Простая история о том, как живет и работает лучшая доярка края Галина Шаховцева

00:00, 17 февраля 2012г, Общество 3119


Первая Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Рядом с ее именем практически постоянно значится: «впервые в крае» или «вышла на рекордный уровень».
И это не только среди передовиков из ООО «Конный завод «Глушинка» – мастеров машинного доения Алены Гараниной, Натальи Сусликовой, Ольги Набережных и других.
Впервые в крае в 2009 году средний показатель надоя молока в ее группе из 43 коров перевалил за восемь тысяч килограммов. За 2011 год новая высота – 9051 килограмм!

Высокая планка

Шел IV краевой слет лучших операторов машинного доения.

С высокой трибуны говорилось о том, что по производству молока Алтайский край занимает в России третье место, а на душу населения у нас производится 568 килограммов при норме потребления 380 килограммов. Наш край в виде готовой продукции – сыров, масла животного и сухого молока – вывозит в другие регионы более 500 тысяч тонн молока, обеспечивая тем самым выполнение доктрины продовольственной безопасности страны. За последние пять лет продуктивность дойного стада в крае выросла на 744 килограмма. В 2010 году по сельхозпредприятиям надой составил 3732 килограмма молока на корову. Это исторический максимум в истории алтайского животноводства, но этого слишком мало для того, чтобы сказать, что мы по-настоящему интенсивно ведем молочное скотоводство. Необходимо уже в ближайшие год-два увеличить продуктивность коров до четырех тысяч и более килограммов молока от каждой коровы в среднем по краю.

И вот называют ее имя. В 2009 году впервые в истории нашего края Галина Ортвиновна Шаховцева из общества с ограниченной ответственностью «Конный завод «Глушинка» Косихинского района надоила за год от каждой из 43 закрепленных коров по 8321 килограмму молока.

А дальше она слышит, что, к сожалению, по итогам 2010 года «восьмитысячниц» в крае нет. Но, учитывая тенденции в повышении продуктивности дойного стада, увеличении количества хозяйств с надоем 5 и 6 тысяч килограммов молока, а также число операторов, превысивших рубеж в 5 тысяч килограммов молока, скоро наш «клуб пятитысячниц» надо будет трансформировать в шеститысячный.

Потом она скажет в нашей беседе, что все последующее время чувствовала себя необыкновенно сосредоточенной, как перед экзаменом. Ей всегда нравились собранность и четкость, а после того слета передовых доярок стала еще и скрупулезной и дотошной. В дневнике доярки, который аккуратно ведет, записывала каждую цифру, не упускала из виду любое изменение в поведении животных. Держала тесную связь со специалистами, зоотехниками. Нет мелочей.

Утром бегом на ферму: как там? Какие перемены? Какой сегодня будет дойка? Так шаг за шагом, дойка за дойкой, ежедневно она поднималась к своей высоте. О себе забывала – все внимание было сосредоточено на ферме. Полная самоотдача. Считает, что любая доярка ее поймет – иначе нельзя, не получится.

Она все знает о том, что происходит в группе. Когда отелилась корова, сколько дает молока. Цель поставлена – работать так работать. Коровы продуктивные, ферма племенная.

Галина Ортвиновна считает, что выкладываться надо без остатка. А еще - любить корову-кормилицу. Ничего случайного в высоких показателях нет…

О звездах

- Как ваша Липа? – спрашиваю Галину, давая понять, что знаю звездных кормилиц. Липа из группы Шаховцевой за 2009 год дала 12 200 килограммов.

Говорит, что Липа сейчас в другом дворе.

А вот сегодняшние рекордсменки: Камелия дала больше 11 тысяч килограммов, Лара тоже перспективная…

Пошли знакомиться. Только в коровник ступили, рев поднялся – бог мой! Мычат, к нам морды повернули. Узнали Галину Ортвиновну.

Она показывает строптивую Лару. Ту самую, что характер вечно проявляет. Когда ее раздаивала, вся в синяках ходила. А еще баловалась Лара: то халат утянет, то косынку… Самое интересное, что доярка позволяла коровке посвоевольничать, тогда и молоко отдает. Здесь уже мудрость, думаю. Не хуже маститого ученого владеет психологией животных доярка. Галина Ортвиновна считает, что у сельских женщин, которые сызмальства знают коровку, это уже безошибочно. Обстоятельно говорит о мастерах машинного доения – доярках Глушинки.

Работала с Аленой Гараниной – молодая женщина, доит классно. Хорошая девчонка. Ей дали группу первотелок, так она их раздаивает по всем правилам животноводческой науки…

Наталья Сусликова – опыт у нее громадный. Коров знает – каждую наперечет. Наталья Федоровна – мастер.

 

И о других доярках нашлись у Галины Шаховцевой свои, особенные характеристики. Однако сразу предупредила:

- Но учтите, что результат доярки напрямую зависит от многого: какие специалисты – животноводы, зоотехники, подменные, от рациона, скотников…

Галина сказала твердо:

- Я верю, у Глушинки все еще впереди...

