается. Осенью застелил я этими коврами пешеходные дорожки. Во дворе – фурор! Пары из ЗАГСа приезжали и фотографировались на этих коврах. Красота!

И еще. Наше ЖЭУ в апреле обязало дворников провести во дворах субботник. Никто не выходит. На каждый подъезд повесил объявление: «Кто не хочет выходить на субботник, сдавайте дворнику по 5 рублей». Ну, пошутил. К концу дня 600 рублей набралось. Оказывается, и дворником жить можно. Если бы еще «родная» УК зарплату вовремя платила, а то вот сейчас еще и за сентябрь не получали…

 

Валентиныч, дворник. г. Барнаул.

Фоторепортаж