ВГЛЯДИТЕСЬ, ВСПОМНИТЕ...

00:00, 15 мая 2010г, Культура 2426


ВГЛЯДИТЕСЬ, ВСПОМНИТЕ... Фото №1

Большая краевая выставка под названием "Победа!", приуроченная к 65-летию окончания Великой Отечественной, представляет нам портреты ветеранов, картины сражений и философские размышления о войне и мире. Интонация немного тяжеловесного героического пафоса вполне простительна, поскольку львиную долю всех показанных работ составили живописные, графические и скульптурные портреты ветеранов. С другой стороны, что еще может свидетельствовать о событиях более чем полувековой давности достовернее, чем глаза, морщины, выразительные руки и прямая осанка героических стариков?

Впрочем, для зрителя, только открывшего двери выставочного зала, экспозиция начинается своеобразным праздничным подарком – букетом пионов страстного малинового цвета в исполнении Майи Ковешниковой, признанного мастера поэтичнейшего живописного жанра натюрморта. В искренности вложенного в эту работу чувства сомневаться не приходится: в юности, выпавшей на годы войны, Майя Дмитриевна была труженицей тыла.

Вообще, без работ художников-ветеранов войны и тружеников тыла эта выставка, конечно, не могла обойтись. Здесь работы Глеба Белышева, Михаила Будкеева, Владимира Шкиля и уже ушедших из жизни Виктора Зотеева и Федора Филонова соседствуют с представлениями о войне тех, кто о ней только слышал. Как отметил на открытии председатель Алтайского отделения Союза художников России Владимир Прохода, было время, когда большинство алтайских мастеров, состоявших в союзе, прошли войну. Сегодня же работы фронтовиков действительно становятся особо ценными свидетельствами.

Это соседство на одних стенах классиков алтайского искусства и художников следующих поколений весьма наглядно демонстрирует, как меняется восприятие Великой Отечественной войны с течением времени: о ней столько всего уже сказано, написано, снято, что она неотвратимо уходит в область легендарного, эпического, приобретая обобщенно-трагические черты. И только лица ветеранов, в которые так пристально всматриваются современные алтайские авторы, не позволяют ей окончательно превратиться в чистый миф.

Выставка радует обилием графики: практически целый зал отдан карандашным, пастельным и угольным портретам фронтовиков работы Евгения Скурихина, Геннадия Буркова, Алексея Дрилева, Бориса Лупачева, Заура Ибрагимова, Натальи Акимовой, Юрия Коробейникова, Роберта Хайрулинова, Александра Гнилицкого и других авторов. У одних художников ветераны, словно на парадной фотографии: украсив грудь всеми орденами, смотрят на зрителя взглядом, исполненным достоинства. У других, как у Александра Гнилицкого, карандаш тончайшими штрихами будто выхватывает характерные черты этих лиц из глухой пустоты белого листа.

Трепетная легкость графики уравновешивается в этом зале внушительными живописными полотнами Владимира Шкиля ("Через тайгу и болота") и Геннадия Борунова ("Элеватор на Оби. Год 1942. Хлеб – фронту", 1991 год). Причем последняя работа существует в нескольких вариантах, объединенных общей впечатляющей композицией, центром которой является здание элеватора, окутанное низкими, тяжелыми тучами. Картина в грязно- серых, рыжевато-ржавых, намеренно неприятных тонах рассказывает именно о тяжком труде в тылу и вызывает двойственные чувства.

По мере движения вглубь зала привычное осмысление военной темы сменяется сложными и нестандартными ассоциациями. Таковы почти все работы в самом дальнем зале. Нежно- розовое деревце Ларисы Пастушковой из серии "Война и мир", экспрессивные "Говорит Москва" и "Госпиталь" бийчанина Геннадия Андрианова, стильный триптих "Цвет времени" Юрия Юрасова, исполненные скрытого драматизма знаменитые "Вдовы" Альфреда Фризена, "Был месяц май" Николая Острицова, "Противостояние" Валерия Октября, "Крест" Ирины Леденевой и другие. Даже работа "Ветеран войны" Егора Бралгина – это уже попытка показать не судьбу конкретного человека, а участь огромного множества победителей, оставшихся один на один с мирной жизнью.

К счастью, далеко не все вещи в экспозиции буквально посвящены войне – есть вполне мирные пейзажи Дениса Октября, Николая Зайкова и других авторов, которые дают зрителю небольшую эмоциональную передышку.

 

Кстати
Еще одна выставка, приуроченная к юбилею Победы, экспозиция Ильбека Хайрулинова "Победный май", в краевом художественном увенчалась торжественной презентацией альбома художника. Губернатор края Александр Карлин, поддержавший издание книги, отметил, что даже самое первое прикосновение к творчеству художника подтверждает его высокий профессионализм и глубину. "Русская живопись всегда была встроена в историю и духовную жизнь народа. Поэтому не случайно через все сорокалетнее творчество Ильбека Сунагатовича стержневой темой проходит тема Великой Отечественной войны. В каждом из этих произведений – частичка души человека, который очень лично понимает эту тему", – сказал губернатор. Большеформатный альбом известного алтайского художника-реалиста, как обещают, попадет в библиотеки и музеи всего края. Добровольными спонсорами издания стали многие государственные и общественные организации, большой вклад внес и художественный музей. Но главная заслуга принадлежит неуемной энергии автора, заслуженного художника России. Герои его картин, как объясняют в музее, – безымянные солдаты, солдатские матери и вдовы, ветераны войны. В альбоме представлены все известные полотна Ильбека Хайрулинова, а также воспоминания и литературные сочинения художника.

Фоторепортаж