Боевая единица

00:00, 18 января 2013г, Общество 1689


Боевая единица Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Есть в наших зеленых массивах, измеряемых миллионами гектаров, небольшие подразделения. Раньше назывались участковыми лесничествами, а после введения в действие нового кодекса и перемен, последовавших затем, превратились они в хозяйственные участки предприятий лесопользователей. В Черемновском поменялась вывеска, а главным так и осталось служение лесу.

Житейские истины

Виктор Девяткин только что из бора вернулся в кепке, легкой куртке. Спрашиваю, а не холодно ли? Вон как прихватило после больших снегопадов.

- Эта кепка меня греет и в пятьдесят градусов, такие морозы были в 2009 году, я в ней и в лес, и в город. А шарфы не люблю, в них тесно…

На все у него свой взгляд, свое мнение. Считает, что в ленточном бору нужно за деревьями следить, вовремя их убирать.

- Да как же так, это же реликтовый лес, можно сказать, наше все, а вы в нем хозяйствуете? Вот покажите мне двухсотлетнюю сосну.

Интересно, что скажет?

В ответ прочитал небольшую лекцию.

- Во-первых, столько в наших климатических условиях сосны не держатся, у них свой жизненный срок. Во-вторых, мы выполняем все, что назначает лесо-устройство. У нас в бору есть и зрелые сосны, и молодые. Правильный лес, одним словом.

Это означает, что грамотно с ним обходятся. В частности, при отводах точно выбирают деревья под рубку ухода, а здесь нужны опыт и знания. Молодой мастер может ошибиться, не на ту сосну отметину поставить. Но есть время - не менее полугода, чтобы проверить качество его работы.

- Всегда проверяю отвод, - говорит Виктор Девяткин, - вместе идем, я сам поработал в молодости и мастером, и лесником, прошу обосновать, почему из трех сосен, растущих рядом, наметил именно эту. Объясняю, что правильнее будет на другое дерево печать поставить, потому что ствол у него кривоватый, а хвоя слабовата. Словом, глядеть в оба и не торопиться...

- Смотрите, - продолжает он, - вот стоит сосна, крона у нее богатая, ствол прямой, хвоинки длинные и шишки крупные. Такое дерево сразу заметишь, но нельзя его трогать - от него сила идет всему лесу. Это как доброжелательный мудрый человек - он своим настроением, отношением к жизни других поддерживает, а у тебя почему-то сил прибавляется.

Его наглядные уроки, дотошные проверки, доходчивые беседы спасают не только этот правильный лес, но и воспитывают молодого коллегу.

Какие требования предъявляет Виктор Девяткин к работникам участка?

Да вот хотя бы у лесника Анатолия Ладайкина спрошу. Он более десятка лет работает здесь, представитель семейной династии Ладайкиных, его брат Михаил тоже лесник, а племянник Николай трудится в бригаде.

Анатолий Иванович сказал коротко:

- Порядок любит. Вот и делайте выводы.

А что сам Виктор Геннадьевич скажет?

- Важно, чтобы был неленив, лес понимал. Свое дело знал и делал его отменно, а упрям ты или еще каков, мне, руководителю коллектива, не важно. Характеры у всех разные. Главное – служить лесу честно, - говорит он.

Этому лесу он отдал двадцать четыре года. Знает его вдоль и поперек. Ходят легенды, что Девяткин с завязанными глазами в нужный квартал бора придет. Глаза ему никто не завязывал, а вот ориентируется в дебрях как птица в небе. Кстати, не однажды задом наперед, выражаясь его словами, проходил бор. Объяснил, что не нарочно, просто так получалось.

- Когда делаешь отвод, вешки ставишь от себя, а сам отступаешь, ну и прошел пятясь и без оглядки.

Спрашивают его, почему он лес так знает? Отвечает:

- Да я же везде был, помню, что и где растет. Не видел таких мест, где можно заблудиться.

 

Однажды ночью

К нему и обращаются за помощью, когда ищут потерявшихся людей. Грибники летом заплутают, ягодники, а кто дорогу зимой потеряет, кто-то и машину. Мало ли ситуаций, которые жизнь то и дело преподносит?!

