Константин Комиссаров: «Мы должны быть честными перед своими пациентами»

00:00, 20 апреля 2012г, Медицина 7520


Константин Комиссаров: «Мы должны быть честными перед своими пациентами» Фото №1

Константин Комиссаров - кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий отделением реабилитации краевого психоневрологического диспансера для детей. Практикующий врач-реабилитолог, автор восстановительной методики на основе биомеханики, не имеющей в применении возрастных ограничений. Константин Викторович вырос в докторской семье. Его мама – Комиссарова Римма Андреевна известный в крае педиатр, прошедшая путь от сельского врача и заведующей детским отделением родильного дома № 2 Барнаула до заведующей кафедрой детских болезней медицинского института. Она воспитала не одно поколение врачей-педиатров, неонатологов, детских неврологов, многие из которых трудятся в лечебных учреждениях, края и за его пределами.  

- Мне посчастливилось перенять этот опыт и сформировать свое понимание многих вопросов, касающихся реабилитации детей, в том числе первого года жизни, - говорит доктор Комиссаров, который вот уже более 25 лет помогает маленьким пациентам обрести здоровье. Наш разговор мы и начали с этого.

 - Каков, по вашей оценке, процент здоровых детей в современном обществе?

- Он очень мал. Даже о новорожденных мы можем говорить как об относительно здоровых детях. Много так называемых родовых травм, но их не следует понимать только как повреждения, полученные ребенком во время родов. На самом деле это более емкое понятие, которое включает в себя совокупность всех отклонений от нормы, возникших в процессе беременности и родов (за исключением аномалий развития и врожденных дефектов). Наиболее уязвимыми являются головной и спинной мозг, кости черепа, шейный отдел позвоночника, крупные суставы конечностей. Чем это может обернуться в дальнейшем? Самое простое - дефектом или некорректным физическим развитием. Например, не отводится нога или нарушен мышечный тонус, ребенок чуть прихрамывает или у него возникла асимметрия таза. (А эту патологию имеет почти 80 процентов детей разного возраста.) Такого ребенка и больным не назовешь, но и здоровым не сочтешь – все же ограничения в движении есть.

- Биомеханика помогает привести организм в норму?

- А что такое биомеханика? Это наука о движении живого, применительно к медицинской терминологии та же лечебная физкультура, но направленная на конкретную проблему, которая выполняется индивидуально для каждого человека в зависимости от существующей задачи и не имеет ограничений по возрасту.

- Даже у грудничков?

- Почему «даже»? Именно им она и полезна прежде всего. И больше всего. Чем раньше помощь, тем легче исправить дефект и тем лучше, следовательно, будет результат нашей помощи. Современные технологии реабилитации позволяют увидеть и устранить проблему, что называется, в зародыше, и они нацелены на детей первого года жизни.

Еще лучше начать профилактику с женщины, которая готовится стать матерью. Важно рассказать ей, как готовиться к материнству, как создавать максимально благоприятные для развития плода условия, как помогать малышу правильно развиваться физически и психически с первых дней своей жизни.

Мы совместно с медицинским университетом пытаемся выходить на аудиторию заинтересованных женщин, создали школу для беременных и молодых мам, но пока еще не каждая женщина готова к восприятию современных подходов и технологий в этом вопросе. Проще плыть по течению и черпать знания из «позитивных» источников – Интернета, глянцевых журналов, читать о преимуществах грудного вскармливания над искусственным или о новых молокоотсосах.

- А физкультура и спорт каким-нибудь образом в вашу концепцию здоровья вписываются?

- Безусловно, я много лет работал с ведущими спортсменами края по легкой атлетике, сейчас являюсь консультантом Федерации ушу Алтая. Это спорт. Но спортсмены – это те же бывшие дети с той же патологией и теми же дефектами. Многие спортом занимаются, чтобы «укрепить» свое здоровье. Но при этом не учитывают, что те нарушения, которые у них были, никуда не делись, на них накладывается дополнительная физическая нагрузка, что закрепляет имеющийся дефект и в дальнейшем формирует, например, стойкий болевой синдром.

Почти всех ребятишек, которые занимаются в спортивных секциях (не только ушу, но и гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой и т.д.), привели туда их родители. Из самых благих побуждений, но мало кто из родителей консультировался со специалистами по поводу полезности этих занятий. К врачам идут, когда проблемка со здоровьем уже обозначилась.

- Ладно, спорт - дело тяжелое, не всем по силам. А просто физкультура?

- То же самое. Физкультура точно так же нагружает организм дополнительной работой, с которой он не всегда может справиться. И до тех пор пока мы не выявили скрытый дефект и не устранили его, выполнять эту работу не рекомендуется. Это все равно что садиться за руль машины, у которой одно колесо накачано, а остальные нет. Ехать можно, но как и сколько?

- Как вы относитесь к лекарственной терапии?

