Больше чем жив

«Трансмаш» постепенно выбирается из финансовой ямы

00:00, 14 декабря 2012г, Общество 1053


Больше чем жив Фото №1

В ноябре «Барнаултрансмаш» отметил свое 70-летие. В недавнем прошлом завод был одним из основных градообразующих предприятий Барнаула. Рассчитанный на годовое производство и выпускавший до 20 тысяч единиц продукции оборонного и гражданского назначения, завод купался в деньгах. Численность работающих доходила до 18 тысяч человек, и устроиться на работу сюда считалось большой удачей.

Даже трудные девяностые, когда рушилось все и вся, «Барнаултрансмаш», имея пухлый портфель заказов, пережил без фатальных потерь для производства. А в двухтысячных, когда, казалось бы, самое сложное позади, завод столкнулся с вызовами, противостоять которым оказался не готов. Изменилась страна, другими стали границы. В России, как и во всем мире, была пересмотрена военная доктрина. Сверхточное оружие, ракетные комплексы, высокоэффективная авиация - все рассчитано на континентальные расстояния. А львиная доля продукции «Барнаултрансмаша» используется в бронетанковых войсках.

Это, конечно, не значит, что предприятие оборонке стало ненужным. В армии идет постоянное обновление, ремонт существующего парка бронетехники; тысячи единиц российских БТР несут службу в армиях многих стран мира и тоже требуют обновления и модернизации. Поэтому заказами «Барнаултрансмаш» будет обеспечен еще многие и многие годы. Так, в уходящем 2012 году предприятие отгрузило продукции более чем на миллиард рублей. Но сегодня вместо тысяч единиц продукции завод, занимающий более 60 гектаров территории, имеющий более 300 тысяч квадратных метров производственных площадей, изготавливает в год считаные сотни. Это как если бы на мощном тракторе К-700 возить… мешок картошки. Телушка – полушка, да рубль перевоз.

 

Микроскопом гвозди забивали

Во времена всеохватывающего дефицита «Барнаултрансмаш» в рамках диверсификации производства, расширяя ассортимент продукции, выпускал товары народного потребления – мясорубки, детские игрушки и прочее. Но сегодня рынок переполнен товарами ширпотреба, выпускать его - все равно что микроскопом гвозди забивать, ведь станки и оборудование предприятия на 70 процентов уникальны и предназначены производить не ТНП, а детали и узлы именно специального назначения.

На незавидной судьбе предприятий оборонки, в том числе «Барнаултрансмаша», сказалась и невнятная политика Министерства обороны последних лет, когда армия ориентировалась то на закупку исключительно импортной техники, то только на ремонт существующей отечественной. Эту неразбериху с формированием оборонзаказа, о которой вкупе с коррупцией сегодня говорят все СМИ не только в России, но и за рубежом, коллектив трансмашевцев ощущает непосредственно. Буквально в ноябре 2012 года, например, бригаде Ивана Тараданова, чтобы выполнить в срок экспортный заказ, пришлось за полмесяца выполнить месячный план. Не отходили от станков по 12-13 часов, работали без выходных, а последние двое суток вообще не уходили из цеха. Контракт выполнили, репутацию российского машиностроения спасли. Изделия уже плывут морем в далекую Индию. Молодцы, мужики!

Но кому нужна такая лихорадка: сегодня аврал, а в начале года - административный отпуск, так как работы нет? Гособоронзаказ формировался таким образом, что деньги на его исполнение поступали лишь к апрелю-маю. Почти полгода двухтысячный коллектив сидел без дела, а сейчас предприятию катастрофически не хватает людей для выполнения производственной программы. И такая ситуация прослеживалась все последние годы.

Оптимизация без сокращения

Понимая, что так жить нельзя, на предприятии в настоящее время ведут крупномасштабную оптимизацию производства. Это новомодное слово стало у нас синонимом сокращения рабочих. Но на «Барнаултрансмаше» в свое время на этом обожглись: сократив численность коллектива, выплачивая неприлично низкую зарплату, завод потерял квалифицированных рабочих самого производительного возраста. И теперь, как говорит исполняющий обязанности генерального директора Владимир Пенкин, на предприятии работают «или неопытные ребята, или «ребята», которым за пятьдесят». А мастеров среднего возраста попросту нет, как и на всем рынке труда Барнаула. За годы стагнации промышленности они нашли себя в других отраслях экономики. И сегодня при среднемесячной зарплате рабочего на заводе в 18,5 тысячи рублей «Барнаултрансмаш» испытывает кадровый голод. Поэтому резервы оздоровления экономики предприятия здесь видят не в сокращении численности.

В рамках оптимизации производства предусмотрены вывод из производственного цикла и дальнейшая консервация или продажа промышленных и административных помещений. Уже идет передислокация и концентрация оборудования производственных линий. Только в 2013 году предстоит вывести из эксплуатации более 35,5 тысячи квадратных метров площадей. Сегодня получается с точки зрения здравого смысла невообразимое: два станка в цехе заняты в производственном цикле, а помещение необходимо отапливать, освещать, поддерживать в рабочем состоянии, неся огромные затраты, которые ложатся на себестоимость продукции. Выполнение программы оптимизации в 2013 году позволит, по расчетам экономистов предприятия, сократить расходы на содержание помещений более чем на 20 миллионов рублей.

В прошлые времена, когда завод производил сотни единиц продукции в смену, на каком-то технологическом маршруте определенная деталь должна была пройти, скажем, десять операций на десяти станках. Станки были загружены полную рабочую смену, деталь проходила всю цепочку. Сегодня таких на обработку в цех приходит едва ли с десяток в смену. Но технология требует проведения тех же десяти операций. А значит, все станки необходимы, хоть и загружены едва на десятую долю своих мощностей. В отсутствие средств на полную модернизацию технологических линий (а для полного перевооружения только одной необходимы сотни миллионов рублей) на «Барнаултрансмаше» внедряют точечную модернизацию. То есть уже существующие станки «разбавляют» одним-двумя современными многофункциональными, которые позволяют сжать, укоротить технологическую цепочку.

 

Завод ищет единомышленников

Но главное, над чем сегодня работают руководство и специалисты ОАО «Барнаултрансмаш», – это включение в процесс оптимизации рабочих. Есть операции, на которых персонал загружен всего на 13 процентов, то есть в рабочую смену он «делает деньги» всего один час, а остальное время сидит в курилке. Поэтому на заводе создаются бригады и участки, на которых люди осваивают смежные операции, станки, профессии. При этом важно и руководитель завода Владимир Пенкин добивается, чтобы люди сознательно включались в этот процесс:

– Если конкретными расчетами, выкладками показать человеку, что освоение смежных операций – это не увеличение его нагрузки, а приведение ее к норме, что, освоив несколько станков, он выигрывает в зарплате, мы получим в лице рабочего своего единомышленника. Если бездумно заставим делать лишнюю, на его взгляд, работу, мы получим оппонента, – убежден Владимир Дмитриевич.

Кардинально меняется и ситуация с размещением заказов оборонно-промышленного комплекса: впервые за многие годы деньги под заказы 2013 года на «Барнаултрансмаше» ждут уже в январе. А значит, можно планировать ритмичную, без вынужденных отпусков и неоправданных авралов работу. Под производственную программу загодя и в нужном объеме закупать материалы и комплектующие. И сама программа на следующий год предусматривает увеличение объемов производства более чем на 20 процентов. При выполнении всех намеченных в бизнес-плане мероприятий по оптимизации, модернизации и снижению непроизводственных затрат предприятие впервые за последние годы планирует не только сработать без убытков, но и получить хоть небольшую, но прибыль. Поэтому заводчане смотрят в будущее не только с надеждой, но и с уверенностью. ОАО «Барнаултрансмаш» сегодня больше чем жив.

Василий КАРКАВИН

Справка «АП»
«Барнаултрансмаш» образован в 1942 году на базе эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. В настоящее время предприятие входит в холдинг «Базовый элемент», контролируемый Олегом Дерипаской.

Фоторепортаж