Бывало, когда все силы бросали на поиск, а то и один отправлялся, чтобы людей не тревожить.

Светлана Девяткина, его жена, говорит, что за Виктора всегда переживает, только вида не подает. В тот субботний вечер все складывалось спокойно, дождь пошел – уже радость, что пожара не будет. Баньку истопили, помылись, поздно, пора спать. Звонок - и Виктор срочно стал одеваться. Говорит, поеду в лес, дети заблудились, это из МЧС позвонили.

С ним поехала.

- Ночь, под светом фар лужи, ни о чем не спрашиваю, дома-то за него изводилась бы, нашел – не нашел, металась бы из угла в угол, а так хоть вдвоем. Помогу. Детей двое, лет по тринадцать, они на велосипедах.

Нашли! Под утро привезли мальчиков в их деревню, что в Калманском районе, высадили возле дома.

Почему он никого из лесников не взял на поиски?

- Так ночь же была, суббота, людям отдыхать надо, - отвечает.

Виктор и Светлана знают друг друга со школьных лет. Имеют сына и дочь. Дочка выбрала свою дорогу в жизни, а сын Андрей работает вместе с отцом - замначальника участка. Долгое время трудился мастером. Работу в лесу предпочел профессии политолога и после окончания университета поступил в Бийский лесхоз-техникум. Почему? Говорит, перетянула отцовская наука.

- Лес сегодня сын знает лучше меня. Хороший из него лесничий получится, - говорит Девяткин-старший. – Двое - это уже династия...

В багажнике Андрей Викторович держит специальную емкость, куда складывает мусор, собранный под деревьями. Потом отвозит на свалку. Тоже родительская наука - начни с себя. Светлана Ивановна работала воспитательницей в детсаду, сегодня - замдиректора школы по хозяйственной части. Милая, обаятельная, голос негромкий, а скажет - хочется к ее словам прислушаться. Главное, что она понимает ту ответственность, которая лежит на плечах мужа…

В молодости еще просила мужа: возьми нас с собой в лес, выходной же, ты тоже имеешь право отдохнуть. Пойдут, скажем, по грибы. Так Виктор сначала осмотрит, где сухостой. А Светлана рядом, боится отстать, какие там грибы!

- А потом приноровилась, - говорит, - иду собираю, мужа не дергаю, он каким-то чутьем знает, в каком месте нахожусь. Когда он за порог, у него в голове работа...

 

Такой порядок

Разговаривали мы как-то с Виктором Геннадьевичем о контроле лесном. Считает, что это не унижает, а помогает правильному видению ситуации. Лесохозяйственный участок контролируется отделом полномочий по Барнаульскому лесничеству управления лесами края. А еще, например, в штате арендатора лесов есть служба безопасности, которая ведет борьбу с незаконными рубками. И они проверяют не для того, чтобы человека наказать, а чтобы все было по закону. Закончил свою беседу о порядке в лесном деле начальник лесохозяйственного участка простым примером.

- Жена говорит, мол, что это у тебя крапивень выросла у калитки конторы? А я каждый день хожу и не вижу. Навел порядок. Свежий глаз все замечает.

Бор сил прибавляет. Воздух здесь зимой особенный, а ощущение необычное. Будто и время застыло. Этим соснам под сто лет, рядом с ними еще подростки. А неподалеку такие маленькие, даже макушек не видать – полностью спрятались под толстым снежным одеялом. Где-то бежит подо льдом речка Барнаулка, сколько бор тянется, столько и течет. Замечательная лесная речка, ей силу сосновый бор дает. Из нее воду можно пить. А вокруг - красота необыкновенная. Зимний лес спокойнее, чем летний, что говорить. Здесь нет суеты. Тишина. Хвост беличий мелькнет в кроне, снег долго сыплется, засмотришься, как падает, да и заметишь заячий след. Сейчас это уже редкость, не то что раньше. Третьего дня козочек увидел, радуется. Ехали с трактористом Александром Федченко, прямо в десяти метрах от трактора выскочили красавицы, а потом сиганули в чащу.