В десятку

Один из предков Александра Злобина, нынешнего руководителя ООО, по семейным преданиям, полный георгиевский кавалер, служивший в Первую мировую войну в коннице, внуком своим точно гордился бы. Рядом с должностью директора название предприятия, которое само за себя говорит: «Конный завод «Глушинка».

С детства нравилось Злобину общение с людьми и лошадьми. Переплетения судьбы выстроились в логичную линию, подтвердив, что без прошлого не бывает настоящего и, конечно, будущего.

Оно, на мой взгляд, уже закладывалось ранней весной 2001 года. Тогда, чтобы попасть в отрезанное на месяц снежными заносами от райцентра село, Александр (вместе с братом Вячеславом) нанял в городе бульдозер, заплатив свои денежки. Бульдозером пробили дорогу. Когда в конце марта Злобин приехал пообщаться с народом, люди смотрели на него с надеждой. Была среди них и Галина Шаховцева. Теперь вспоминает:

- Мне в тот момент даже не верилось, что ферма может подняться.

Глушинка тогда заваливалась. Страшно вспомнить. Коров всех чуть было под нож не пустили. Денег не было, задаром работали. Какие-то люди и провода обрезали. И две недели доярки доили вручную дважды в сутки – утром и вечером. Нам помогали деревенские женщины, не доярки, а все, кто умел коров доить. В то время мы готовы были ночами не спать, лишь бы спасти ферму. Пришел Александр Иванович – и деревня ожила, - говорит теперь Галина.

Ее и сейчас восхищает поступок селянок. Она считает, что именно на отзывчивости, энтузиазме каждого и всех вместе держится дело. Да и вся жизнь крепится на беззаветных тружениках, которые вкалывают, а не подушку мнут.

«Все-таки многое зависит от человека. Все у Злобина подсчитано, порядок. И у нас четко. Вот и работаем», - говорит она.

Теперь предприятие – флагман молочного животноводства на Алтае. Директор Александр Злобин считает, причина в том, что основа коллектива сохранилась, ну из тех, кто работал в коопхозе.

Кстати, в 2003 году средний надой на корову составлял 1249 килограммов. Молока за год произведено 138 тонн. А теперь за каждые из последних трех лет получают ежегодно по 1830 тонн. Прибавили более чем в 10 раз!

Планируют увеличить поголовье, а продуктивность сохранить на этом же уровне, хотя конкретно в 2011 году в среднем от каждой коровы получено 7370 килограммов.

- Нужно поднимать Глушинку. Не давала покоя эта мысль. Столько всего требуется! – вспоминает Злобин.

Вот что вдохновляет его: впервые в крае подписано четырехстороннее соглашение о развитии сельского поселения. Проект будет реализован именно в Глушинском сельсовете. Соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрациями края, Косихинского района, Глушинского сельсовета и ООО «Конный завод «Глушинка» подписано в конце ноября 2011 года. Вот и конкретика – у каждого свое дело. Что касается ООО «Конный завод «Глушинка», здесь сегодня одни из самых высоких показателей по продуктивности на Алтае.

Словом, закреплены обязанности. Эффективно развивать производство, создавать новые рабочие места, привлекать молодых специалистов и софинансировать строительство жилья для молодых семей.

Документ позволит решить многие вопросы жизнеобеспечения населения и развития социальной инфраструктуры.

Спросила у Александра Злобина о Галине Шаховцевой, мол, какого о ней мнения с высоты своего директорского кресла? Александр Иванович тут же поправил меня:

- Процесс весь животноводческий на предприятии – пирамида с добротной основой. А на самой вершине, на пике – доярки…

Здесь уж и добавить нечего.

Хорошие корни

Мать Галины тридцать пять лет в животноводстве проработала: дояркой, телятницей. Мария Ладыгина – это она. Слышали? Профессиональная косточка сразу чувствуется: вопросы газетчику задает с ходу о дочериных достижениях.

- Больше девяти тысяч килограммов? Молодец!

Мария Афанасьевна улыбается, говорит, что в ее время пределом были 4 тысячи килограммов. Край вперед шагнул. «Какие у нас доярки, а?» – радуется она.

Доили раньше и кормили вручную. Привезут силос, ссыплют в ворота ну и таскают. Когда и трехведерным цинковым бачком. Мария Афанасьевна беременная тяжести таскала аж до декрета и вилами сено в кормушки разносила. Доярки раньше надрывались. Сегодня – другое время.

А трудодни? Дадут в конце года – копейки...

Живет теперь Мария Афанасьевна в Заринском районе в селе Гоношиха. Так и не привыкла носить длинную шубу или пальто. Фуфайка – самое то. У нее дубленочка короткая – удобнее в ней, как в фуфайке. И Галине Ортвиновне нравится в куртке ходить, знаю, спрашивала. Это уже в крови: чтоб чуть что, скорее на ферму прибежать.

Когда дочь на ферму пришла, Мария Афанасьевна сразу поняла – будет из нее толк.

