«А если не ездить, то и не жить театру»

Молодежный театр Алтая вернулся с Володинского театрального фестиваля «Пять вечеров», проходившего в Санкт-Петербурге 7-11 февраля, с чувством «особенного достоинства»

00:00, 16 февраля 2013г, Культура 2275


«А если не ездить, то и не жить театру» Фото №1

Володинский фестиваль уже в девятый раз проводится стараниями Марины Дмитревской, создательницы и главного редактора известного на всю Европу «Петербургского театрального журнала», держащего руку на пульсе российского театра.

Фестивали рассчитаны на «первый-второй»: на «первых» показывают только спектакли, поставленные по пьесам Володина, на «вторых» - еще и пьесы других драматургов, но проникнутые «володинским» духом, как сказано в тексте на интернет-странице фестиваля, «вписанные в очень четкие нравственные координаты, проникнутые любовью к человеку». Победителей на фестивале не определяют – всем участникам выдается статуэтка Александра Володина работы писателя, сценариста, режиссера и скульптора Резо Габриадзе.

Так как нынешний фестиваль был «второй», на нем кроме володинских спектаклей «Сестра Надежда» режиссера Александра Марина из Московского театра-студии Олега Табакова и «С любимыми не расставайтесь» (МТА, Барнаул) были еще «Утиная охота» Вампилова, поставленная режиссером Юрием Бутусовым в болгарском Национальном театре им. Ивана Вазова (София), спектакль Елецкого драматического театра «Бенефис» «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович и «Край одинокого козодоя», поставленный Народным молодежным театром-студией «Шанс» из Рязани по пьесе Саши Соколова.

Фестиваль открывался спектаклем театра-студии Табакова, а на другой день наш МТА играл «С любимыми не расставайтесь». Интерес к спектаклю был огромный, так как театралы уже видели «Прекрасное далёко» и «Прощание славянки» нашего театра.

- Я перед спектаклем сходила в храм, свечки поставила. И за то, чтобы все у нас получилось, и за здравие Валерия Сергеевича Золотухина, который сейчас в больнице… – говорит Татьяна Козицына, директор МТА. – Позвонила Золотухину, сказала, что через некоторое время начнем играть. Он сказал, что будет молиться за нас. На наш спектакль сбежался весь Петербург... зрители сидели «друг на друге». Сыграли. А после спектакля – обсуждение. Наши пришли все, к удивлению критиков. Никто не напугался. Когда обсуждали табаковцев, некоторые сбежали. А мы пришли. Не хвалясь, скажу, что все отметили достоинство нашего театра. Достоянием нашим является то, что мы сохраняем индивидуальность наших актеров. Как в «Славянке», у них не было нужды перевоплощения, так и в «С любимыми не расставайтесь» - они тоже рассказывали про себя. Критики говорили несколько часов. Был спор. Нас спросили – почему они все у вас уткнулись в телефоны и компьютеры? За нас одна девушка, критик, недавно приехавшая в Петербург из Кемерово, ответила: «В провинции так и происходит, потому что в Интернете человек попадает хоть немного, но в другую жизнь».

«Гаджеты в спектакле служат аллегорией разобщения. Стилистика выдержана, но к историям из пьесы она не имеет отношения. И этот зазор заставляет задуматься скорее не о том, что мы разучились общаться в реале, а о том, что и герои Володина не умели. У нас-то хоть социальные сети есть!» - пишет в своем отзыве об увиденном на фестивале спектакле петербургский критик Анастасия Трушина. И еще: «Шанса на соединение режиссер героям не дает. В финальной сцене они сидят на диване, упершись взглядами в пространство перед собой, и не могут преодолеть некоммуникабельности. Единственное, на что способна Катя, — это методично повторять: «Я скучаю по тебе, Митя! Я скучаю по тебе!» Может быть, получилось бы лучше, если б она написала СМС?..»

Особенность подобных мероприятий в том, что здесь не ставят оценок – здесь размышляют о пройденном и предстоящем пути. Какой может быть театральная дорога, показал своей «Утиной охотой» болгарский театр им. Ивана Вазова.

- Сцена покрыта вишневого цвета шелковой огромной тряпкой, и на этой тряпке бесконечное множество предметов – шкафы, все разные, зеркала, двери, гуси, еще что-то, – рассказывает Татьяна Козицына. - По бокам сцены какие-то люди почему-то в балетных пачках и черных трико. На авансцене – микрофоны. Но когда начался спектакль… До такой степени все отточено, что актеры на каблуках, а их не слышно. Они как гуттаперчевые. Когда они начинают танцевать, это даже не танец – это выражение потрясающего внутреннего состояния, которое можно выразить только движениями. Зилов – тореадор! Больше пяти часов шел спектакль, но мы и не заметили, это было будто мгновение. Мы потеряли дар речи от мастерства и от филигранности актерской…

Вот именно ради таких впечатлений и затеваются фестивали. Каждая поездка на подобное мероприятие для актера из российской глубинки – выход в свет. Да и для столичного – тоже. Актеры и театры, как бы там ни было, все равно варятся в собственном соку, и только такие акции позволяют им взглянуть на себя со стороны, показывают истинную пропорцию.

- А если не ездить, то и не жить театру... – говорит Татьяна Козицына. - Только в таких поездках театр может осознать своё место в ряду коллег, понять, на каком свете мы живем сегодня и на каком свете нам надо жить завтра. Бывает, что, когда отрываешься от высокого и большого, есть ощущение отлета. А тут – нет. Все осталось с нами. У меня впервые это ощущение. Впечатлила меня эта поездка. И не только меня. Видно было, что и на ребят это произвело впечатление - степенные лица, степенные беседы. У меня было чувство особенного достоинства…

Кстати, насчет завтра – итогом фестиваля стали несколько знаковых решений. Во-первых, Дмитрий Егоров подал заявление с просьбой принять его на должность главного режиссера и был принят, что уже само по себе радость – театр без главного режиссера живет плохо. А Дмитрий Егоров – режиссер удивительный, уникальный.

Во-вторых, на фестивале родилась идея «Арт-штудий».

- Зрителей надо готовить к театру... – говорит Татьяна Козицына. – «Арт-штудии» – это несценические формы деятельности, многообразная работа: интересные люди, которые рассказывали бы о своей жизни; лекторий, в который хотим приглашать аналитиков театра из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. У нас определенный контингент зрителей, задачи театра и школы часто не совпадают. Они и не должны совпадать, но их можно приблизить. Наш зритель – дети и молодежь – очень отзывчив. Однажды мы проводили конкурс «Первый бал Золушки» и были просто завалены стихами и рисунками. А если все это опубликовать? Выставку сделать? А если договориться с администрацией района и победителей привезти? Создание образа театра должно быть многогранным. В Москве есть уроки литературы средствами татра. Это делает Театр.doc. Они заключают договоры со школами, и актеры на уроке какие-то произведения разыгрывают сами, какие-то – со школьниками. Масса всяческих решений, но все – средствами театра. Первым событием в рамках «Арт-штудий» будет фестиваль речи «Музыка слова».

Фоторепортаж