Образование – национальный приоритет

00:00, 01 марта 2012г, Общество 1472


Февраль оказался насыщенным на события, связанные с образованием. 14 февраля состоялось совещание председателя Правительства РФ с Союзом ректоров России, а уже через четыре дня - коллегия Министерства образования и науки РФ, на которой были подведены итоги работы ведомства за 2011 год. На этих мероприятиях представителем от высшей школы Алтайского края был ректор классического университета Сергей Землюков. Он рассказал о грядущих изменениях в высшем профессиональном образовании.  

- Сергей Валентинович, какие вопросы обсуждались на встрече в правительстве?

- На совещание были приглашены представители ведущих вузов страны. Ректоры имели возможность вступить в диалог с председателем правительства Владимиром Путиным. Результатом стало двухчасовое конструктивное общение. Следует отметить, что в таком формате второе лицо государства встречается с руководителями вузов в четвертый раз, для того чтобы корректировать курс модернизации высшей школы. Главная задача, которую назвал председатель правительства, звучала так: необходимо предпринять все возможное, чтобы высшее образование не только опережало, но и подталкивало, выводило экономику страны на новый уровень развития. Схожие тезисы были озвучены в его программной статье «О наших экономических задачах» незадолго до встречи: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития».

В выступлении председателя Союза ректоров России В.А. Садовничего звучала обеспокоенность ситуацией трудоустройства выпускников. Так, получившие дипломы ведущих университетов страны студенты не могут реализовать свой профессиональный потенциал из-за нехватки квалифицированных рабочих мест с достойной зарплатой. На встрече было принято решение обратиться к Союзу предпринимателей и к соответствующим профессиональным сообществам, для того чтобы выработать те квалификации и компетенции, которые необходимы для каждой отрасли экономики. При этом за вузами останется возможность влиять на эти компоненты квалификации. Думаю, что эту работу Алтайский государственный университет будет проводить в регионе в рамках договоров с предприятиями, на которые трудоустраиваются наши выпускники.

Кроме того, на совещании большое внимание было уделено социальному блоку вопросов, связанных с увеличением стипендий для студентов и оплаты труда для преподавателей. Планируется, что с 1 января 2013 года академические стипендии увеличатся на 5 тыс. рублей, а заработная плата преподавателей вырастет в два раза к 2018 году!

Эти инициативы правительства не только получили живой отклик у всех присутствующих ректоров, но уже реализуются в ряде вузов, в том числе и в нашем классическом университете. Например, первое повышение стипендии произошло в сентябре, оно составило 9 процентов. А за неделю до нового года 324 студента нашего университета получили очень серьезные суммы. Ученый совет университета и ректорат последовали рекомендациям президента РФ Дмитрия Медведева, который на встречах со студенческим активом настоятельно рекомендовал поощрять только лучших. Мы определили пять направлений: учеба, наука, общественная деятельность, спорт, культура - и по итогам выплатили лучшим студентам повышенные государственные академические стипендии за 4 месяца. Механизм был отработан: мы давно выплачиваем повышенные и именные стипендии ученого совета тем, кто отличился в названных направлениях. В итоге студенты суммарно получили от 20 до 60 тысяч рублей единовременно.

- В свете озвученных федеральной властью инициатив как складывается ситуация с заработной платой у профессорско-преподавательского состава АлтГУ?

- Этот вопрос требует незамедлительного решения. С 1 сентября 2012 года поставлена задача поднять уровень оплаты труда в вузах до среднего уровня оплаты труда в экономике. Кстати, в АлтГУ оплата труда в среднем выше, чем в экономике Алтайского края, но при этом я считаю, нам все равно необходимо обсудить вопрос о том, как увеличить зарплату молодым преподавателям, тем самым поддержать эту группу. На мой взгляд, значительной прибавкой к зарплате преподавателей должны стать выигранные гранты и хозяйственные договоры с предприятиями края. В активе университета 112 патентов на изобретения. Многие из них востребованы промышленным производством края и коммерциализированы. Наиболее результативное сотрудничество идет с «Эваларом», «Алтайским букетом», Бийским заводом стеклопластиков и многими другими.

В настоящее время на науку выделяются большие ресурсы Правительством РФ, которое преследует две задачи. Первая - поддержать наиболее эффективных ученых и научные школы, вторая - наша наука должна быть ориентирована и на прикладной характер. Наряду с фундаментальной необходимо давать реальные результаты для развития родного региона и страны. И опять же здесь не обойтись без поддержки талантливой молодежи, тех, кто мыслит креативно, и тех, кто готов работать на результат и открытия. В университете разрабатывается комплекс мер по поддержке, в том числе финансовой, молодых ученых и сотрудников.

- Какие принципиально новые вопросы обсуждались на коллегии Министерства образования и науки РФ?

- Эта итоговая коллегия не ограничилась локальными результатами, а подвела итоги за восемь лет работы с момента возникновения министерства в таком виде. За этот период сделано многое в модернизации образования. За период с 2008 по 2012 год финансирование образования увеличено в два раза. Создана сеть главных вузов страны, в которую вошли МГУ и СПбГУ, 8 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских и 55 вузов, получивших поддержку программы стратегического развития. В этом числе и Алтайский государственный университет, который заключил соглашение о сотрудничестве с администрацией Алтайского края. Это взаимовыгодное решение позволит существенно влиять на развитие экономики региона.

В ближайшее время министерство планирует активно реализовывать концепцию непрерывного образования. В этот процесс будут включены в первую очередь ведущие классические университеты страны. У АлтГУ есть серьезные шансы выйти на уровень таких вузов. Мы уже добились того, что в стенах вуза приживается среднее профессиональное образование, есть и хорошая система переподготовки кадров (губернаторская программа и президентская программа). Поэтому мы должны продолжать активно развивать эти направления.

На обсуждение коллегии было вынесено решение Министерства образования и науки о том, что с 2013 года для бакалавров вместо привычного государственного экзамена будет введен ЕГЭ. Уровень получаемых знаний выпускников вузов будет отслеживаться независимыми центрами профессиональной аккредитации. Руководством вуза прорабатывается возможность по созданию таких центров на базе АлтГУ. Тем более что подобный опыт у нас есть. В 2011 году юридический факультет успешно прошел общественную аккредитацию, получив положительную рекомендацию Ассоциации юристов России к государственной аккредитации 2013 года.

- Наше прагматичное время формирует язык цифр. А какие нематериальные дивиденды предполагаются для студентов и преподавателей в результате решения поставленных выше задач?

- С учетом обозначенных на совещании с председателем правительства приоритетов ведущие вузы страны станут по-настоящему кузницей кадров для современной экономики страны. Поэтому в ближайшее время мы сконцентрируем усилия на повышении качества образования. Хотя у нас есть определенный задел по качеству набора 2011 года – мы уже не в середняках и уверенно приближаемся к лидерам образовательной сферы страны. При этом под системой качества нами понимается не рутинная бумажная работа, а общественная аккредитация и аккредитация профессиональных сообществ. Специалист, которого готовит университет, должен в полной мере быть востребованным на рынке труда. Сегодня мы начинаем движение и от студентов. На факультетах проводится анкетирование с целым рядом вопросов: «Как улучшить условия преподавания?», «Каким должен быть преподаватель?», «Какие приоритеты сегодня существуют для определенных профессий?»

В целом этот процесс трудный, но в конечном счете качественное образование станет пропуском для молодого человека во взрослую жизнь. Он сможет выбрать профессию по душе и быть востребованным в Алтайском крае.

Беседу вел Сергей МАНСКОВ. 

Новости