- Обрадовался, что хоть они остались. Я за всю жизнь ни одну не застрелил, не охотник и не рыбак. Мне жаль лесных обитателей, - говорит Виктор Геннадьевич. - Борются лесники и с браконьерством. Слово здесь тоже важную роль играет, - считает он.

 

В час тревоги

С весны обычно начинается высокое напряжение. И в минувший сезон оно присутствовало с особым накалом повсюду. Ситуация сложная – горела сибирская тайга, дым застилал и нашу округу. В иные дни и на километр не могли ничего разглядеть, а с 54-метровой наблюдательной вышки, оснащенной видеооборудованием, передавалось на монитор дежурного изображение сплошной пелены.

Рабочая службы Наталья Перевозникова, другие ее коллеги, а на этом участке их еще трое, сменяли друг друга, не оставляя вне поля зрения лес. А все шесть лесников Черемновского лесохозяйственного участка перешли на наземное патрулирование, отслеживал каждый свои гектары. Все брошено на сохранение бора от огня. И за пожароопасный сезон произошло всего пять загораний.

Как удалось? Рядом поселок с почти пятитысячным населением. В местный бор не заказан доступ и горожанам, едут, идут, лес как магнит всех притягивает. Отвечают просто:

- У нас такой порядок. Предупреждали, напоминали об опасности детям и взрослым, на дорогах и в поселке, на лесной тропе и возле школы, магазинов. Нужно убедить, что обязан затушить костер или окурок и почему вдвойне осторожнее надо вести себя в лесу в пожароопасный сезон. Люди понимают, когда им говорят без раздражения и надрыва или просто делятся, что уже сделано для спасения леса от беды, какая обстановка в их бору.

Глава Черемновской администрации Сергей Зябкин рассказывал, как действовали они против лесных пожаров. Работа с населением - да, это очень важно, а еще уничтожили камыш вокруг водоемов. Заросли те были раньше причиной загораний.

Первый пожар, в тушении которого принимал участие Виктор Девяткин, он запомнил на всю жизнь. 1989 год, сентябрь. Работал тогда лесником. Механизатор, пахавший зябь, запалил солому. Пожар, подхваченный ветром, фронтом в полтора километра двинулся на бор. Брошена была на его спасение техника. Помогла справиться с огнем смекалка знающих людей. Рассказывает, что лесник Василий Попов побежал впереди трактора, которым управлял Иван Иванов, и они отсекли бороздой путь огню в нужном месте. Помог еще малинник, пышный, зеленый, не смирившийся с наступлением осени, он тоже задержал пламя.

Вот и скажите теперь, нужны ли лесу, кроме деревьев, ягодники, кустарники и прочие заросли?

- Люди должны знать, какую опасность несут сельскохозяйственные палы, очищение огнем полей от прошлогодней сухой травы, - говорит Виктор Девяткин.

Да, большой долг у нас всех перед лесом, родной природой. Часто поступаем неразумно, плохо – даже не знаю, как это назвать, когда на ходу автомобиля человек в окно выбрасывает окурок, а от него загорается лес. Когда оставляет мусор под деревьями. Это я рассуждаю в сердцах, на что Виктор Девяткин замечает следующее:

- За шиворот никого из леса не вытащишь, сосны не огородишь, а вот более тщательно наблюдать за обстановкой надо. На то и поставлены лесоводы с петровских времен на эту службу. - Кстати, вновь он повторил: там, где есть контроль, порядка больше.

Павловский район.

 

Справка «АП»
Виктор Девяткин родился в 1961 году. Учился в Черемновской средней школе. Окончил Бийский лесхоз-техникум, Алтайский сельхозинститут по специальности. В лесном хозяйстве работает с 1988 года лесником, мастером, лесничим. В настоящее время - начальник Черемновского лесохозяйственного участка Барнаульского филиала ЗАО «Алтайкровля».
Территория Черемновского участка Барнаульского ленточного бора - более восьми тысяч гектаров.

Фоторепортаж