Притяжение Алтая

Минувший летний сезон стал очень удачным для туристической отрасли региона

00:00, 05 октября 2012г, Общество 2466


Притяжение Алтая Фото №1

Так считают и представители туристического бизнеса и власти. Только одна особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» приняла 366 тысяч человек.

Магниты

На реализацию программы «Развитие туризма в Алтайском крае» в нынешнем году направлено 883,6 миллиона рублей. По данным краевого управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, сегодня в регионе работают 880 туристических предприятий, 610 из них – объекты размещения отдыхающих и «зеленые дома». Кстати, за последнее время резко увеличилось число усадеб сельского туризма в Алтайском, Курьинском, Краснощековском, Чарышском, Ельцовском, Быстроистокском районах.

Безоговорочным лидером по посещаемости вот уже несколько лет подряд остается Алтайский район. И это неудивительно, ведь здесь находятся, пожалуй, главные туристические магниты региона: озеро Ая, «Бирюзовая Катунь», Тавдинские пещеры, река Катунь.

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» продолжает стремительно преображаться. Именно на нее делается упор в развитии туристической отрасли. В этом году компании-резиденты начинают строительство крупных туристических объектов: фуд-центра с административными и выставочными помещениями, культурно-развлекательного центра, в рамках которого будет представлен информационно-справочный блок, посвященный путешественнику Николаю Рериху, двух гостиничных комплексов. Кроме того, ведется благоустройство территории пруда в районе дамбы реки Талдушки. Все это еще больше привлечет туристов. Судите сами: по сравнению с прошлым годом туристический поток здесь вырос примерно на 40-50 процентов.

Руководитель направления по взаимодействию с резидентами ОАО ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» Алексей Репин говорит:

- Только на территории водоема у нас побывали примерно 110 тысяч человек. А в общей сложности особую экономическую зону посетили 366 тысяч туристов. Для сравнения: в прошлом году туристический поток составил всего 257 тысяч человек. Росту способствовали дополнительное благоустройство «Бирюзовой Катуни», развитие инфраструктуры, в том числе и строительство новой дороги Алтайское – Ая – Нижнекаянча, жаркая погода.

Кстати, многие эксперты отмечают, что именно последний фактор сыграл едва ли не решающую роль в успехах минувшего туристического сезона. Аномально жаркая погода держалась все лето. Понятно, что в свободные дни горожане стремились выехать на природу. Отсюда стопроцентная заполняемость туристических баз и комплексов. Доходило до того, что места бронировали за месяц до приезда.

 

Большое и малое

В общих чертах тенденции сезона выглядели следующим образом. Набирают популярность автобусные экскурсионные туры, идет в гору сельский туризм. Но спрос на так называемые активные туры с каждым годом падает. Время романтики проходит: длительные пешие маршруты с огромными рюкзаками на плечах и посиделками у костра сдают свои позиции.

Директор туристической фирмы «Плот», член правления Алтайской региональной ассоциации туризма Александр Смирнов говорит:

- Туристы предпочитают жить в комфортных условиях, поэтому палатки уходят на второй план. Люди все чаще стали выбирать размещение на базах с элементами активного отдыха: сплавы, конные прогулки. А вот у иностранцев, приезжающих в край, популярностью пользуются экскурсионные туры. Они посещают Денисову пещеру (так как знают о находке там фаланги пальца древнего человека), Белокуриху и старую часть Бийска. Кстати, зарубежным гостям очень нравятся музеи наукограда.

Минувшим летом в край чаще всего приезжали жители Кемеровской и Новосибирской областей, Урала и Москвы. Пользовались спросом два брендовых маршрута региона: «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое Золотое кольцо Алтая». Первое предлагает путешествие по уже известным туристическим местам: Белокуриха, «Бирюзовая Катунь», село Сростки, Бийск. А вот «Большое Золотое кольцо» – это совершенно иной подход к организации отдыха. Маршрут разработан для перераспределения туристического потока и проходит по Змеиногорскому, Курьинскому, Краснощековскому и другим районам.

- Лично я оцениваю эти маршруты как перспективные, - подчеркивает начальник краевого управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров. - Они, несомненно, интересны туристам независимо от их возраста, возможностей и предпочтений. Особенностью туров является то, что каждый может подобрать для себя любую категорию объектов для проживания и питания в соответствии со своими желаниями. От этого выбора и будет зависеть цена тура. То же самое касается экскурсионной наполняемости.

Старший менеджер по туризму ООО «Алтайтурист» Ольга Гусева рассказывает:

- Новым маршрутам для прохождения на рынок необходимо несколько лет. Сейчас люди пока присматриваются к ним. Но мы довольны сезоном. Туристам нравится «Малое Золотое кольцо Алтая». По всему «Большому Золотому кольцу Алтая» пока не возим. Наши экскурсии захватывают только Колывань, Змеиногорск. По маршруту «Большого кольца» еще необходимо провести работу для развития инфраструктуры, поэтому его в основном выбирают те, кто едет за новизной. А вот любители более комфортного отдыха выбирают «Малое Золотое кольцо», где уже созданы все необходимые условия.

Сотрудники туристических фирм отмечают, что еще один новый маршрут региона - «Казачья подкова Алтая» – тоже будет очень востребован среди туристов. Он интересен с точки зрения фольклора. Ведь мало кто знает о развитии казачества в Алтайском крае. Именно это культурное наследие станет отправной точкой в развитии очередного туристического бренда.

 

«Сдается уютный сельский дом»

Этот сезон оказался самым успешным для сельского туризма. Владельцы «зеленых домов» отмечают, что именно прошедшим летом был настоящий бум на сельский туризм. По сравнению с прошлым годом поток отдыхающих увеличился примерно в два раза. С чем может быть связана возросшая популярность деревенского отдыха? Во-первых, результаты многолетней работы в этом направлении наконец-то дали ощутимый результат. Участие владельцев домов в выставках, форумах привлекло внимание туристов. О сельском туризме заговорили. Между прочим, он очень востребован в других странах, особенно в Европе. Популярность этого вида отдыха — мировая тенденция, и Алтайский край не остался в стороне. Во-вторых, нужно отметить, что уровень сервиса заметно улучшился. Многие хозяева занимаются благоустройством своих усадеб, стилизуя их под старину, русские народные сказки. В общем, стараются придумать изюминку, чтобы запомниться гостям. К примеру, один из домов в селе Топольном выполнен в фольклорном стиле. Как только заходишь в него, как будто попадаешь в атмосферу начала 20 века. На полу – вязаные половики, простые занавески на окнах, старинный сервант в горнице и настоящая русская печь. Сейчас хозяева уже стали поднимать вопросы обучения специалистов. И, в-третьих, сельский дом все же менее затратный вариант, нежели гостиница или туристическая база. Для сравнения: отдых на туристическом комплексе в селе Ая стоит минимум 600 рублей с человека, а на сельской усадьбе - всего 300-400 рублей.

- Рост популярности сельского туризма – это закономерность, - уверен владелиц усадьбы «Три А тур» в Смоленском районе Александр Кокорин. – Мы несколько лет шли к этому. Людям приелись Турция, Таиланд, Египет... Вспомнили, что есть обычный сельский отдых. Вот недавно у нас целую неделю жил парень из Владимирской области. Ему просто захотелось отдохнуть от суеты. Да и цены в «зеленых домах» приемлемые. Трехместный домик стоит 1000 рублей плюс 500 рублей – питание (а это только продукты с нашего огорода и полученные от домашнего хозяйства).

Владелец «зеленого дома» в Чарышском районе «Горный Чарыш» Дмитрий Карцев оценивает минувший летний сезон тоже как очень удачный. Его база работает несколько лет, но сезон-2012 стал самым успешным.

- Мы идем по нарастающей: с каждым годом отдыхающих все больше, - рассказывает он. - В минувшем сезоне «зеленый дом» был полон, особенно на выходных. Бронировали места за месяц до приезда. Тенденция нынешнего года такова: люди стали приезжать из Чемала, Аи... Они ищут новые, незаезженные места. Им, по сути дела, не нужен никакой досуг, ведь у нас шикарная природа! Уже редко спрашивают: «А чем вы нас будете развлекать?» Отдыхающие жарят шашлыки, гуляют вдоль берега реки...

Развитие сельского туризма в Алтайском крае хорошо оценивают в Федеральном агентстве по туризму. Побывавший в середине сентября в регионе руководитель ведомства Александр Радьков подчеркивал:

- С каждым годом Алтайский край преображается, прочно занимая роль туристического лидера среди сибирских регионов. Сельский туризм может стать источником основного дохода для сельского населения. В России ежегодный спрос на этот вид туризма составляет около 600 тысяч человек. Несмотря на то, что доля сельского туризма в структуре внутреннего турпотока пока невелика — всего 2%, перспектива его развития очевидна. В Алтайском крае сельский туризм является приоритетным.

Туристический сезон в крае с окончанием лета не заканчивается! Воодушевившись успехами минувшего лета, многие «зеленые дома» переходят на круглогодичный режим работы. Кроме того, активный зимний отдых становится все более популярным на «Бирюзовой Катуни». С первым снегом здесь заработает подъемник с тремя горнолыжными трассами различного уровня сложности. Регион продолжает принимать гостей. По оценке заместителя губернатора, начальника Главного управления экономики и инвестиций Михаила Щетинина, до конца года край в общей сложности должны посетить 1,5 миллиона туристов.

P.S.
Уважаемые читатели, если вы являетесь владельцами «зеленых домов» и вам есть чем удивить туристов, звоните нам в редакцию по телефону 8 (385-2) 63-33-82.

Справка «АП»
Минувшим летом отдых туристов в Алтайском крае обеспечивали 180 гостиниц, 44 санаторно-курортных учреждения, 147 турбаз и организаций отдыха, более 160 «зеленых домов».

Фоторепортаж