«Вам «мясной восторг» или «по-царски»?

Девушке пришлось отстоять очередь на выезд в Россию

00:00, 23 ноября 2012г, Общество 1196


«Вам «мясной восторг» или «по-царски»? Фото №1

Надежда Шевцова - одна из участниц программы добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Она родилась в Семипалатинске, росла в благополучной семье. Но после распада Союза начались другие времена.

Препоны на каждом шагу

Не выдержав накапливающихся трудностей или по другой причине ушёл из семьи отец. Наде тогда было 12 лет, её брату Сергею - 17. Их мама Елена Александровна много лет работала инженером швейной промышленности на больших предприятиях: фабрике «Большевичка», камвольном комбинате. А когда они закрылись, на работу её уже никто не взял. Пришлось инженеру наниматься к богатым людям убирать квартиры. Мечтая стать поварихой, после девяти классов школы Надя решила получать среднее специальное образование и поступила в колледж на повара-кондитера. Окончила его с отличием. А потом пошла учиться дальше и приобрела вторую специальность - технолога-менеджера.

- Хотя я сладкоежка, в колледже выбрала поварское отделение. Посчитала, что без десерта человек может обойтись, а без основной пищи – нет. Десерт у меня как хобби. Стараюсь и дома готовить что-то вкусное, разнообразить стол.

Молодая красивая девушка с изящной фигурой, с которой мы встретились в Рубцовске, совсем не похожа на сложившийся у многих образ опытной поварихи. Однако сегодня в свои 26 лет Надежда приобрела достаточный опыт работы на предприятиях общественного питания, работая в кафе и ресторанах. Как и брат, она рано начала свой трудовой путь, чтобы приносить деньги в семью. Пенсионного возраста их мама достигла только осенью прошлого года, он для женщин в Казахстане составляет 58 лет. Надежда говорит, что мама очень активный человек, целый день в движении, одна обрабатывает дачу в 12 соток. Елена Александровна выросла в частном доме, с огородом, курочками и прочей домашней живностью в сарае, к этому и сегодня у неё лежит душа.

- А у меня с детства к кухне душа лежит, стоять у плиты нисколько не надоедает, - говорит Надя.

О программе добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, Шевцовой рассказала одногруппница по учебе в колледже, которая переезжала в Новосибирск. Она посоветовала, куда обратиться для начала. Девушка первой в семье засобиралась уезжать, выбрав Алтайский край. В Рубцовске, где до этого никогда не была, она оказалась полтора года назад. Город, конечно, меньше Семипалатинска, который многие годы был областным центром, но Надежда говорит: «У меня была цель переехать не в престижный город, а в Россию». Для этого хрупкой девушке потребовалось приложить немало усилий. Сегодня она вспоминает:

- Мамин брат переселился в Барнаул 17 лет назад, тогда сделать это было намного проще, меньше оформляли бумаг. Находясь на территории Казахстана, он за десять дней получил российский паспорт и спокойно выехал с семьёй. Сейчас на каждом шагу ставят препоны. Тамошняя миграционная служба заставляет собирать кучу лишних документов, например, нотариально заверенное разрешение от родителей, что оба они отпускают тебя в Россию на постоянное место жительства. У меня есть знакомый, у него своя семья, через год-два пойдут внуки, но и его заставили оформлять эти бумаги у престарелых родителей. Тот водил их к нотариусу, чтобы подписали нужный документ. Любая такая справка стоит немалых денег. В Казахстане меня заставили нотариально подтверждать каждую бумагу: оба диплома, трудовую книжку, паспорт, мол, хотят убедиться, что они не куплены. Усложняли всё, как могли. Делали запросы в милицию, в тюрьму, что я не была осуждена, что у меня нет никакого оружия, провокационной информации о Казахстане и т.д. Каждый запрос поочередно ходил по месяцу. Почему-то одновременно разослать их было нельзя. Я потратила уйму времени и денег ни на что.

Например, трижды пришлось ездить в посольство России, которое находится в Астане, чтобы получить свидетельство участника госпрограммы «Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом». Туда стекается такое количество желающих выехать, что своей очереди на приём приходится ждать по три дня. Это дополнительные немалые затраты для нашей семьи. Приехала в Рубцовск, а здесь у миграционной службы другое отношение к переселенцам, её сотрудники всё делают, чтобы тебе помочь. Спасибо им, быстро оформили гражданство России, уже 29 февраля этого года получила паспорт. Сразу сняла квартиру в частном секторе посёлка Сад-город, нашла работу. А в Семипалатинске полгода собирала только первичные справки. Самое досадное, что они в России оказались не нужны и заверять их у казахстанских нотариусов было не нужно. Мне сказали: «У нас тут свои нотариусы». Когда брат после меня сдал документы, чтобы тоже стать участником этой программы, я посоветовала ему оформляться на новом месте, в России это сделать намного проще.

 

Трудности общения

- Надежда, все-таки почему ваша семья решила выехать из Казахстана?

- Из-за потерянного ощущения комфортности проживания там для русских и отсутствия перспектив. Тем более что на Алтае по маминой линии живут родственники.

Сергей, слесарь-ремонтник, восемь лет проработавший на ТЭЦ, поддержал сестру в стремлении переехать. Надо сказать, что владельцы предприятий жалеют, когда их покидают квалифицированные специалисты. Но почти половина знакомых Нади уже перебрались в Россию.

В течение недели после приезда в Рубцовск Надю взяли на работу в кафе. Все-таки специальность повара, да ещё такого грамотного, востребована в любом городе, районе и в любое время года, независимо от сезона. В первый день она принесла оба своих диплома с красными корочками (повара и технолога), но хозяин сказал: «Мне важны не твои пятерки, а опыт, главное – что умеешь делать. Пусть у тебя там стояли бы тройки по теории, но если будешь готовить какое-нибудь фуа-гра (жирный паштет из гусиной печени. - Л.Е.), это как раз то, что нам нужно». Через пару дней Шевцова уже работала не как стажер, а вполне самостоятельно.

