Пимы из наукограда

Валенки ручной работы от супружеской четы из Бийска носят губернаторы, спортсмены и актеры

00:00, 10 января 2013г, Общество 3678


Пимы из наукограда Фото №1

В 1996 году абсолютно незрячий человек научил бийчанина Николая Дитца валять войлочные носки. В 90-е в многоквартирных домах Бийска было холодно, как при военном положении, поэтому чуни – тонкие валенки ручной работы - пользовались популярностью среди горожан. Тогда Николай катал пимы, а его жена Лидия продавала их на базаре. Сейчас самокатки от супругов Дитц везут из Бийска в другие города России и даже за границу.

Уроки Макарыча

- Однажды Макарыч – это мой учитель и начальник - рассказал, как он принес бабке Шанурихе, соседке, перебить валенки. Она сделала все по уму и получила за свою работу деньги. Макарыча это задело за живое, мол, почему я, мужик, и не могу сам перебить?! И он пошел к Шанурихе учиться катать пимы. Позже оборудовал в подвале своей десятиэтажки коморку, где три года делал «грелки» для ног, - рассказывает Николай Дитц.

Когда Анатолий Астанин, которого бийские умельцы называют учителем, стал директором центра реабилитации слепых, то сразу открыл при нем пимокатку. Благодаря Анатолию Макаровичу многие семьи Бийска и края освоили народный промысел.

- Макарыч звал меня в учителя. Отказался: то я посторожил и пошел валять, а так шесть дней в неделю надо преподавать и никаких валенок. Со временем многие бросили промысел. Остались только мы с Лидой и еще семья Фаниса, - говорит Николай.

Куделины и котлярки

По осени супруги Дитц ездят по деревням края в поисках сырья. К началу пимокатного сезона они заготавливают полтонны короткой овечьей шерсти, которую в хозяйстве обычно выбрасывают, а для валенок – в самый раз. Население продает сырье по 40-50 рублей за килограмм. Дома Лидия и Николай перебирают ее и раздергивают, смешивают с белой шерстью и отправляют в чесальную машину, или, как говорят хозяева мастерской, шерстобитку, которая делает куделины.

- Вот смотрите, как катаются, или валяются, валенки, - говорит Лидия, раскладывая воздушными слоями шерсть в виде прямоугольника размером 50 на 50 сантиметров. Нужную толщину заготовки и количество шерсти для определенного размера женщина определяет на ощупь. Закладка длится два часа, столько же Николай катает валенок: сворачивает его конвертом, раскатывает, надевает изделие на котлярок (брусок, с помощью которого устанавливают размер. – Авт), отбивает и вытягивает носочек. Сушатся самокатки почти 12 часов. Итого в сутки супруги Дитц валяют три пары белых или серых пимов – натуральные изделия и никакой химии. Ведь черные потому и холоднее серых и белых, что подвергаются химической обработке.

Пока Николай показывает, как катают валенки, Лидия закладывает новую пару и успевает отвечать на телефонные звонки - заказчики звонят каждые полтора часа. И так каждый день - всю зиму.

Единственный секрет, который не раскрывают Лидия и Николай, - это села, где они закупают шерсть. Говорят, конкурентов в крае много.

Однажды незнакомый мужчина привез мешок козьей шерсти – настолько короткой, что даже валенки катать из нее было невозможно. Тогда супруги стали подмешивать ее к овечьей.

- Такие теплые пимы получились – просто печка для ног! – признается Лидия.

«Гулливеры» и «лилипуты»

Валенки от супругов Дитц раскупают все три зимних месяца. Весной и летом охотников до них уже нет, но муж с женой продолжают катать. Иначе следующей зимой жди столпотворения. Нынче по семейным обстоятельствам Лидия и Николай остались без запасов, с очередью покупателей пришлось разбираться три недели без отдыха.

- Катали валенки для борца Александра Карелина. У него нога 47 размера! Здоровенный мужик, как и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, которому катали чуни 46 размера для бани, - говорит хозяин мастерской. – Это редкие размеры. Пришлось делать персональные колодки. Зато Карелин был доволен. Его мама рассказывала нашей дочери, которая живет в Новосибирске, что Александр в них даже дома ходит. Наши пимы носили Михаил Евдокимов и его друзья - Лев Дуров, Александр Михайлов.

Лилипутские валеночки 14 размера Николай и Лидия делали для полуторагодовалого ребенка. Женские самовалки супруги Дитц продают до полутора тысяч рублей за пару, мужские стоят 1700 рублей. Перекупщики из Новосибирска ещё и тысячерублевую наценку делают. Кстати, не так уж это и дорого, если учесть, что в бийских пимах лет по десять ходят.

- Катал валенки бабке Наташе, - говорит Николай Дитц. - Так она в них круглый год – и зимой и летом. А вес у нее килограммов 140. Неудивительно, что бабуле хватало обувки всего на год. Посоветовал пимы подшивать, тогда им сносу не будет.

Цифры
1000 килограммов овечьей шерсти на 600 валенок хранится на чердаке мастерской Николая и Лидии Дитц. За 16 лет супружеская пара сделала четыре тысячи пар популярной в Сибири обуви. Этого количества хватило бы на четыре пехотных полка!

Справка «АП»
История валенок прослеживается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.
Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат.
Не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами. Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве» (XII век). Первая русская обувь из войлока, вероятнее всего, была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века.
В России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – чесанками и катанками, в Тамбовской и Тверской областях – валенцами, в Сибири – пимами. Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали волнушечками и выходками, а из овечьей – катанками.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж