«Пежо» в Ильинке

Про историю с географией

00:00, 18 мая 2012г, Общество 1996


«Пежо» в Ильинке Фото №1

Бывает так: услышишь о человеке что-то доброе и запомнится какая-нибудь деталь. И вроде времени немало пройдет, вдруг она всплывет. Нынче подобное и произошло.

В Ильинке зашел разговор о талантливых людях, которые как золотая метка для села. Усадьбу содержат на загляденье, умельцы и т. д. И вдруг замглавы сельсовета Галина Кангина говорит: «У нас есть самородок – мастер на все руки. Бывший школьный учитель по труду -Дягилев». Уж не тот ли самый Юрий Платонович, о котором несколько лет тому назад директор местной школы отзывался похвально? Тогда директор повел показывать, что трудовик с ребятами для школы сделал: оконные переплеты, стойки, перегородки, разные устройства. Поразили скамейки: удобные, с широкими сиденьями. Почему-то напомнили они мне те, что видела когда-то в коридорах Сорбонны. И что это Франция в голову пришла? Помню, охота было тогда, в турпоездке, провести рукой по сиденьям – аж блестели они, отполированные студентами многих поколений, а здесь, в сельской школе, – руками мастера. Может, знаменитая фамилия трудовика и сейчас навеяла французские мотивы? Дягилевские сезоны в Париже ну и все такое.

Тоже экскурсия

Пошли к Юрию Платоновичу. Видно: под приглядом усадьба. Забор крепкий – это, скажем прямо, немаловажно. Хозяин всегда заметит щербатину в ровном ряду и устранит ее. С умом спланирован земельный участок. Всему свое место определено – цветник, садик, хоздвор. Поодаль - тележка, таких в магазинах не найдешь – уж больно удобная, видно, для себя сделана. Вокруг каждого деревца земля взрыхлена. Словом, все на своих местах.

Когда Юрий Платонович дверь открыл, оставалось напроситься на экскурсию по дому. Двери, оконные коробки, переплеты, встроенные шкафы и многое другое смастерил сам. Ручки к шкафам выточены, как уточнил он, из старой яблони, ажурный узор для полочек выпилен, мебель тоже сам расписывал.

Секреты есть

Спрашиваю, ведь у каждого мастера есть такой инструмент, ну любимый, которым он гордится? Может, достался от отца? Молоток или плоскогубцы.

- Есть, - говорит Юрий Платонович, - фуганок прадеда. Он дружил со столярным делом, от него, видно, передались, как сейчас говорят, гены.

Вытащил Юрий Платонович тот фуганок. Вынул из него железко для подтверждения, что не насочинял, инструмент старинный.

- Железко с напайкой – оно вручную сделано, качественно.

Видно было, что восхищен филигранной работой.

- Уже сточилось со временем, а идет по дереву как по маслу. Глядите, лев на стреле.

Сколько лет фуганку? Сотня-то с лишним точно будет.

Спасибо Интернету, можно уточнить: братья Пежо основали свою компанию (ту, что сегодня всяк знает – она выпускает автомобили. – Авт.) как изготовители режущих инструментов и в качестве эмблемы компании решили выбрать льва. Правильно называется изображение на железке дягилевского фуганка - лев со стрелой. Первый символ торговой марки PEUGEOT FRЕRES был разработан Жюстином Белезером, ювелиром и гравером из Монбельяра.

Лев со стрелой или без стрелы – для лучших продуктов. Полумесяц – для продуктов второй категории. Рука – продукты третьей категории.

Семья Пежо начала заниматься мануфактурным делом в ХVIII веке. Переломным моментом для семейного бизнеса стала промышленная революция. Именно тогда братья Пежо открыли предприятие на основе «перепрофилированной» мельницы, которая досталась в наследство от родителей. Молодые капиталисты занялись обработкой металла.

20 ноября 1858 года Эмиль Пежо запатентовал использование изображения льва (со стрелой или без нее) в качестве торговой марки.

Так что судите сами: знак качества на железке фуганка не просто так.

Яблочко от яблони

Отец Юрия Платон Семенович вернулся с войны инвалидом. Поставили бывшего пулеметчика заведующим кирпичным сараем. Кирпичи здешние делались по особой технологии, а иначе сказать, по старинке: по своему рецепту и прочно. Ямы застилались досками, глину замачивали на ночь, чтобы кисла, как тесто, а наутро положенное время месили ее на конях. «Я был маленький и работал на коне», - говорит Юрий Платонович.

Интересная это история о том, как вообще люди находят дело всей свой жизни. По непонятному стечению обстоятельств происходит лишь одно знаковое событие, которое тянет за собой остальные. Скажем, надо ж такому случиться, чтобы тетка вначале заманила сестру Юрия Александру в Новосибирск в профтехучилище (Саша выучилась на штукатура-маляра), а потом и племянника позвала. Сама тетка поваром работала в училище.