- Были сложности с освоением местного меню?

- Да, пришлось в некоторой степени перестраиваться. Работая в семипалатинских ресторанах, я привыкла к национальной казахской кухне. Это другие блюда, в основном мясные, и иная подача на стол. А здесь чаще всего заказывают борщи, супы куриные, вермишелевые. Готовим рассольники, солянки, ну и, конечно, салаты, закуски, вторые блюда. Наши клиенты любят стряпанное. По их запросам вводим в меню пиццу с грибами, колбасой, гамбургеры (сами печем булочки, котлеты, разработали рецептуру), хорошо расходятся круассаны с курицей, пирожки с капустой и картошкой. Меню должно быть разнообразным, чтобы посетитель мог что-то для себя выбрать.

 

Теперь и брат - россиянин

Когда Надежда начала работать в кафе, основное направление которого русская кухня, стала присматриваться, что у посетителей пользуется наибольшим спросом. Днем люди торопятся, хотят перекусить быстро и сытно, поэтому без выпечки не обойтись. А после восьми часов вечера, особенно под выходные, они приходят отдохнуть, посидеть за красиво сервированным и вкусным столом. Часто заказывают пельмени. «Но помимо этого у нас немало хороших блюд, которые многим нравятся: рагу, соте, отбивные из свинины и курицы. Меняем начинку, и получается то «мясной восторг», то курица «по-царски», главное, что кусок целиком, нежный, со специями. А гарнир подаём по желанию клиента, не только пюре, но и фри, картофельные крокеты, спагетти, рис отварной, ризотто, тушеные овощи».

Кафе расположено на выезде из города, автомобилисты его знают и заезжают перекусить, особенно из Барнаула. Оставляют хорошие отзывы. Зарплата на первых порах была такая же, какую она получала в Казахстане. Хотя для переселенцев, вынужденных оставить там многое из нажитого, конечно, важно искать заработок побольше, чтобы иметь возможность постепенно восстановить потерянное, начиная с приобретения нормальной квартиры.

Над решением квартирного вопроса на новом месте семья Шевцовых задумалась в первую очередь. В Семипалатинске у них была просторная трехкомнатная квартира на левом берегу Иртыша в достаточно престижном районе под названием Китайская стена. Поэтому когда весной начали её продавать, покупатели нашлись. Деньги, правда, удалось выручить такие, что в Рубцовске и двухкомнатную хрущёвку не купить. Осталась хорошая дача, надеются, что после её продажи удастся приобрести какое-то жилье.

Брат Сергей уже переехал в наш край и недавно получил российское гражданство. Работа по специальности тоже нашлась, правда, связанная с командировками. Тяжелее всего расставание с городом, где прошла большая часть жизни, даётся их маме Елене Александровне. В Семипалатинске у неё бывшие одноклассники, коллеги, соседи. Когда возраст подходит к шестидесяти годам, труднее найти новых подруг, друзей. Зато греет мысль, что все её двоюродные братья и сестры уже на Алтае. Одна живет в Рубцовске, пятеро - в Барнауле. Одно время разделенные границей они потеряли друг друга из виду, а теперь их отношения возобновились.

Деньги и компенсации, положенные по программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, Надежда и её брат уже получили. Теперь ждут, когда к ним переедет мама. С ней остаётся Надина любимица – сиамская кошечка по имени Тигра. Двух желтых волнистых попугайчиков девушка сразу увезла с собой в Рубцовск. Сегодня Надежда Шевцова смело смотрит вперед. Ей хочется подняться по нескольким ступеням карьерной лестницы, дорасти до заведующей или администратора большого кафе, поработать в других ресторанах, узнать новую кухню. Она рвется ещё подучиться, планомерно занимается самообразованием. Хотя считает, что профессия повара не та, где в первую очередь нужны документы об окончании того или иного учебного заведения. На больших предприятиях общепита главное - опыт, умение правильно приступить к выполнению заказа, скорость приготовления блюда. И, как все девушки, Надежда мечтает встретить свою вторую половину…

Справка «АП»
По программе «Соотечественники» на сегодняшний день в наш край прибыло 1119 человек, из которых 673 - участники проекта, остальные - члены их семей.
Наибольшее количество переселенцев, по 400 с лишним человек, выехали из Казахстана и Таджикистана, более 80 – из Армении и Узбекистана, 47 – из Киргизии, 17 – из Украины. 20 соотечественников на момент приезда не имели никакого гражданства. Восемь человек поменяли Грецию на Алтай. Кроме того, к нам прибыли переселенцы из Азербайджана, Германии, Молдавии, Грузии, Израиля. Это граждане трудоспособного возраста от 18 до 55 лет, из них около 80 процентов моложе 45 лет.
Третья часть трудоустроенных участников программы работает в ОАО «Сибирь-Полиметаллы» в качестве проходчиков, горных мастеров, водителей, экскаваторщиков, слесарей по обслуживанию и ремонту транспорта, ещё 30 процентов нашли применение своим силам в учреждениях бюджетной сферы: больницах, детских садах, школах г. Рубцовска. Остальные устроены у индивидуальных предпринимателей в качестве поваров, рабочих или открыли своё дело. Некоторые организовали фермерские хозяйства, часть рабочих трудится на предприятиях «Алтайвагон», «Титан», «Алтайкрайэнерго», на Рубцовском заводе запасных частей или железной дороге. Многие уже получили российское гражданство, остальным его оформляют.

Фоторепортаж