Дайте Трубадуру подвиг!

24 марта в Барнауле в Молодежном театре Алтая (МТА) состоялась премьера «Бременских музыкантов»

00:00, 30 марта 2012г, Культура 2197


Дайте Трубадуру подвиг! Фото №1

Изначально «Бременские музыканты» - это сказка братьев Гримм про осла, собаку, кота и петуха, которые, оставив по разным причинам своих хозяев, двинулись в город Бремен, чтобы стать там музыкантами в меру своих сил. До Бремена они не дошли - по дороге встретили разбойничью хижину, отвоевали ее у разбойников и стали в ней жить. На этом сказка братьев Гримм заканчивается. А привычные нескольким поколениям россиян персонажи (Принцесса, Трубадур, Гениальный сыщик, Король) и сюжет с любовью, переодеваниями и погоней - все это уже из советского мультфильма.

Когда речь идет о постановке произведения, знакомого широким массам, публика и театр оказываются по разные стороны театральной баррикады: публика большей частью приходит за ностальгическим повторением однажды испытанных эмоций, театр же стремится произведение переиначить, преподнести по-своему, так что зритель в нужном месте ожидаемую эмоцию может и не найти.

Скажем сразу – эмоции лежали на своих местах и взрослое поколение размягченно улыбалось, слушая знакомые с детства арии «Такая-сякая!», «Я – гениальный сыщик» и другие. Юная публика смотрела на сцену замерев. В день премьеры зал был наполнен разновозрастной детворой – школьников привозили из разных районов края. Сияющий театр, звездное небо, спускающееся с потолка на сцену, прозрачный, словно из паутины, дворец – было от чего зрителю потерять свою детскую голову. Дети когда надо - смеялись, когда надо - хлопали, по всему было видно, что им понравилось. «Бременские музыканты» в российском варианте – романтическая история о любви, вспыхнувшей между простым музыкантом и принцессой, а детей надо воспитывать именно на романтике, всем остальным их досыта накормит жизнь.

В целом спектакль получился для всех возрастов. (Лично у меня, например, светлое впечатление от спектакля не пропадало потом весь день.)

В спектакле много и хорошо поют как молодые, так и старые актеры (Виктор Синицын (Гениальный сыщик) поет с таким наслажденим, что, похоже, об этой роли он мечтал с детства). Это уже не первый подобный опыт МТА – в «Бумбараше» тоже и пели, и плясали. С такими запасами поющих и танцующих молодых актеров МТА пора замахиваться на какой-нибудь мюзикл или давно забытый жанр рок-оперы. К тому же театр удачно сотрудничает с группой «Другие дяди» и виртуозным скрипачом Петром Каменных – они играли в «Бумбараше» и в «Бременских музыкантах» им нашлось место, прямо во «дворце», так что иногда действующие лица общаются с музыкантами, а музыканты реагируют на события звуками своих инструментов.

Очень трогательной вышла сцена объяснения в любви – Трубадур и Принцесса не говорят ни слова, только пальцами по перилам «шагают» навстречу друг другу и пальцами же касаются друг друга. Больше нельзя – спектакль-то детский, но больше и не нужно.

Принцессу играет юная актриса Анастасия Дунаева, Трубадура – актер Дмитрий Гомзяков. Она выглядит как балерина из музыкальной шкатулки – хрупкая и воздушная, по-настоящему сказочная. Он – как обычный молодой человек с сегодняшней улицы: какие-то джинсы, какая-то куртка, шляпа трилби. Они как небо и земля, и в этом противоречии, вполне вероятно, прячется режиссерская мысль – не зря же Трубадуру раз за разом приходится лазить к Принцессе наверх, на балкон, как Ромео к Джульетте: любовь принуждает его восходить на вершину.