Юрий после трех лет обучения получил профессию столяра-краснодеревщика. Талант парня заметили, его работы отмечали, оставили в училище мастером производственного обучения. Проработав два месяца, пошел служить в армию – матросом в Советской Гавани. После службы приехал в Ильинку: умер отец, нужно помогать матери, сестре. И здесь, поработав там-сям, потом вновь вышел на линию судьбы и – четверть века преподавал в школе трудовое обучение.

Его уроков ждали. В семьях, где росли мальчишки, обсуждали задания, которые выполняли на уроках труда. Помаленьку дети научились не только инструмент в руках держать, но и мастерить. Кто-то матери в подарок скамеечку сделал – корову доить или ведро поставить. А там пошло: помогали школьные помещения ремонтировать.

Кстати, большую роль сыграли профклассы. Благодаря им из мальчиков вырастали умелые мужчины. Сегодня многие из них благодарны учителю за то, что его теория и практика пригодились в жизни.

Мужчина в доме

Юрий Платонович так рассуждает: мужчина в доме все должен уметь делать для своей семьи. Содержать усадьбу в порядке, что-то построить или сделать по хозяйству. Забор поставить или сарай – это обязательно.

Он не считает зазорным корову доить, приготовить обед или огород посадить. Научил сельских школьников, как правильно посадить вишни или яблони, в свое время заложил с детьми школьный сад.

У Юрия Платоновича и Людмилы Васильевны трое детей, четверо внуков. Дети – Дмитрий, Оксана, Татьяна - смотрят на родителей с восхищением. Терпеливые, с открытой душой. И сегодня они – наглядный пример отношения друг к другу и к окружающим. С удовольствием все делают, как-то вкусно и легко получается – будь то деревце привить или грядки сделать. Немудреная наука родительская – справился ребенок, сделал что-то, обрати внимание, поговори, похвали.

Юрий Платонович уверен: с детьми нужно разговаривать. Не считать для себя зазорным посоветоваться с ними: «Как ты считаешь? Что думаешь?» или «Подскажи, как лучше будет?..»

Спросила его, как сумели всем троим дать высшее образование: Дмитрий и Татьяна окончили педагогический, а Оксана – медицинский.

В селе знают прекрасно, что означают эти слова: «дать детям образование». Родителям требуется поднапрячься. Юрий Платонович не скрывает, что выручало подсобное хозяйство. Пока дети учились, держали родители три коровы, свиней, высаживали по 15-20 соток картошки.

У деревенских с деньгами негусто: всегда приходилось спину гнуть, иначе не выжить. Рассказывает:

- Помню, узнали, что, если сдашь 12 голов скота, получишь льготную возможность купить «Москвич». Радость - машина, помощница. Везешь в Барнаул мешки с картошкой. Продашь – бензин купишь, детям что-то дашь.

Про таких, как он, говорят: руки из нужного места растут.

Вот и я смотрю: наличники резные – красота. Да что ни возьми – сколько всего умеет этот человек! Говорю ему: почему на заказ-то не делать?

Замялся. И поняла я, что проку от того, что ручная работа ценится в мире и стоит немало, а кто будет покупать? Небогато живут в деревне.

Земля круглая, а мир тесен. Кстати, ювелир тот, ну Белезер, который придумал льва со стрелой для французских дворян братьев Пежо, из региона Франш-Конте. А сегодня наш край с тем французским регионом дружит. И здесь невозможно не вспомнить об участии края в Большой Франш-Контийской ярмарке. И о вазе из колыванского камня, копии той вазы, что подарил государь Александр I императору Наполеону после подписания Тильзитского мира в 1809 году. А название костюмированного спектакля «Сезоны Алтайского края», устроенного на ярмарке, разве не вызывает ассоциацию с «Русскими сезонами» в Париже?

Спросила у Юрия Платоновича, не из тех ли он Дягилевых? А может, к новгородской, пермской ветвям рода известного российского театрального и художественного деятеля имеет отношение? В этот момент он показывал, где решил на своем участке заложить виноградник.

Усмехнулся Юрий Платонович, мол, тоже мне проблема. Да мало ли по России однофамильцев ходит? А все равно интересно, откуда Дягилевы появились в Ильинке Шелаболихинского района? Обратилась к летописцу старинного села фронтовику Петру Яковлевичу Елисееву, который еще более полувека тому назад начал писать историю родного села. Рассказала о фуганке, спросила, может, предки Юрия Дягилева в скрижалях Ильинки записаны? А то потомок имени прадеда не знает. Вот что услышала: дед Юрия Семен, тогда десятилетний, прибыл с родителями-переселенцами в Ильинку в 1896 году из Тамбовской губернии. По-видимому, фуганок достался ему по наследству от его отца, которого звали Пимен. Вот такая история с географией, а талант - он всюду на земле прорастает. Будь то в российской глубинке или славном городе Париже.

Шелаболихинский район.

Фоторепортаж