На Алтае – самая чистая русская речь!

В Барнауле 25-27 марта прошёл традиционный фестиваль

00:00, 27 марта 2013г, Общество 1722


На Алтае – самая чистая русская речь! Фото №1

Хотя нынешний фестиваль пятый, но проводится он с 90-х годов, просто с большими перерывами. Нынче он состоялся в рамках программы «Барнаул – культурная столица Сибири».

- Начали мы вместе с Галиной Зориной уже почти 20 лет назад… - рассказывает директор фестиваля Татьяна Козицына. – Я придумала этот фестиваль в память о своей преподавательнице сценической речи в ГИТИСе Ирине Петровне Козляниновой. Наш фестиваль не только о том, чтобы четко говорить. Он о культуре речи в самом широком смысле слова – это приобщение к поэзии, прозе…

Малый зал Молодежного театра заполнился настолько, что стулья собирали по всему театру. Пришли около 200 человек студентов и преподавателей разных вузов, актеров разных театров и околотеатральной публики.

Председатель жюри Юрий Васильев, заслуженный деятель искусств и профессор Санкт-Петербургской академии культуры, рассказал о сути фестиваля так:

- Художественное чтение трудно тем, что читать то, что было, надо так, как будто оно происходит здесь и сейчас. Это не конкурс чтецов – это актерские высказывания. Во-первых, здесь актеры пробуют реализоваться сами по себе, а не через привычную работу с ролью. И это поднимает их творчество. Актер готовится, и эти два-три месяца – его внутренний рост. Во-вторых, когда на таких конкурсах слушаешь литературные произведения, понимаешь, что слышишь в них новое. А самое важное – на таком конкурсе мы можем дать возможность актеру реализоваться профессионально и художественно…

Интересно, что, как признался нам Юрий Васильев, на первом курсе театрального училища он по сценической речи получил двойку.

- Шепелявил, - смеется сейчас Васильев. – Но потом я с этим справился…

Первым для затравки выступал актер театра драмы заслуженный артист РФ Михаил Переверзев. Он читал рассказ Шукшина «Дядя Ермолай». Рассказ, в общем-то, известный – как двоим парнишкам велено было охранять зерно, а они по дороге в дождь и грозу заблудились, заночевали в какой-то попавшейся по пути скирде, а потом никак не хотели признаваться в этом бригадиру дяде Ермолаю и так и не признались. Но то ли читал я это уже давно, то ли, как и говорил Юрий Васильев, на слух открывается даже в знакомом тексте что-то новое, но рассказ и правда был другой. Поле, ночная гроза, нутряное тепло скирды, в которую забрались пацаны, – все оживало перед завороженным зрительным залом, который и вздохнуть боялся.

- Чтобы освоить сценическую речь, надо тренироваться ежедевно, как гимнасты тренируются.… - рассказывал нам потом Михаил Переверзев. – Я сейчас, после почти 40 лет работы на сцене, могу, конечно, и не каждый день заниматься, но перед спектаклем обязательно делаю упражнения, чтобы размять речевой аппарат. С тех пор как я пришел в театр, владение речью изменилось только в худшую сторону. Хороших педагогов по сценической речи мало – это штучный товар. Нас еще спасает то, что на Алтае – самая чистая русская речь, без говоров.

- Фестиваль речи – это большое дело! – говорит председатель алтайского Союза театральных деятелей, директор театра кукол Галина Шнайдер. – Победа в нем – большое достижение. На прошлом фестивале Гран-при взял наш актер Юрий Антипенков, и он основательно изменился, он творчески окрылен и вдохновлен.

Фестивальная программа распределена на три дня. Сегодня – финальные выступления и вручение Гран-при. Кто стал его обладателем, мы сообщим в следующем номере.

 

*   *   *

Из рассказа Шукшина «Дядя Ермолай»:
«Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе».

Фоторепортаж