 

К сожалению, на легкой гимнастике для Трубадура все и кончилось: в результате некоторых сюжетных корректив постановщика других подвигов ради Принцессы Трубадур не совершает. Разбойников из их жилища Трубадур с товарищами выгнали просто с помощью страшной маски, с Принцессой ему помогает Шут, буквально подсказывая, что делать. В общем, все получается у Трубадура как-то само собой. А это вряд ли правильно. Особенно в спектакле для детей. Театр по нынешним временам едва ли не последнее и единственное место, где детям еще могут рассказать о подвигах ради любви. И такую возможность театру упускать не следует. (Сделайте Трубадуру бой на шпагах, вот хоть с Гениальным сыщиком, очень прошу!)

Кстати, про Шута. Текста музыкального спектакля Юрия Энтина и Василия Ливанова мне обнаружить не удалось, может, у них Шут имелся, но, скорее всего, его придумал постановщик барнаульских «Бременских музыкантов» Вячеслав Кокорин – видимо, для отличия от чересчур уж известного мультфильма. Функция Шута состоит в периодическом подталкивании действия, например, именно Шут приносит Трубадуру и его друзьям костюмы «иностранного принца» и его свиты, под видом которых музыканты проникают в замок к Принцессе. В день премьеры Шута играл актер Александр Поляков. Возможно, ему не хватает темперамента, возможно, навыков (Александр – студент АлтГАКИ), но Шут вышел сонный, скучающий. В общем, не зажигал. От этого в спектакле при каждом появлении Шута появлялись вряд ли уместные хлороформовые пары меланхолии. Остальным приходилось прикладывать немало усилий, чтобы стряхнуть с себя и со зрителей порожденное Шутом оцепенение.

Сильнее всего удивила костюмная сторона спектакля. По мне, в сказках с королями, принцессами, трубадурами и стражниками должны быть кринолины, корсеты, кружева, парики и алебарды. Однако художник по костюмам Илария Никоненко решила, видимо, уйти от этого штампа. Трубадур с друзьями одеты как из современного магазина модной молодежной одежды. Но это не комплимент: вещи в этих магазинах таких фасонов и, главное, таких цветов, будто модельеры когда-то давно участвовали в конкурсе на поставку обмундирования для африканской армии Роммеля, проиграли его и до сих пор распродают остатки. Понятно, что черное, серое и песочное в моде, но дети-то тут при чем?

Уловивший тенденцию читатель уже понимает, что и исполнители ролей Кошки, Пса, Петуха и Осла не носили соответствующих масок и костюмов: Пес (актер Александр Савин) для идентификации имел богатый меховой жилет, Петух (актер Гоча Путкарадзе) заикался на «ко-ко-ко», Кошку вполне объяснимо играла актриса (Юлия Пошелюжная), а кто из квартета Осел (актер Виталий Прозоров), можно было определить по остаточному принципу. (Впрочем, образ Осла постоянно подчеркивался поклажей, громадным чемоданом – кому же еще таскать багаж, как не ослу?) Эта угадайка при всей несложности то и дело отвлекала от действия.

В результате забавнее и заметнее всех одет Король (актер Игорь Бочериков играет эдакого отца-наседку, квохчущего вокруг принцессы-цыпленочка: у него даже есть удивительное, сногсшибательное клетчатое полупальто), а его розовый то ли слон, то ли стрекоза едва ли не единственное яркое пятно в спектакле. Правда, в рамках, видимо, все той же борьбы со штампами не были предусмотрены короны – у Принцессы ее нет вовсе, а Король вместо короны носит желтенькую шапочку (что, правда, очень даже к месту, если насчет концепции наседки и цыпленка я угадал).

Возможно, некоторым «осовремениванием» костюмов режиссер хотел сделать историю любви вневременной? Ну так она сама по себе вне-временная, а в костюмах, париках, плащах и прочем антураже наверняка есть для детей некоторое очарование. Может, когда работаешь для детей, не надо бояться штампов – дети-то наверняка видят все в первый раз. Детский театр на то и детский театр, чтобы ребенок встретил в нем то, чего не встретит в жизни…

Фоторепортаж