Всем Галина интересовалась. Освоилась быстро. Легко на оператора машинного доения выучилась, потому что все знала на практике. По мнению любого профессионала, самое важное – иметь интерес к работе, любовь к жизни.

Это и есть основная составляющая характера знатной доярки Галины Шаховцевой. Тянулась она к учебе, знаниям, очень любит читать. Всегда до конца доводит начатое дело. И очень глубоко чувствует свою ответственность за все, что ее окружает.

Её мать знает, в кого Галина: в бабушку – Татьяну Васильевну Жигулину. Она работала в колхозе. Рядовая, а всегда была в почете. Почему? Трудолюбивая. Строгая к себе. Человек прежде всего с себя должен спрашивать. Поблажек детям не давала.

Одну зиму Мария Афанасьевна работала на ферме вместе с Галиной (ей шёл восемнадцатый год). Мастерства дочери не хватало, а рвение и желание понять – о-о, это было.

Подойдет к матери, спрашивает:

- Мам, ну почему, объясни, почему у тебя надои больше? Я все так же делаю – и не получается…

Тогда мать успокаивала, говорила, что опыт придет. Только его не просто ждать надо, а набираться потихоньку, ежедневно.

Наступит день, когда Мария Афанасьевна скажет:

- Ты теперь настоящий мастер. Мне за тобой не угнаться.

С дочерью не соперничает. «Я когда-то была по району передовой, а Галя – первая в крае».

Старшая сестра

Как-то классом поехали школьники в путешествие на Украину. Сады тенистые, белокаменные города, яркие базары. «Няня» Галя младшим братишкам, сестренке из далекой поездки притащила тяжеленную сетку яблок да еще гостинцев. Об этом в семье помнят и с теплотой говорят о доброте Галины Ортвиновны.

Терпения у нее - море. Что бы ни происходило, какие удары судьбы - не поддается. Переживает, носит в себе и не догадаешься, что расстроена.

Зла ни на кого не держит, людей за промахи или неловкие поступки не осуждает. Жизнь научит, как надо, а люди подскажут.

На мой взгляд, дополняют портрет Галины Ортвиновны её взаимоотношения с людьми. И в семье. Скажем, свекровь в ней души не чает.

Любит Анна Николаевна, которой 91 год, повспоминать. Как работала она в войну все годы на тракторе. И вообще какая жизнь тогда была. Галина на сто рядов уже слышала, где косили раньше сено или пахали и какие колеса у того знаменитого трактора были, а слушает. Виду не подаст, мол, знаю уже про это. Не может обидеть старушку?

- Да мне интересно, это ж наша история, - говорит Галина.

Она любит читать исторические романы о Гражданской войне, Великой Отечественной. Выписывает книги по почте. Иногда ловит себя на том, что близка по духу ей книжная или киношная история. И у нее немало трудностей было: пережила. Не согнулась, не растоптали ее обстоятельства. Спасла и спасает работа, люди, дети. Как и многих женщин. Именно в труде черпают они вдохновение, и любому становится ясно: надо же, герои-то рядом, на земле-кормилице.

Учетчик Светлана Арзамасцева заметила:

- Галина Ортвиновна – герой-человек. По жизни и по работе. Надо иметь многое, чтобы остаться такой - простой, душевной. Нет в ней высокомерия и заносчивости.

Светлана людей видит и жизнь понимает. Из города уехала в Глушинку (18 лет тому назад), на природу, чтобы продлить жизнь мужу-чернобыльцу. Столько его выхаживала.

«Когда человека любишь, ничего не замечаешь – я его ходить заново учила, откуда силы брались?»

Женщины российские сильны духом. Они берут на себя многое и несут ношу с поднятой головой.

Негромкие слова

Да, многое изменилось теперь в жизни селянок. На Алтае создан «Клуб доярок-пятитысячниц». Флагманы машинного доения удостаиваются ежемесячных губернаторских премий, доплат, других поощрений.

И подарки им узаконены – автомобили. А еще – санаторно-курортные путевки.

Галина Шаховцева трижды отдыхала в «Оби». Гуляла, кормила белок, смотрела на цветы. И много улыбалась.

Она заметила это невзначай, глянув на себя мимоходом в зеркало в первый свой приезд. Непривычной была праздность, неудобно, что на всем готовом.

Да такой хороший отдых - это ж подарок ценный для простых женщин, работящих, которые за трудами о себе иногда и не помнят. И правильно, что должна сама героиня-доярка съездить и отдохнуть. Это ж она заработала своими руками.

Так рано, ночь на дворе и – на дойку. А еще у каждой семья, дети. У Галины Ортвиновны вот их шестеро, погодки. Сейчас большие уже. Сегодня ей не надо хлопотать насчет картошки, спину гнуть – сыновья основным огородом занимаются. Она – мелочью, грядками и, конечно, цветами.

Красота, цветы – от них сердце заходится. И жизнь кажется красивой, нежной, как голоса внучат. «Я по ним просто умираю. Так люблю», - призналась она.

И так их ей жаль всех – детей, родственников, ферму, Глушинку и Россию.

Это и есть земная любовь.

Фоторепортаж