- Да, иногда не обойтись без лекарств, но во многих случаях они бессмысленны, а порой и вредны, так как любой препарат имеет побочные эффекты. Иногда могут помочь и гомеопатия, и иглоукалывание, и массаж. Но у новорожденного ребенка, получившего родовую травму, нарушена его биомеханика! При чем здесь массаж? Массаж предназначен для здорового ребенка! А когда имеются нарушения в работе мышц, суставов, позвонков, дыхательной системы, в движении спинномозговой жидкости, устранить их поможет система упражнений, позволяющая восстановить нарушенную биомеханику.

- Ваши рекомендации мамам: как правильно воспитывать новорожденного?

- Ребенок должен развиваться сам. Сам двигаться, сам познавать мир. Он даже на рефлексах сформирован таким образом, что кричит только в случае опасности или потребности, когда, например, хочет есть, пить, просит поменять подгузник или если что-то болит. А все остальное – сам! В природе детеныш бежит за мамой, а не наоборот. Да, мама поможет ему при необходимости, но она учит его выживать, а сама как бы на подстраховке.

Поэтому новорожденный ребенок не должен все время находиться на руках мамы. Нося его на руках, мы притормаживаем его как в физическом, так и в психическом развитии. Отпустите его на волю. Пусть он сам принимает свои маленькие решения, чтобы потом, став взрослым, быть независимым и не бороться со своими страхами.

Еще мы очень часто ставим телегу впереди лошади. Ребенок еще не готов сидеть, а его усаживают в подушки, еще не может стоять, а его водят, придерживая под мышками, при слабом позвоночнике заставляют плавать, лишая тем самым организм гравитационной нагрузки. А с каким усердием начинают (опять досрочно) развивать мелкую моторику рук малыша, абсолютно не учитывая, что он еще среднюю и крупную не развил, ни стоять, ни сидеть толком не умеет! Ведь никому же не придет в голову начать строить дом с крыши, а потом возводить фундамент, а при воспитании детей этапы его развития нередко игнорируются.

- Правильно ли я поняла, что благодаря биомеханике многие проблемы физического развития ребенка, включая даже детский церебральный паралич, могут быть если не сведены до минимума, то значительно сокращены?

- Что касается ДЦП, это очень сложная патология. И те, кто обещает вылечить это заболевание, лукавят. Но даже при тяжелых формах болезни можно добиться того, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслуживать. Все зависит от сроков вмешательства. Чем меньше возраст, тем лучше результат, так как все эти дефекты связаны с поражением головного мозга. И речь идет не только о ДЦП, но и о других нарушениях развития. А уж объем прилагаемых усилий напрямую зависит от возраста ребенка и тяжести его патологии. Чем старше, тем дольше, чем раньше, тем эффективнее.

- Интересно знать, как это происходит?

- Мы в диспансере создаем такие условия, при которых включаются в работу группы мышц, которые отвечают за правильность действий, и они, как правило, являются слабыми. Наша задача - усилить их, заставить удерживать тот или иной сегмент туловища, сустав. Путем многократного повторения движения укрепляется определенный пласт мышц и формируется правильный двигательный стереотип (стояния, ходьбы, сидения, прыжка…)

Методика позволяет не просто откорректировать дефект, а закрепить результат на таком уровне, чтобы проблема не возвращалась. Многие упражнения выполняются в форме эксцентрического напряжения мышц, в режиме встречного сопротивления. Только при вынужденном напряжении мышцы начинают развиваться биомеханически верно. Представьте, как можно заставить работать ослабленные мышцы удерживающие, например, тазобедренный сустав у двухмесячного ребенка? Оказывается, с помощью специальных движений можно не просто устранить разницу в длине ног у ребенка, скажем, с дисплазией тазобедренного сустава, но и зафиксировать эффект на всю оставшуюся жизнь!

В этом и есть большое преимущество такой ЛФК перед пассивными упражнениями и массажем, который традиционно везде применяется.

Что мне нравится в моей работе? То, что я не разрушаю, а создаю. Когда-то хотел быть хирургом, клиническую интернатуру окончил по акушерству и гинекологии, но судьба привела в реабилитацию, и я рад, что нашел здесь свое место. Рад, что могу помогать человеку, отягощенному недугом, обрести здоровье.

- Результат, на который рассчитываете, достигаете всегда?

- С годами становишься мудрее и не даешь невыполнимых обещаний. Когда могу, я делаю, когда есть доля сомнений – предлагаю попробовать, а если ситуация очень сложная, говорю, что это выше моих сил и возможностей. Мы должны быть честными перед своими пациентами.

- В науку не хотите пойти?

- Докторская диссертация готова. Но мне кажется, что то, чем я занимаюсь, и есть наука. Считаю, что в медицине наука должна быть рядом с больным, а не где-то отдельно. Всегда нужно понимать, что и как ты делаешь, и никогда не стоять на месте, развиваться. Жизнь спросит у тебя не сколько у тебя статей, а скольким больным ты помог. 

Фоторепортаж